В Перми в Саду Декабристов состоялось торжественное открытие памятника Федору Михайловичу Достоевскому. Дата открытия была приурочена к дню рождения великого русского писателя, философа и мыслителя. Он был в нашем городе два раза проездом: по пути на каторгу и возвращаясь домой из ссылки.
Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин поблагодарил всех, кто принимал участие в создании монумента, и отметил, что произведения Ф.М. Достоевского популярны во всем мире и учат любви к ближним, милосердию, следованию высоким нравственным идеалам.
Глава Пермской митрополии высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил чин освящения монумента и пожелал собравшимся читать и перечитывать книги писателя, пережившего многие превратности судьбы и преодолевшего их с помощью Божией.
С открытием памятника горожан поздравили председатель наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова и председатель Пермского отделения Российского общества Ф.М. Достоевского, доктор филологических наук, профессор Пермского университета, идейный вдохновитель и организатор установки монумента в Перми Олег Сыромятников.
На церемонию открытия пришли школьники, студенты, представители духовенства, активные и неравнодушные к облику города и классической литературе пермяки.
- От начала идеи увековечить в Перми память Федора Михайловича Достоевского до ее осуществления прошло более десяти лет, - рассказывает пермский скульптор, автор художественного решения Алексей Матвеев. - Ко мне пришли и рассказали о своем замысле профессор университета Олег Иванович Сыромятников и краевед Владимир Федорович Гладышев. Сначала мы решили сделать мемориальную доску, затем - горельеф (вид рельефа, переходящий в объемную скульптуру), потом - бюст, а там идея плавно переросла в создание ростовой фигуры. Огромный пласт административно-подготовительной работы - согласование проекта, утверждение места для памятника, вопросы финансирования - мужественно взял на себя Олег Иванович Сыромятников. Более десяти лет он решал эти проблемы, написал сотни (если не более!) писем во всевозможные инстанции, сталкиваясь порой с непониманием важности нашего вопроса со стороны чиновников, представителей крупного бизнеса и общественных деятелей. И только два года назад вопрос об установке памятника наконец был решен положительно!
Фигура писателя отлита в бронзе и составляет три метра в высоту. Художественно-архитектурную часть проекта выполнили архитекторы Александр Рогожников и Геннадий Воженников. Постамент памятника изготовлен из кольского гранита, редкого камня красивого и благородного темного, почти черного оттенка. Общая высота монумента вместе с постаментом - около шести метров.
Большинство пермских краеведов склоняется к версии, согласно которой Ф.М. Достоевский по пути следования этапа в Сибирь останавливался в нашем городе как раз в том месте, где сейчас находится Сад Декабристов. Поэтому вполне закономерно, что место для установки скульптуры было выбрано именно здесь. Памятник удивительно гармонично вписался в пространство сквера посреди высоких, стройных черноствольных лип. Он стал своеобразной смысловой точкой притяжения, напоминая горожанам о творческом наследии великого писателя. Есть планы по дальнейшему развитию этого места, например, по обустройству литературного сквера около монумента.
Федор Михайлович Достоевский изображен в полный рост, в накинутой на плечи арестантской шинели и с Евангелием в правой руке. Под шинелью он одет в самую простую одежду: рубаху-косоворотку, штаны и сапоги.
- Каждая деталь скульптуры имеет определенную символику, - раскрывает замысел Алексей Матвеев. - Из Сибири писатель привез домой две вещи - шинель, которой дома укрывался до конца жизни, и Евангелие, подаренное ему одной из жен декабристов. Шинель - это символ крестного пути писателя: четыре года на каторге и пять лет поселения и службы в солдатах. В течение этого времени шло его духовное перерождение, переосмысление многих вечных вопросов жизни человеческой. А их невозможно было решить, не испив горькой чаши общественного отвержения и презрения к преступникам и каторжанам, не погрузившись на самое дно социальной жизни. Именно такая одежда под шинелью в художественном решении - это отсылка к простым людям, «униженным и оскорбленным», с которыми писатель соприкасается в Омском остроге, разделяя все тяготы и нужды людей «Мертвого дома». Евангелие - единственная книга, которую разрешали иметь при себе на каторге. Дома, в Петербурге, оно стало настольной книгой писателя, все страницы пестрят пометками Федора Михайловича. Это Евангелие сохранилось до наших дней, сейчас выставлено в музее. Без Евангелия представить Достоевского невозможно, даже мысли не возникло, чтобы памятник был без него!
В основании постамента находятся симметрично расставленные кольца, и это тоже символ. Скульптура изображает момент, когда писатель «идет» по направлению от тюрьмы, вверх по склону сквера, он уже свободен, цепей на нем нет, но остались внутренние «зарубки и раны». Каторга кардинально изменила его мировоззрение, а также политические взгляды на способы переустройства общества. Это тот самый опыт переосмысления, который он вскоре переплавит в свои бессмертные литературные произведения. Ключом к нему послужило именно Евангелие.
Для изображения лица Федора Михайловича Алексей Матвеев использовал все имеющиеся в доступе живописные портреты и фотографии. Портрет кисти Василия Перова стал для пермского скульптора безусловным творческим ориентиром. Как вспоминала жена писателя А.Г. Достоевская, именно Перов «сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа».
- И мне очень хотелось передать это состояние в скульптуре, - отмечает Алексей Матвеев, - момент кристаллизации духа и глубокого внутреннего сосредоточения.
Алексей Матвеев окончил уральский филиал «Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова» в 2000 году. Наиболее известные его работы: памятник Ермаку в Чусовом, а в Перми: памятник Александру Попову, бюст Сергея Суханова, бюст Евгения Вагнера, памятник Павлу Преображенскому, бюст Великого князя Михаила Александровича.
Елена Колесниченко
Все новости за Ноябрь 2024
2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь
2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста
18 лет
18+
Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии
Телефон: +7 342 257 9049
E-mail: