Пермских студентов учат «выходить из холода»
13.09.2009 11:18

Вчера в Пермском институте искусства и культуры целый день в рамках проекта «Европейские уроки: с душой и креативностью» длился мастер-класс Маргитты Вооп (Германия), театрального педагога, режиссера и социального работника. На ее занятиях присутствовали педагоги и студенты Пермского института искусства и культуры, художественные руководители муниципальных центров творчества юных, руководители театральных студий Перми, будущие социальные педагоги из Пермского государственного педагогического университета.

Маргитта Вооп, по первому своему образованию будучи театральным режиссером, сразу сказала, что в определенный трагический период своей жизни она поняла, что собственный профессиональный опыт она может и должна применять не только в сфере искусства для тех, кто готов к восприятию эстетической информации, но и для поддержки разных социальных групп, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ее подопечными стали заключенные и онкобольные, асоциальная молодежь, люди пожилого возраста.
Одновременно она работала как театральный педагог в общеобразовательных школах Германии. Государство, пережив «Пизанский шок» (по международной программе исследования качества обучения Германия неожиданно для себя оказалась в конце списка участников наряду со странами «третьего мира»), решилось на активное реформирование процесса образования, добавив в него большую дозу креативности. Так появилась ее программа по театральной работе в социальной сфере и собственная методика театральной педагогики, которая позволяет ее подопечным не замыкаться на душевных невзгодах, болезнях, а восстанавливать позитивный настрой к жизни, реализовывать свой человеческий потенциал, который подрывается современными жесткими социально-экономическими обстоятельствами. Среди таких «жесткостей» в Германии она назвала рынок труда и кризис социального института семьи, когда уход из дома 15-летнего подростка становится явлением чуть ли не типичным.
- В условиях современной свободы человек оказывается брошен в самого себя, - сказала Маргитта, - и это тяжелое испытание для личности, ибо далеко не все готовы каждый день делать ответственный выбор.
После небольшого сообщения о жизненных предпосылках, которые обусловили ее профессиональную деятельность в роли социального педагога, рассказа о теоретических основах методов театральной педагогики Маргитта Вооп предложила собравшимся опробовать предложенные ею упражнения для творческой разминки личности, а потом на основе этого разыграть в лицах балладу Шиллера «Порука». Пермские ученики с энтузиазмом разыграли серию упражнений под условным названием «Выйдем из холода», которые позволили создать атмосферу человеческой открытости, доверия и свободы общения. Далее были упражнения на творческую фантазию, сценическое внимание, ансамблевость игры. Сцены из баллады Шиллера новоявленные актеры сыграли с большим энтузиазом, и их творческие усилия были поддержаны аплодисментами тех, кому ролей не досталось. Выход «из холода» удался.
Профессор Пермского института искусства и культуры заведующий кафедрой режиссуры и актерского мастерства Виктор Ильев от имени присутствующих поблагодарил Маргитту Вооп за интересный урок, который она провела с большой самоотдачей. Вместе с тем пермские педагоги рассказали нашей гостье о том, в каком состоянии театральная педагогика в Пермском крае и на Урале.
Тут молодежная аудитория мастер-класса с удивлением обнаружила, что и их педагоги не лыком шиты. Примерно в эти же годы, когда Маргитта начала заниматься социальной работой, в Пермском институте искусства и культуры тоже целенаправленно стали изучать проблемы театротерапии, вот уже несколько лет идет обучение по специальности «театральный педагог», во многих общеобразовательных школах есть театральные уроки, школьные театры. Пермские педагоги занимаются и научно-исследовательской работой в этом направлении: участвуют в международных конференциях в соседнем городе Екатеринбурге (их организатор - Гуманитарный центр «Театр») и в Перми весной этого года была междисциплинарная научно-практическая конференция с участием театральных педагогов и врачей.
Профессор В.Ильев, как и Маргитта, часто получает предложения провести тренинги по развитию и совершенстванию личности ребенка. Методика работы с дыхательными мышцами профессора Блиновой (Екатеринбургский театральный институт) помогает избавиться от легочных заболеваний. Тренинги коллектива кафедры сценической речи ПГИИК под руководством И. Максимовой способны помочь психиатрам и неврологам вылечить некоторые болезни их пациентов без таблеток.
В чем-то пермяки даже обогнали свою коллегу из Германии. Речь идет об учебном пособии В. Ильева «Когда урок волнует (Театральная технология в педагогическом творчестве)», которое стало победителем на Всероссийском конкурсе нового поколения учебников в 1992 году и выдержало уже три издания (последнее было в 2008г.). Кстати, в этом учебнике предлагается много упражнений на развитие творческого самочувствия, предваренных эпиграфом: «Нет упражнений без искусства, как нет искусства без игры. Протагор».
Все, кто работал на мастер-классе «Театральная работа в социальной сфере», получили сертификат участника. Приобщение к европейскому опыту для них состоялось без отрыва от родной почвы и бесплатно, что немаловажно работников социально-культурной сферы.
На снимках: эпизоды творческого разогрева пермяков на мастер -классе Маргитты Вооп(Берлин).


Галина Куличкина

 

Всего просмотров: 4982

Все новости за Сентябрь 2009

На главную страницу...