Девизом пермского фестиваля стал призыв Дягилева: Удиви меня!
20.05.2012 01:27

«Дягилевские сезоны» пережили ребрендинг: преемники решили отказаться от амбизицозной расшифровки ставшей причтей во языцех буквы «П» в 3-D формате (Пермь-Петербург-Париж), скромно оставив за мультикультурным проектом название «фестиваль». Действительно, в Перми теперь – сплошной фестиваль: не город – праздник.

Да и аргумент железный: мол, Дягилев имущество (в виде Дома) имел только в Перми, а в остальных городах мира жил в гостиницах... Это озвучил на пресс-конференции художественный руководитель театра оперы и балета Теодор Курентзис, которому жилищная проблема особенно близка. Видимо, других доводов в пользу Дягилевского проекта у создателей нового концепта не нашлось.

Ребрендинг коснулся не только названия, но и логотипа: известный портрет с автографом «распилили», к нему добавили букву «Д», также «располовиненную» в стилистике Пермского Проекта. Получилось кратко, ёмко, современно.

Изменилось и наполнение фестиваля: сохранив традиционные фестивальные площадки - Дом Дягилева (гимназию №11), галерею, филармонию, киносалон «Премьер», музыкально-художественную основу обильно разбавили драматическими спектаклями. То, что в прошлом году проходило в формате «Дягилев+», в этот раз вписали в обязательную программу.

«Гуру европейского театра» Теодорос Терзопулос (по версии Ильи Кухаренко) объявлен главным резидентом фестиваля. Ему предоставлены лучшие площадки и лучшее время фестивальной декады. Вторым резидентом назван Игорь Стравинский - его музыка, как и режиссура греческого мастера, занимает центральное место в программе фестиваля. Естественно, премьерой балета Стравинского «Петрушка» и открылся Дягилевский фестиваль - 2012.

Собственно, открылся фестиваль юбилейным X Международным симпозиумом «Дягилевские чтения», который не только собрал исследователей и почитателей деяний и наследия нашего земляка в его родных «Пермских Афинах» (именно так называли дом Дягилевых в конце XIX столетия), но и представил слушателям уникальный издательский продукт - книгу Елизаветы Суриц «Артист и балетмейстер Леонид Мясин». Как отметил неизменный директор фестиваля Олег Левенков, нет подобного форума, который каждый раз презентует новое фундаментальное издание и может гордиться собственным уникальным книгопечатным проектом.

Организаторы фестиваля-2012 сохранили найденный предшественниками режим таймшера, распределив мероприятия в программе фестиваля таким образом, что после открытия выставки в галерее легко можно попасть на филармонический концерт, позже - посмотреть спектакль в оперном театре, потом вернуться в Дом Дягилева на вечернюю музыкальную программу. Курентзис на встрече с журналистами посетовал, что у него лично нет времени посещать по три мероприятия каждый день. А у постоянных слушателей и зрителей Дягилевского фестиваля, как и у неофитов, будет масса возможностей окунуться в мир искусства.

Всех желающих услышать «Свадебку» Стравинского в режиме оn-line трансляции пригласила 23 мая на площадь перед Органным залом директор краевой филармонии Галина Кокоулина, подчеркнув активное участие в фестивальном проекте: 6 концертов и 2 премьеры будут представлены на филармонических сценах.

Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер пермской труппы, обратил внимание представителей прессы на неисчерпаемость «дягилевской» темы. И обозначил основной вектор наполнения фестивальной программы: все премьеры сезона и обязательная новая постановка в день открытия.

Вечернее открытие фестиваля было традиционно-церемониальным. Приветственные речи, букеты - от заместителя председателя правительства Михаила Антонова, до партнеров и спонсоров в лице представителей ЛУКОЙЛа, СИБУРа и Фонда «Жемчужина Урала». Игорь Гладнев назвал фестиваль «форумом культуры, изящества и профессионализма». Лукойловец озвучил цифру «культурных» вливаний в бюджет края и фестиваля (к слову, 230 миллионов), а Теодор Курентзис поблагодарил истинных хозяев фестиваля - слушателей, артистов и музыкантов, в пояс поклонился и портрету Дягилева. (Напомним, что на закрытии V Дягилевских сезонов маэстро, прощаясь со зрителями в формате видеоприветствия, отправился «совещаться с начальником - Дягилевым»).

Были представлены публике и обещанные премьеры: качественная работа Алексея Мирошниченко «Вариации на тему Рококо» на музыку Чайковского, которой открывался балетный сезон 2011/12 и феноменальный «Петрушка» Стравинского в новой хореографической версии, созданной Николо Фонте - одним из лучших хореографов современности.

Балет Алексея Мирошниченко профессионалы уже на осенней премьере оценили достаточно высоко: четкая графика линий в сочетании с завитками пластического рисунка, точный унисон музыки и хореографии, стильная сценография с игрой света и модернистская виньетка на заднике сцены - все выполнено в традиционной лексике, с большим вкусом, по-эстетски изысканно.

Полностью перевернуло привычное восприятие «Петрушки» новое прочтение самого русского из «русских» балетов Стравинского американским хореографом Николо Фонте. Постановщик отказался от ярмарочной стилистики, пестро-лоскутного оформления, надев на всех танцовщиков безликие маски и унифицированные костюмы. Маска, игра как главные категории поэтики композитора спроецировались на условность эстетики театра-представления, открыв зрителю новые смыслы и новые драматургические пласты в хрестоматийном произведении. И это уже не только темы человеческих отношений, отношений свободы и власти, но и тема обезличенного общества, где царят «люди Х».

Каждая сцена балета в интепретации Фонте стала демонстрацией технологий постмодернизма: от интертекстуальности, иронии и пародирования до «смерти автора».

Сценографической находкой постановщиков при минимуме оформления стала «зеркальная комната». Мутные и кривые зеркала, создающие множество проекций, бесконечность отражений-преображений, искажающие реальность - тоже элемент постмодернистской стилистики спектакля.

Новая хореографическая лексика, на грани традиции и современности, ломаная пластика, аллюзии классических балетов в каре кордебалета и дуэтных поддержках - все это поразительно точно легло на музыку Царя Игоря - композитора-хамелеона, музыканта 1000 и 1 маски.

«Удиви меня!» - провоцировал единомышленников Дягилев. Новый балет в постановке Николо Фонте после премьеры и обкатки, необходимой для совершенствования синхронности движений танцовщиков и полного вживания в современную пластику, безусловно, станет украшением репертуара балетной труппы и продолжит удивлять зрителей глубиной подлинного шедевра.

Фото Антона Завьялова

 


Екатерина Баталина-Корнева



 

Всего просмотров: 2740

Все новости за Май 2012

На главную страницу...




 


Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: