Валерий Платонов – «народный дирижер» Пермского оперного
05.02.2013 20:52

В Пермском оперном театре состоялся симфонический концерт, посвященный 60-летию главного дирижера театра Валерия Платонова. В первом отделении исполнялись два сочинения Петра Ильича Чайковского – кантата «Москва» (солисты Наталья Буклага и Александр Погудин) и симфоническая фантазия «Франческа да Римини». Во втором отделении прозвучал Первый скрипичный концерт Белы Бартока (солистка Ольга Платонова). Симфоническим оркестром и хором театра дирижировал сам юбиляр.

Отношение публики к Валерию Платонову можно выразить в двух словах: «народная любовь». Концерт, вроде бы, никак особенно не рекламировался, а свободных мест в зале практически не было. Вероятно, пришли знакомые и друзья, друзья знакомых, знакомые друзей... Я, например, сам узнал о концерте из френдленты Фейсбука, то есть, фактически, по «сарафанному радио».

После второго отделения концерта зал аплодировал стоя. Затем настал черед поздравлений. И оказалось, что обычные в подобных случаях, строгие, «официальные» тексты с перечислением «заслуг и званий» оказались неуместными. Все поздравления (даже у «самых официальных» лиц) быстро модулировали в «неформальную» сферу, где обычные добрые пожелания и слушательская благодарность становятся важнее долгого перечисления регалий и пророчеств об их преумножении. Кульминационной точкой стало выступление безымянной слушательницы, которая взяла на себя смелость выразить признательность юбиляру от имени всей пермской публики. Зал такую инициативу явно одобрил.

Что ж, музыка потому и называется искусством, что под ее воздействием необычное становится обычным, а обычное необычным (что, впрочем не следует понимать превратно). Кроме того, настоящее искусство, как известно, объединяет, причем объединяет вокруг своих, «объективных» ценностей. Как это происходит? Вот что говорит сам Валерий Платонов:

- Я формулирую для себя так: дирижер - это человек, который организует большое количество музыкантов, чтобы наилучшим образом исполнить то или иное музыкальное произведение. Музыкантов надо направить, сформировать в оркестре некое единое понимание партитуры. Такова моя практическая функция. В то же время дирижер, как любой солист, выступает посредником между композитором и публикой. Он понял нечто большее про партитуру и хочет поделиться с публикой своими открытиями.

Мы не будем здесь подробно рассказывать о фундаментальном, энциклопедическом подходе Валерия Платонова к формированию программ симфонических концертов («Три разных Чайковских»). Но о некоторых деталях все же стоит упомянуть.

Кантата «Москва» и «Франческа да Римини», с одной стороны, концептуально разные сочинения. Если первое из них можно условно назвать историей о «торжестве духа над материей», то второе - «печальная повесть» о полной беспомощности перед «адской бездной». С другой стороны, оба этих сочинения - близкие родственники. У них есть «общая свояченица» - опера Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама». Второе Ариозо из кантаты «Москва» очень родственно Романсу Полины, а Герман из «Пиковой дамы» нередко живет в музыкальных условиях, весьма сходных с адскими картинами фантазии «Франческа да Римини».

Если верить программке, кантата «Москва» должна была исполняться после фантазии «Франческа да Римини». На концерте эти сочинения поменялись местами. Вероятно, первое отделение планировалось сделать более жизнеутверждающим, чем это вышло в реальности. Что ж, ведь и в жизни, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Второе отделение перенесло слушателей в совершенно иную сферу - стилистику Первого концерта для скрипки с оркестром Белы Бартока.

Логическим завершением (или, как говорят музыканты, «дополнительной каденцией») симфонического концерта стали два сочинения, исполненные «на бис»: «Вокализ» Сергея Рахманинова и «Симфонические танцы» из мюзикла «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна. О различии и сходстве данных сочинений и их связью с основной программой вечера мы предлагаем читателю поразмышлять самостоятельно. А нам лишь остается еще раз поздравить Валерия Платонова с юбилеем и пожелать ему творческих успехов и счастья.

 


Петр Куличкин



Всего просмотров: 6236

Все новости за Февраль 2013

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: