Информация, опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц, достигших возраста
18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край — события, происшествия, репортажи, рецензии (музыка, театр, культура), фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail:

 

 



Пермский хор с немецким названием пел в Испании
14.05.2012 02:22

Пермский хоровой коллектив «Junge Stimmen» под руководством Елены Ерастовой вернулся с Международного фестиваля «Каталонская Весна» в Испании. В фестивале приняли участие 10 коллективов из России: 5 танцевальных коллективов, 4 вокальных и 1 вокально-инструментальный.

Работа над репертуаром для этой поездки была очень интересной и сложной. Нам пришлось выучить несколько совершенно новых произведений и освоить испанский язык, так как до этого испанских песен в нашем репертуаре не было. Параллельно шла подготовка документов. С самого начала поездка обещала быть не такой гладкой, как обычно. То документы терялись в процессе сбора, то информация по оплате менялась ежеминутно, то билеты на самолёт закончились, то виз нет.... Но эти трудности, как станет ясно потом, лишь были разогревом перед проверкой нас на стойкость.

Итак, партии выучены, чемоданы собраны. Наш путь до Барселоны пролегал через Москву и Дюссельдорф и занимал двое суток, включая одну бессонную ночь.

Поскольку лететь пришлось через Германию, мы решили не упускать возможность и встретиться с коллективом «The voices», ставшим для нас родным два года тому назад на другом международном фестивале.

Германия радостно приветствовала нас дружными возгласами ребят. Очень приятно было встретиться с теми, кто нас тогда приютил, и с кем вместе на Арене Шальке исполняли классические произведения в рамках Международного фестиваля «Sing! Day of song». (фото 1) Конечно, мы вспомнили тот репертуар, и часть даже спели в местном пабе, за что не были оттуда выдворены, а наоборот, с удивлением и радостью принимали восторженные взгляды официантов. (2)

Вечерний Дюссельдорф был вымыт весенним дождём, согрет тёплым солнцем и улыбками друзей. На радостном подъеме мы исполнили для ребят «Ленок» (их любимая русская народная песня из нашего репертуара) прямо на улице, предложив им подпевать. Подпевать они не смогли, так как всё-таки не смогли выучить слова, но слушали внимательно и радостно. Проходящие мимо люди останавливались, удивлённо смотрели, снимали на телефоны и улыбались.

Одарив после этого немецких друзей русскими конфетами, мы отправились осматривать достопримечательности Дюссельдорфа (3,4), ведь в прошлый раз нам не удалось в нём погулять. А когда солнце зашло и стало прохладно - мы сели в ресторан и общались там до поздней ночи. Там «The voices» исполнили для нас свои новые произведения. Их репертуар стал интереснее и богаче, мы были искренне рады за них и получили огромное удовольствие от услышанного. Расставаться не хотелось. Хотелось ещё гулять, петь, рассказывать, слушать... Но было уже поздно, а нашим друзьям ещё добираться домой - в Дуйсбург. Ребята отправили нас в аэропорт на неожиданном для нас виде транспорта - «Скай-экспресс». Это чудесная, почти что сказочная вещь! Это смесь монорельса и канатной дороги. Едешь в прозрачной кабинке над ночным городом, и обзор на 360 градусов создает восхитительное ощущение полёта.

Всё в этом городе удивляло, даже Дюссельдорфский аэропорт: он не работал. Да, по ночам Европа спит, вылетов нет - аэропорт не работает. Вот такая, казалось бы, простая логика удивила русского человека. Хорошо, что он хотя бы частично был открыт, мы нашли место, где сложить вещи и даже подремать самим. До вылета оставалось часов 7. Уснуть на неудобных сиденьях смогли не все, и, кое-как позавтракав кофе в уже открывшемся баре, мы вылетели из Дюссельдорфа.

Встретила нас Испания неприветливо: прохладным ветром и барселонскими мошенниками. Было это так.

Уставшие, охваченные новым, южным пейзажем, мы, конечно, утратили бдительность. Покинув вагон одной из электричек на станции Сантс в Барселоне, мы заметили, что у троих человек из группы оказались открыты сумки, и у двоих обнаружилась пропажа денег и документов. Так что первые наши впечатления - от общения с местной полицией. Полицейские лениво выслушали нас, объяснив, что это частое, если не сказать, нормальное явление для Барселоны, посоветовали обратиться в консульство за новыми документами и в отдел местной полиции при отеле. Так мы и сделали. Конечно, обидно потерять всё в самом начале поездки... но ведь вокруг друзья, а значит, ещё не всё потеряно!

Разумеется, инцидент отразился на всех участниках коллектива и на всей поездке, но в трудностях закаляется характер. Нам стоило немалых усилий собраться и выступить на следующий день. Но мы выступили.

Открытие фестиваля происходило в роскошном Театре FORTUNY в городе Реусе. (5) Это старинное здание театра, внешне совершенно непримечательное и скрывшееся между других зданий на улицах города. Внутри он напоминает Пермский театр оперы и балета, а на таких сценах мы никогда ещё не выступали.

В день открытия состоялся Гала-концерт, участвовали все коллективы, приехавшие на фестиваль: и вокальные, и танцевальные, и инструментальные. Все посмотрели друг на друга, оценили, познакомились. Мы выступили, в очередной раз удивив зрителей и организаторов своей способностью к перевоплощению от европейской манеры исполнения к традиционной русской. Нам же понравились участницы очень юного, но перспективного коллектива «Октава», с прекрасными голосами и музыкой, тоже приехавшие с Урала, из города Кушва, под Екатеринбургом. Мы вместе посещали экскурсии, общались после концертов и подружились. (6)

Следующее выступление в монастыре на горе Монсеррат обещало быть совершенно потрясающим. Оно таким и было. И потрясены были, в первую очередь, мы сами. Во-первых, высотой и удивительно живописной местностью, на которой распложен монастырь. (7,8) На высоте 700 метров над уровнем моря, на плоскогорье, среди скал, лесов и водопадов поставлен монастырь. Великолепный вид открывается с горы: реки, деревни, города, леса... Облака проплывают под ногами, и, кажется, ты уже не на земле... Одно облако зацепилось за гору, когда мы прибыли, и поливало её дождём. Но после концерта улетело, оставив благоухающие растения, влажные, высыхающие на солнце, дорожки и чистое небо.

Выступать в Монсеррате было нелегко. Во-первых, потому что внутреннее пространство храма при монастыре, где мы и выступали, огромно. Зал зрительно поделён на две части: за алтарём, где расположена капелла с сиденьями для зрителей и станками для местного хора мальчиков, и пространство перед алтарём - основное пространство храма для зрителей и всех присутствующих. (9) У нас немалый опыт выступлений в различных храмах, костёлах, кирхах, но такой оригинальной архитектуры мы ещё не видели.

Во-вторых, потому что не было репетиции. Мы приехали как раз незадолго до начала выступления, распеваясь в автобусе. Начался концерт, коллективы выступали, как и полагается, в предалтарной зоне, так как за алтарь обычные посетители не допускаются. Зрители их хорошо видели и слышали. И вот вышел хор мальчиков монастыря Монсеррат. Они расположились в капелле, на станках, наполовину скрывшись за алтарём. Но их произведения исполнялись под орган и были прекрасно слышны. Духовная музыка в их исполнении очаровала зал, все слушали молча, затаив дыхание, ведь многие приехали послушать именно их. Мальчики выступили, и, несмотря на то, что хлопать в храме запрещено - все аплодировали. Мы волновались. Мальчики и капельмейстер сели на свои личные места в капелле. Это было удивительно, там, оказывается, можно было не только выступать, но и отдыхать, слушать другие коллективы.

И тут пригласили нас. Мы прошли, встали, как и положено, приготовились петь, и вдруг нам машут, чтоб мы прошли дальше.... в капеллу, заалтарную зону! Куда вход запрещён! Тем более для женщин! И где нужно выступать прямо перед жителями монастыря - перед мужским хором! Удивлению нашему не было предела. Да, мы растерялись. Начали выступление дрожащими голосами. Но звук в капелле, казалось, сам помогал нам, летел легко и чисто, под самый купол, и постепенно наполнил собой капеллу. Ощущение сложилось, что мы пели не для всех, а только для хора мальчиков, и они слушали с величайшим вниманием! Им было интересно всё: и духовные произведения, и русские народные, но особое оживление во взглядах мы уловили на «Ubi caritas», известном католическом песнопении, исполнявшемся в прошлом году на свадьбе принца Уильяма и Кейт. Уж не знаю, как нас было слышно зрителям, но аплодировали все. Можно с абсолютной точностью сказать, что единственный коллектив, допущенный петь в этом помещении на концерте 30 апреля 2012 года - это «Junge Stimmen». Не знаю, чем мы заслужили такую честь, но это, безусловно, очень приятно и неожиданно.

Побывать в Испании - и не посетить музей Сальвадора Дали - просто невозможное упущение. Поэтому в первый же выходной мы поехали в Театр-музей Дали в Фигейрасе. (10,11) Для многих увидеть своими глазами творения самого, пожалуй, скандально известного, загадочного и непознанного гения современности - давняя мечта детства. И музей не разочаровал нас. Никакие рассказы, фото и даже видео не способны передать ту творческую атмосферу, какая царит в доме Дали! Начиная с того, что сам Дали, пусть и неживой, встречает нас у порога в дом, (12) и заканчивая бьющимся рубиновым сердцем королевы (13) - всё это абсолютно сумасшедшие вещи, хранящие в себе отпечаток души гения. Мы были просто в восторге от посещения музея и провели прекрасный день! Поэтому всем ценителям сюрреализма советуем обязательно найти время и посетить один из музеев Сальвадора Дали в Испании.

Следующее выступление нас снова ожидало в Реусе. (14) Но уже в другом театре. Небольшой, камерный театр «Sala Santa Lucia» с залом на 100 мест порадовал нас своим уютом и гостеприимством. Для нас был открыт бесплатный бар с горячими и холодными напитками, чем мы с радостью воспользовались, ведь дорога была долгой, занимала 3 часа, и нужно было восстановить силы перед выступлением. Но самое интересное, что вход на этот концерт был платным и стоил 10 евро. Организатором же было древнее католическое братство, которое насчитывает около 800 лет своего существования. Выступление прошло успешно, организаторы поблагодарили руководителей всех коллективов, вручив всем подарки. Мы, в свою очередь, не остались в долгу и тоже подарили пермские сувениры.

Оставалось последнее, а значит, самое ответственное выступление в университете Барселоны. Для тех, кто не бывал в европейских вузах, слово «университет» не ассоциируется ни с чем сверхъестественным. Так и мы не ожидали увидеть в Барселоне именно такой университет. Внутренний дворик в цветах, огромные деревья возвышаются выше крыши и простирают свои ветви на балюстрады и балконы, по всему периметру окружающие университет. Резные скамейки, стоящие вдоль стен на балконах, мраморные полы, резные двери в зал, расписные потолки, лепнина... Для меня раньше выражение «храм науки» было просто метафорой. Здесь же оно приобрело совершенно другой смысл. Это действительно Храм. И в нём действительно хочется быть и заниматься наукой, постигать тайны Человека и Вселенной....

Зал на третьем этаже, открывшийся для нас, открывается всего четыре раза в год для великих артистов. И пятый раз - для участников фестиваля «Каталонская Весна». Зал производит грандиозное впечатление. Огромный, красивый, росписи на стенах и потолке, огромные полотна на стенах, изображающие процесс обучения, всё здесь говорит о том, что мы в священном месте, и всё это вдохновляет на высокое творчество. (15, 16, 17)

Зрителей было много, и приём был тёплый. Очень приятно выступать для такой понимающей, гибкой, заинтересованной публики. Присутствовали и обычные люди, и студенты, и преподаватели этого Университета. После выступления к нам многие подходили, спрашивали, кто мы и откуда. Кто-то благодарил, кто-то спрашивал, то на немецком, то на английском, то на русском...

Фестиваль закончился. Он прошёл ярко, подарив нам и русские танцы, и испанское фламенко, и народные песни, и духовную музыку. Было немного жаль, что уже всё закончилось. Возможно из-за сокращений программы, возможно из-за самой творческой атмосферы фестиваля, осталось какое-то ощущение недосказанности.

В последний день мы посетили небольшой старинный городок на берегу моря, любимое место Марка Шагала - Тосcу де Мар. Городок очень уютный и красивый. На горе, выходящей к морю, расположена полуразрушенная крепость 12 века, откуда открывается прекрасный вид на море, на прибрежные скалы. (18) Кроме башен в крепости сохранился купол одной из капелл, под которым жители города установили сцену и проводят там разные городские мероприятия.

Итак, сцена. Спонтанно возникла идея проверить акустику, и через 5 минут группа хористов, оторвавшись от гида, уже была на сцене. Выбрали спеть любимое «Cantate Domino». Дав друг другу тон - буквально с потолка - мы запели. Не для зрителей, не для участников фестиваля... просто для себя и той природы, которая нас окружала и которой мы были благодарны за её красоту, простоту и бескорыстие. (19) Как птицы воспевают весну, не требуя наград и зрителей, так и мы пели друг другу, природе, миру.

Финальный аккорд был поставлен, с благодарностью покинули мы Тосcу де Мар и простились с Испанией.


Яна Ромашова



 

Всего просмотров: 3227

Все новости за Май 2012

На главную страницу...