Палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек!
10.04.2012 03:04

Как нарисовать девочку и мальчика? Чем они отличаются друг от друга? На эти вопросы ответил известный московский художник Дмитрий Цветков, давший детям профессиональный урок по рисованию портрета в рамках детского проекта «Чердак» Пермского музея современного искусства PERMM девятого апреля.

Большой выдумщик и рукодельник, талантливый художник, сценарист передачи «Уроки рисования» на телеканалах «Бибигон» и «Домашний» Дмитрий Цветков не чает души в детях и всегда рад провести время с пользой для них. Очередной приезд художника в Пермь подарил не только настоящий мастер-класс по рисованию портрета девочки и мальчика, но и интересную, приятную беседу об искусстве.

- Дмитрий такой обаятельный, веселый, он так легко находит общий язык с детками, всегда спрашивает их мнение. Ребятам очень нравится с ним заниматься, - увлеченно рассказывает руководитель «Чердака» Ирина Новичкова.

В небольшой уютной комнате полным ходом идет подготовка к предстоящей встрече детей и художника: Дмитрий Цветков, напевая песни, устанавливает мольберт и крепит на него чистые ватманы, организаторы в темпе вальса сдвигают столы, расставляют стулья, ставят на стол баночки с водой, кисточками, ножницами, акварельными и гуашевыми красками, цветными карандашами, фломастерами, раскладывают по кругу стола чистую белую бумагу. Вот и готово уже все для детского творчества! Осталось только пригласить ребят и их родителей.

В комнату заходят дети 4-9 лет и быстренько занимают места поближе к Дмитрию, который их ласково приветствует:

-Здравствуйте, дорогие ребятушки! Меня зовут дядя Дима. Сегодня мне бы хотелось вместе с вами написать портрет. Мне кажется, что это очень здорово и красиво. Но для начала я вам покажу, как его нужно рисовать. Поэтому вы пока понаблюдайте и послушайте меня, а потом вы сами накалякаете-намалякаете что-нибудь интересненькое. Вообще, мне бы хотелось, чтобы вы успели нарисовать два портрета: мужской и женский, то есть мальчика и девочку, чтобы посмотреть разницу между ними и научиться предавать их характерные черты лица.

Дмитрий приступил к наброску первого портрета, с энтузиазмом рассказывая ребятишкам о важных деталях девичьего лица: о кругленьком личике, о тонкой шейке, о волосах, которые должны быть длинными и вьющимися, о больших глазках с длинными ресницами, о губках в форме бантика. Художник не говорит ничего о пропорциях лица - он дает ребятам беспредельную свободу для фантазии и не забывает напоминать о женских «штучках»:

-Ребятушки, рисуйте так, как вам хочется. Можете нарисовать плечики, ручки вашим красавицам. Не забудьте про бусики, сережки, заколочки, платочки и кружева. Или нарисуйте сказочных принцесс!

Очевидно, ребятам, особенно девочкам, по душе рисовать подобные вещи. Они, улыбаясь, просят своих мам не мешать им, а посмотреть со стороны и не забыть их сфотографировать за творческим процессом!

Оля,6 лет:

-Я рисую принцессу с золотой короной на голове, а бабушка мне только мешает! Скажите ей, чтобы не мешала мне.

Бабушка Оли, Екатерина Коваленко со смехом:

-Да кто ж тебе мешает-то? Рисуй на здоровье! Я ведь хотела помочь тебе глазки нарисовать, чтобы они были о-очень красивыми.

Затем Дмитрий предлагает ребятам нарисовать мальчика и начинает рассказывать о мужских особенностях лица и одновременно рисовать на мольберте:

- Если рисуем мальчика, то не забываем о форме лица, которая чаще всего имеет квадратную форму, о носике, который чуть-чуть побольше, чем у девочки, об особенном устройстве глаз и бровей - глаза глубокие, как правило, брови широкие и густые, короткие волосы на голове. Попробуйте! Не бойтесь, если что-то не получится, я вам обязательно помогу.

Как известно, у детей частенько возникает вопрос о том, чем лучше всего рисовать: одни обожают рисовать цветными карандашами, вторые красками, потому что это быстрее, третьи фломастерами, так как получается более аккуратно и точно, а некоторые вообще не могут разобраться, что же на самом деле лучше. Вот что думает по этому поводу сам Дмитрий:

-Я бы на вашем месте рисовал все всегда красками! Не бойтесь этого совершенно, ведь красочка - это всегда так здорово, так приятно! Она такая яркая! Повозитесь, испачкайтесь, пролейте случайно стаканчик с водой, пусть у вас польется баночка с краской - это же изобразительное искусство! Тем более мы с вами не создаем ведь шедевры, а просто разговариваем о том, что на свете бывает, как это все делается, рисуется... Смелей, смелей! Все же просто, на самом деле! Палка, палка, огуречик-вот и вышел человечек, помните детскую присказку?

Чтобы создать более веселую и оживленную обстановку, пробудить интерес детей к искусству, Дмитрий ведет увлекательный разговор об изобразительном искусстве: он спрашивает детей, знают ли они, что такое пейзаж, автопортрет, натюрморт, чем они отличаются друг от друга, просит привести примеры, назвать известных художников и их картины. Ответы некоторых детей настолько точны, что нам остается только гадать: либо ребенок смышлен не по годам, либо ему подсказала верный ответ рядом стоящая мама или бабушка:

-Я знаю, что картину «Черный квадрат» нарисовал Малевич!

-А я знаю, что «Девочку с персиками» нарисовал Серов.

Тем не менее, Дмитрий рад, что дети активно принимают участие в разговоре. Он продолжает эмоционально рассказывать о холодных и теплых красках; о том, что живопись - это все то, что изображается в цвете, а все черно-белое - это графика; о свойствах разных видов красок: акварель сохнет быстрее всего, рисунки получаются полупрозрачными, акварель «любит» воду. Напротив, масляные краски - это тяжёлые краски, они могут сохнуть аж в течение 10-12 часов, долгое время не выгорают на солнце.

Мастер-класс подходит к концу. На мольберте висят законченные Дмитрием портреты девочки и мальчика. Сам опытный художник смотрит на свое творение и говорит, ухмыляясь:

-Девочка у меня получилась, как будто сошла с упаковки сыра «Виола».

Ребята заканчивают свои рисунки и довольные отдают их Ирине, но некоторые решительно складывают свои рисуночки в сумки мам.

Миша,6 лет:

-Мама! Я тебя налисовал! Ты у меня самая класивая! Давай дома повесим!

Мы спросили у Дмитрия Цветкова о том, кого, по его мнению, можно назвать художником, как им стать, на что Дмитрий, убедительно жестикулируя, сказал:

- Художник - это не тот, кто умеет рисовать, художник это тот, кто умеет видеть. Например, идут по улице сто человек, девяносто девять прошли мимо, а одного что-то толкнуло, зацепило - вот он художник. Он может даже не догадываться о том, что он художник, он может в жизни ничего не рисовать. Это просто человек, который умеет по-другому видеть. Я вот именно такой.


Мария Трошева Алексей Конюхов
студенты ПНИПУ



Ключевые слова:
Пермь музей PERMM Чердак дети

 

Всего просмотров: 7651

Все новости за Апрель 2012

На главную страницу...