Трехглавый режиссер дыхнул огнем на Достоевского
28.02.2012 14:01

В феврале на большой сцене Пермского академического Театра-Театра» прошел очередной показ спектакля «Дядюшкин сон» по повести Достоевского. И вновь после спектакля зрители вышли несколько озадаченные. В чем дело?

«Могучая тройка», создавшая спектакль, постаралась на славу. Борис Мильграм придал действию характер коммерческого шоу. Эдуард Бояков в литературной обработке повести подчеркнуто открестился от классической подачи произведения, а Филипп Григорьян нагромоздил на сцену все, что удалось найти на пермских городских помойках. В общем, сделали по-настоящему актуальный современный спектакль.

Полный отказ от писательского замысла в подаче литературного произведения привел к утере авторского взгляда на человека и мир. Словесный текст получил на сцене лишь внешнее, неубедительное оправдание. Эта леди считывает мужскую психологию на раз, и мгновенно подстраивается под желания клиента. Очень ценная особенность, думаю, именно это, а не отличная фигурка и подвешенный язычок и позволили моей леди стать востребованной, шикарной проституткой в центре Москвы . Если женщина умеет исполнять желания мужчин до того, как они их выскажут, она имеет право на высшую ступень иерархии гейш, в традициях японской школы любви. Ну а у нас, в России, таких просто обожают, и не отпускают от себя. Таковы распевы монологов первой дамы в Мордасове Марии Москалевой, которую играла актриса Анна Сырчикова, тараторство Михаила Орлова, исполняющего роль Павла Мозглякова, невыученный (как бы? или специально?) актером Иваном Горбуновым текст учителя Зины, невнятная речь жителей Мордасова.

Главный акцент был сделан на сценографию и костюмы персонажей. Неподражаемо изображение главного героя - Дядюшки. В гриме Владимира Ленина и космическом скафандре, в стеклянной трубе с водой, этот персонаж приобретает странное символическое значение. Образ Дядюшки в спектакле - старость и немощность в некой космической невесомости, где тело не подвластно разуму - хорошо читается и воспринимается зрителем. Но если вспомнить создателя «Дядюшкиного сна», об этом ли он говорил, и была ли именно такая идея, в принципе, в тексте писателя?

Основной сюжетный мотив повести - появление неожиданного столичного гостя в провинциальном городе, вызванный этим переполох и борьба невест Мордасова за внимание знатного господина. Именно здесь Достоевский впервые показал русскую провинцию, сюжет произведения построил на основе события, вызвавшего общественный скандал, возмутившего ход тихой и ничем не примечательной жизни. Изображение провинциального скандала, некоего большого общественного потрясения для всех персонажей, имеющего комический характер - с точки зрения писателя. Вот истоки драматического действия и жанровой природы для спектакля. Но водевильный, полушутливый тон повести создатели зрелища превратили, как публично заявил Эдуард Бояков, «...в крепкую психоделическую драму».

Запомнилось сценографическое решение - огромная ржавая труба, которая в нужный момент поднималась вверх и открывала стеклянную трубку, в которой сидел Дядюшка; на полу рассыпанный горох, имеющий функцию песка; барханы на заднем плане; современные гламурные костюмы всех героинь... Увиденное никак не отражало ту русскую провинцию, о которой писал Достоевский. Да и современностью здесь не пахнет. Все это безумство на сцене было шокирующее, и простодушного зрителя, который никогда не читал Достоевского, оно захватывало.

"Дядюшкин сон" - не случайность в творчестве мэтров нашего "современного" Театра-Театра. Так, например, Борис Мильграм уже давно зарекомендовал себя как режиссер с очень спорным взглядом на пьесы известных всем драматургов, таких как Чехов ("Чайка") или Леонид Андреев ("Жизнь человека"). Творчество Эдуарда Боякова известно еще с постановок в театре "Практика", где основной упор делается на зрителя - менеджера среднего звена, причем, все работы по предложенной проблематике далеки от высоких идеалов. Филипп Григорьян со своими "Чукчами" и другими невербальными спектаклями, созданными с привлечением электронной музыки и современного танца, придумывая сценографию "Дядюшкина сна», пошел в том же своем направлении. Режиссерское трио спектакля по инновациям зашкалило предыдущие работы каждого в отдельности. ...Невольно на этом спектакле вспомнился трехглавый змей, от нашествий которого страдали герои народных сказок (в основном, молодые, вроде девушек-невест). Теперь вот не повезло и Достоевскому.


Анна Вотинцева
студентка ПГИИК



 

Всего просмотров: 6163

Все новости за Февраль 2012

На главную страницу...