Информация, опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц, достигших возраста
18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край — события, происшествия, репортажи, рецензии (музыка, театр, культура), фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail:

 

 



Тонкие грани актерского таланта
05.10.2012 09:02

Сегодня исполняется ровно 30 лет с того дня, когда впервые шагнул на театральные подмостки Пермского ТЮЗа Николай Глебов. Сегодня не часто встретишь на театральной сцене артиста, в котором брутальное (мужское) начало было так ярко выражено, как у Николая Степановича Глебова.

Он и в жизни - настоящий русский мужик, сильный, волевой, хозяйственный. На все руки мастер: и избу поставить, и рыбы наловить и насолить, и сала накоптить, а еще на гармошке сыграть и частушку с соленым словцом спеть.

Родом из села Троицкий-Посад Марийской АССР - он был, как говорится, первый парень на деревне. Интерес к актерской профессии проснулся в школе, когда начал играть главные роли в самодеятельных спектаклях. О том, что в Горьком есть театральное училище, подсказала случайная попутчица, когда он возвращался из Йшкар-Олы. Поехал в Горький и поступил с первого раза.

В Пермский ТЮЗ его привез Михаил Скоморохов вместе с семеркой ведущих актеров из знаменитого Магнитогорского театра «Буратино». Но так сложилось судьба, что из той знаменитой семерки Пермскому ТЮЗу до конца остался верен только он один, и вот уже 30 лет успешно работает в нем. Стал заслуженным артистом России, лауреатом Пермского края в сфере культуры и искусства.

За эти годы он сыграл около 80 ролей. Начинал с роли майора Ковалева, у которого в одно прекрасное утро пропал нос, в спектакле «Ах, Невский!..» Николая Гоголя. И уже с этой первой работы заявил о себе как яркий, острохарактерный артист, которому по плечу серьезный репертуар. В 31 год Николай Глебов сыграл Рогожина в спектакле «Идиот» Фёдора Достоевского. Была в его мужиковатом Рогожине необузданная сила, способная все смести на своем пути. Но больше всего мне в этом спектакле запомнился финал: очень тихая сцена князя Мышкина (нар. арт. Владимир Шульга) и Рогожина. Становилось как-то жутко от их «братания» у трупа Настасьи Филипповны, и было ясно, что сходит с ума не только князь Мышкин, но безумен и Рогожин.

Затем был незабвенный Козлевич в «Золотом теленке» И. Ильфа и Е. Петрова, Лев Краснов в «Грех да беда на кого не живет» (замечательная работа артиста) и Дикой в «Грозе» А. Островского, Фирс в «Вишневом саде» Антона Чехова, Алёха в «Вальпургиевой ночи» Венедикта Ерофеева, Друг в «Берлиозе», Степан Луков и капитан Миляга в «Чонкине» Владимира Войновича. Каждая из этих работ достойна отдельного разговора, потому что является этапной на творческом пути Н.С. Глебова. С годами росло его мастерство, новыми гранями открывался актерский талант.

Мне хочется остановиться на работах артиста, сыгранных им в последние годы: роли Сергея в спектакле «Охота жить!» Василия Шукшина и Сарафанова в «Предместье» Александра Вампилова, потому что между этими ролями, на мой взгляд, есть общее - глубина проникновения в русский национальный характер, в то, что составляет его суть - душевная отзывчивость, доброта, совестливость.

В спектакле «Охота жить!..» Николай Глебов создал по-настоящему шукшинский тип. Мне этот характер близок тем, что сыгран артистом не крупными мазками, а на полутонах. Его Сергей не многословен. Он, покупающий жене дорогие сапожки, не вписывается в логику жизни работящих деревенских людей, привыкших считать каждую заработанную копейку. И в этом его широком жесте, и в том, как он преподносит свой подарок жене, немного смущаясь, а потом отчаянно пытается натянуть на ее полные ноги модные импортные сапоги, скрыто столько затаенной нежности и жалости к супруге, желания хоть немного порадовать ее, что невольно перехватывает горло...

В роли музыканта Сарафанова Николай Степанович покоряет зрителей добротой и широтой души своего героя, какой-то почти детской доверчивостью. Он, по словам московского критика Сергея Коробкова, «не играет неудачника, а различает в своем персонаже черты открытого миру и счастливого пребыванием в нем шукшинского чудика». На родине Александра Вампилова, в Иркутске, на Всероссийском фестивале современной драматургии, роль Сарафанова, сыгранная артистом с большой эмоциональной силой, была отмечена критиками как одна из лучших, а зал аплодировал спектаклю стоя.

В работе Н.С. Глебова над спектаклем «Не покидай меня...» Алексея Дударева, как ни в какой другой, проявились его личные человеческие качества. Когда репетировался спектакль, Николай Степанович учил молодых актрис строевой подготовке, приемам рукопашного боя, проявляя, как и его герой, гвардии капитан Михасев, подлинно отеческие чувства. Как актер старшего поколения, Николай Степанович, безусловно, авторитет в труппе для молодых артистов. Прежде всего, не назиданиями и замечаниями, а своим личным отношением к профессии, огромной самоотдачей в работе, дисциплиной, желанием в репетициях докопаться да сути своего персонажа. И этот его личный пример, и есть та ниточка, без которой невозможна живая связь поколений в театре.

 


Нина Черныш
помощник художественного руководителя по литературной части



Ключевые слова:
ТЮЗ Пермь

 

Всего просмотров: 3015

Все новости за Октябрь 2012

На главную страницу...