Девизом пермского фестиваля стал призыв Дягилева: Удиви меня!
20.05.2012 01:27

«Дягилевские сезоны» пережили ребрендинг: преемники решили отказаться от амбизицозной расшифровки ставшей причтей во языцех буквы «П» в 3-D формате (Пермь-Петербург-Париж), скромно оставив за мультикультурным проектом название «фестиваль». Действительно, в Перми теперь – сплошной фестиваль: не город – праздник.

Да и аргумент железный: мол, Дягилев имущество (в виде Дома) имел только в Перми, а в остальных городах мира жил в гостиницах... Это озвучил на пресс-конференции художественный руководитель театра оперы и балета Теодор Курентзис, которому жилищная проблема особенно близка. Видимо, других доводов в пользу Дягилевского проекта у создателей нового концепта не нашлось.

Ребрендинг коснулся не только названия, но и логотипа: известный портрет с автографом «распилили», к нему добавили букву «Д», также «располовиненную» в стилистике Пермского Проекта. Получилось кратко, ёмко, современно.

Изменилось и наполнение фестиваля: сохранив традиционные фестивальные площадки - Дом Дягилева (гимназию №11), галерею, филармонию, киносалон «Премьер», музыкально-художественную основу обильно разбавили драматическими спектаклями. То, что в прошлом году проходило в формате «Дягилев+», в этот раз вписали в обязательную программу.

«Гуру европейского театра» Теодорос Терзопулос (по версии Ильи Кухаренко) объявлен главным резидентом фестиваля. Ему предоставлены лучшие площадки и лучшее время фестивальной декады. Вторым резидентом назван Игорь Стравинский - его музыка, как и режиссура греческого мастера, занимает центральное место в программе фестиваля. Естественно, премьерой балета Стравинского «Петрушка» и открылся Дягилевский фестиваль - 2012.

Собственно, открылся фестиваль юбилейным X Международным симпозиумом «Дягилевские чтения», который не только собрал исследователей и почитателей деяний и наследия нашего земляка в его родных «Пермских Афинах» (именно так называли дом Дягилевых в конце XIX столетия), но и представил слушателям уникальный издательский продукт - книгу Елизаветы Суриц «Артист и балетмейстер Леонид Мясин». Как отметил неизменный директор фестиваля Олег Левенков, нет подобного форума, который каждый раз презентует новое фундаментальное издание и может гордиться собственным уникальным книгопечатным проектом.

Организаторы фестиваля-2012 сохранили найденный предшественниками режим таймшера, распределив мероприятия в программе фестиваля таким образом, что после открытия выставки в галерее легко можно попасть на филармонический концерт, позже - посмотреть спектакль в оперном театре, потом вернуться в Дом Дягилева на вечернюю музыкальную программу. Курентзис на встрече с журналистами посетовал, что у него лично нет времени посещать по три мероприятия каждый день. А у постоянных слушателей и зрителей Дягилевского фестиваля, как и у неофитов, будет масса возможностей окунуться в мир искусства.

Всех желающих услышать «Свадебку» Стравинского в режиме оn-line трансляции пригласила 23 мая на площадь перед Органным залом директор краевой филармонии Галина Кокоулина, подчеркнув активное участие в фестивальном проекте: 6 концертов и 2 премьеры будут представлены на филармонических сценах.

Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер пермской труппы, обратил внимание представителей прессы на неисчерпаемость «дягилевской» темы. И обозначил основной вектор наполнения фестивальной программы: все премьеры сезона и обязательная новая постановка в день открытия.

Вечернее открытие фестиваля было традиционно-церемониальным. Приветственные речи, букеты - от заместителя председателя правительства Михаила Антонова, до партнеров и спонсоров в лице представителей ЛУКОЙЛа, СИБУРа и Фонда «Жемчужина Урала». Игорь Гладнев назвал фестиваль «форумом культуры, изящества и профессионализма». Лукойловец озвучил цифру «культурных» вливаний в бюджет края и фестиваля (к слову, 230 миллионов), а Теодор Курентзис поблагодарил истинных хозяев фестиваля - слушателей, артистов и музыкантов, в пояс поклонился и портрету Дягилева. (Напомним, что на закрытии V Дягилевских сезонов маэстро, прощаясь со зрителями в формате видеоприветствия, отправился «совещаться с начальником - Дягилевым»).

Были представлены публике и обещанные премьеры: качественная работа Алексея Мирошниченко «Вариации на тему Рококо» на музыку Чайковского, которой открывался балетный сезон 2011/12 и феноменальный «Петрушка» Стравинского в новой хореографической версии, созданной Николо Фонте - одним из лучших хореографов современности.

Балет Алексея Мирошниченко профессионалы уже на осенней премьере оценили достаточно высоко: четкая графика линий в сочетании с завитками пластического рисунка, точный унисон музыки и хореографии, стильная сценография с игрой света и модернистская виньетка на заднике сцены - все выполнено в традиционной лексике, с большим вкусом, по-эстетски изысканно.

Полностью перевернуло привычное восприятие «Петрушки» новое прочтение самого русского из «русских» балетов Стравинского американским хореографом Николо Фонте. Постановщик отказался от ярмарочной стилистики, пестро-лоскутного оформления, надев на всех танцовщиков безликие маски и унифицированные костюмы. Маска, игра как главные категории поэтики композитора спроецировались на условность эстетики театра-представления, открыв зрителю новые смыслы и новые драматургические пласты в хрестоматийном произведении. И это уже не только темы человеческих отношений, отношений свободы и власти, но и тема обезличенного общества, где царят «люди Х».

Каждая сцена балета в интепретации Фонте стала демонстрацией технологий постмодернизма: от интертекстуальности, иронии и пародирования до «смерти автора».

Сценографической находкой постановщиков при минимуме оформления стала «зеркальная комната». Мутные и кривые зеркала, создающие множество проекций, бесконечность отражений-преображений, искажающие реальность - тоже элемент постмодернистской стилистики спектакля.

Новая хореографическая лексика, на грани традиции и современности, ломаная пластика, аллюзии классических балетов в каре кордебалета и дуэтных поддержках - все это поразительно точно легло на музыку Царя Игоря - композитора-хамелеона, музыканта 1000 и 1 маски.

«Удиви меня!» - провоцировал единомышленников Дягилев. Новый балет в постановке Николо Фонте после премьеры и обкатки, необходимой для совершенствования синхронности движений танцовщиков и полного вживания в современную пластику, безусловно, станет украшением репертуара балетной труппы и продолжит удивлять зрителей глубиной подлинного шедевра.

Фото Антона Завьялова

 


Екатерина Баталина-Корнева



Всего просмотров: 2884

Все новости за Май 2012

На главную страницу...


 


2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: