На пермской «Сцене – Молот» кардинальная смена знамен
21.12.2012 11:48

Вчера состоялось по-своему знаковое событие в театральной жизни Перми – премьера спектакля «Углы обзора» А. Черепанова в театре «Сцена - «Молот». Владимир Гурфинкель, новый директор Театра-Театра с нынешнего сезона, сдержал слово, пообещав журналистам, что после увольнения с поста директора «Сцены – Молот» «папы выходного дня» Э. Боякова здесь будет нечто новое.

Действительно, после той массовой культуры в маргинальном обличье, которая с завидным упорством предлагалась пермскому зрителю в последние годы, увиденное вчера воспринималось, как кардинальная смена знамен.

Автор текста для сцены Алексей Черепанов создал образ типичного филологического мальчика с солидным культурным багажом, который умеет выразить в слове личные сложные чувства и мысли, у которого есть идеальные ценности и который в минуты своей внезапно вспыхнувшей любви к девушке вспоминает о высокой любовной страсти главного персонажа романа «Вечер у Клэр» Гайто Газданова, блестящего писателя русского зарубежья.

Представление по форме представляло собою моноспектакль. Почти час актер Петр Марамзин транслировал поток сознания лирического героя Алексея Черепанова, и самым интересным в нем были неординарная литературная речь и отсутствие житейской прагматики. Сюжет построен на воспоминаниях, фиксирующих минуты счастья и горечи личного существования, встреч с отцом, любимой девушкой и... даже со стариками в общественном транспорте. Я бы не стала совсем уж отождествлять героя и автора, как на то намекает предуведомление в театральной программке. Алексей Черепанов, в отличие от своего литературного «Я», вполне социализированная личность, он выступил продюсером постановки, у него за плечами журнальные публикации и опыт участия во Всероссийском литературном конкурсе «Национальный бестселлер - 2011».

Следует сказать, что на премьеру я пришла с грузом впечатлений от открытого собрания общественности в поддержку Пермского института искусства и культуры. Там выступали против разрушения системы высшего образования в регионе, все, вроде бы, было правильно. Но культура речи одного из выступавших - депутата Пермской городской Думы - свидетельствовала, что в некоторых случаях процессу разрушения препятствовать уже поздно. Как сказала моя соседка по зрительскому креслу, «ему бы не помешало иметь при себе спичрайтера». Увы, сегодня не только «тролли» в сетях, но и многие представители публичных профессий пренебрегают даже правилами употребления литературного русского языка. «Углы обзора» стали своеобразным вызовом такому пренебрежению к повседневной культуре речи. В постановке открывается многообразная красота именно этой стороны жизни, и герой, обладающий способностью к живому выразительному слову, позиционируется при всех его метаниях в условиях Смутного времени как человек, достойный уважения и сочувствия. Не хочется верить, что он - «последний из могикан» на фоне грядущего сокращения уроков русской литературы в средней школе и жесткого реформирования творческих вузов. Неужели Гайто Газданов так и не войдет в быт пермяков, как Борис Пастернак?

Думаю, что обрадую тех горожан, которые любят «все пермское». Спектакль - плод творческого вдохновения наших земляков, и любовь к слову, к театру зародилась у них во время обучения в Пермском государственном университете. В воспоминаниях героя присутствуют реалии пермского городского пространства.

Что касается театральности нового спектакля, постановке Ярослава Колчанова пока не хватает игры и зрелищности, несмотря на то, что привлекли к работе обладателя «Золотой маски» художника по свету Алексея Хорошева. Петр Марамзин, известный зрителям в роли Друга жениха по спектаклю «Свадьба» Р. Хоудона, создает образ внешне обаятельного молодого человека, но за его словами я как зритель не вижу судьбы персонажа. Важная роль в лирической атмосфере спектакля принадлежит авторской музыке Сергея Мисюрева (музыкант исполняет ее на синтезаторе), она помогает нам войти в растревоженный мир души, глубокой, тонкой и ранимой.

На премьере большинство в зале составили молодые люди, понимающие «филологических» мальчиков и девочек (гуманитарии, другими словами), своего рода поколенческая и духовная родня лирического героя Алексея Черепанова. В молодежной публике выделялась пара представительниц элегантного возраста. Подумалось, что, может, они - родственники, пришедшие поддержать создателей спектакля? Нет, оказывается, деловая внучка отдала одной из них свои пригласительные билеты. Почтенные зрительницы, Бог миловал, раньше здесь не бывали и не слышали речей рэпера Сявы, «культурного знамени» сцены «бояковского периода» и прямого потомка булгаковского Шарикова. Поэтому они искренне радовались, что, оказывается, у нас есть хороший театр и молодежь, которая ходит на такие спектакли.

 


Галина Куличкина

 

Всего просмотров: 2913

Все новости за Декабрь 2012

На главную страницу...