Как «бедный» ЛУКОЙЛ помог Елене Спешиловой ощутить народную любовь
15.02.2013 11:09

В Перми всегда жили и живут люди, которые независимо от политической погоды на дворе занимаются тем, что им интересно, и про это «интересно» думают «долгую думу свою». К ним относится краевед Елена Александровна Спешилова, автор уникальной книги «Старая Пермь», выдержавшей два издания на рубеже XX–XXI вв.

Это единственное в своем роде издание, которое с фактологической достоверностью сообщает пермякам про главные дома и улицы Перми, начиная с 1723 (!) по 1917 годы. Собран и обработан огромнейший «кусок» из истории Перми, социальной, архитектурной, образовательной и культурной жизни пермяков. Книгу Е.А. Спешиловой, думается, по праву можно поставить в один ряд с такими основательными дореволюционными изданиями, как «Город Пермь, его прошлое и настоящее» В.С. Верхоланцева, «Очерки из истории губернского города Перми» А.А. Дмитриева, серией изданий «Материалы по изучению Пермского края» Пермского краеведческого музея в годы Советской власти. Это с одной, уходящей вглубь веков исторической стороны. А с другой, со стороны, современной, эта книга вполне сопоставима с изданиями конца XX века, когда на волне коренных реформ активно возрождалось краеведческое движение в России и Перми: с краеведческим сборником «Пермский край. Старая Пермь (1723-1917), изданным в 1992 г., (составитель Т.И. Быстрых); исследованием по Егошихинскому кладбищу В.Ф. Гладышева «Перми старинное зерцало». Созвучна книга Е.А. Спешиловой и с изданиями краеведческих «Смышляевских чтений», которые с 1990 по 2007 гг. проходили в областной библиотеке имени А.М. Горького при поддержке ее бывшего директора А.Ф. Старовойтова и при непосредственной организаторской, составительской и редакторской работе бывшей заведующей краеведческим отделом библиотеки и одновременно председателем городского клуба краеведов Т.И. Быстрых.

Всегда интересно, как возникают незаурядные книги, которые оказываются нужны многим. Поэтому откроем некоторые секреты из жизни Елены Александровны Спешиловой. Всю трудовую жизнь она проработала библиотекарем. В 1980-е годы вышла на пенсию. Бытовых хлопот был полон рот: она жила на четыре дома (женщины, у которых есть больные и престарелые родственники, за которыми необходим уход, и которых уже никуда с «насиженных мест» не увезешь, поймут ее). Но в свободное время занималась тем, чем хотелось. А именно, брала в руки фотоаппарат, шла гулять по улице Кирова и «щелкала» кадр за кадром фасады тех старинных домов, которые ей нравились. Однажды взялась считать количество накопленных альбомов, их оказалось ...150!

Будучи библиотекарем, Елена Александровна, перелистывая книги, любила выписывать на карточки интересные сведения о родном городе, известных пермяках - писателях, художниках. Не оставила это занятие и позже. Как она сама объясняет: «Я с детства что-нибудь коллекционировала: конфетные обертки, камни, рыбок, открытки, книги...». Коллекция карточек с интересными сведениями о старой Перми сначала умещалась в одном небольшом ящичке, потом карточки составили целый ряд коробок... Однажды Сергей Афанасьевич Торопов (тогда он был одним из лидеров краеведов Прикамья) сказал: «Да у тебя здесь материалов на целую книгу. Давай, делай».

Первый вывод: если тебе что-то очень интересно про всех, кто оставил добрый след на земле, это обязательно будет необходимо другим.

Есть сегодня такое модное научное словечко «идентификация». Оно возникло как отклик на растерянность тех, кто ощутил себя потерянным среди урагана общероссийской перестройки и системного кризиса всех ценностей советского образа жизни. Многим тогда вдруг позарез оказались нужны сведения о своей родословной и о ближайших родственниках, волею судеб оказавшихся в лагерях или на чужбине; о городе, в котором тоже как-то жили люди до тебя, и тоже перенесли и вынесли немало за последние два с лишним столетия.

Книга Елены Александровны Спешиловой оказалась для пермского сообщества как яичко к Христову дню. Здесь не только собраны сведения по домам и улицам, но и отдельно - информация про учебные заведения, площади и рынки, банки и аптеки, храмы и библиотеки... Ко всему этому список литературы - пожалуйста, приобщайтесь, желающие узнать больше; указатель имен - пожалуйста, ищите знакомых и родственников. Есть весьма любопытные раритеты. Например, письма жены Михаила Осоргина Татьяны Бакуниной-Осоргиной. Откуда, спрашивается? А это еще одна страница изысканий Елены Александровны. Однажды (опять употребим это сказочное слово, ибо многое из сферы культурных интересов Елены Александровны похоже на сказку) ее хороший знакомый, врач Михаил Швецов (тоже увлекался литературой и был влюблен в творчество Осоргина) предложил написать письмо во Францию вдове писателя. Сказано - сделано. Татьяна Алексеевна ответила. Более того, выслала в адрес Елены Александровны посылку с книгами Михаила Осоргина, которые никогда не издавались в России.

И где теперь эти книги, спросите вы? Переданы были в краевой краеведческий музей, когда выяснилось, что к творчеству Михаила Осоргина хотят приобщиться многие из культурной элиты пермского сообщества, что это - гордость России и гордость Перми. Кстати, в этот же музей в свое время она отдала замечательную библиотеку отца, пермского писателя Александра Николаевича Спешилова, и обстановку его кабинета. Ее потом выставляли в экспозиции «Дома и улицы Перми».

А что оставила Елена Александровна себе? Приоритет первооткрывателя новых страниц из жизни семьи Ильиных-Осоргиных. Она первой опубликовала очерк о пермском журналисте Сергее Андреевиче Ильине, старшем брате писателя М.А. Осоргина, в газете «Вечерняя Пермь». Она первой процитировала письма Т.А. Бакуниной-Осоргиной на страницах той же газеты. Она одной из первых стала рассказывать о домах и улицах Перми еще до книги - на полосах газет «Звезда» и «Вечерняя Пермь». Открывала читателям забытые имена и судьбы пермской поэтессы Евгении Трутневой, пермских художников И.И. Туранского и А.Н. Зеленина.

Много или мало это - быть первооткрывателем духовных ценностей в тот период, когда общественное сознание захлестнуто лихорадочным подсчетом денег; когда одним катастрофически их не хватает, а у других оказывается столько, что они не знают, куда эти «бешеные» капиталы понадежнее рассовать? Судите сами. Сама Елена Александровна всегда жила на одну пенсию, а что это такое было и есть, многие из нас хорошо знают.

И вот теперь о самом ответственном моменте в истории рождения этой книги - об ее издании. Откуда взять деньги? Слух о книге дошел до Лидии Алексеевны Лисовенко, бывшей в конце 1990-х годов начальником департамента культуры и искусства администрации Пермской области. Она и взяла на себя ответственность, сделала социальный заказ Е.А. Спешиловой. Издательство «Курсив» выпустило книгу, придав ей стиль модерна дореволюционных открыток с завитушками по бокам текста, со старинными фотографиями. Елене Александровне выплатили гонорар.

Книга разошлась мгновенно. Краеведение входило в моду. И вскоре встал вопрос о переиздании. Но меценатов на пермском культурном небосклоне не было. Пост начальника департамента к тому времени занял другой человек. Как рассказывает Елена Александровна, на посланные письма предполагаемым спонсорам счел нужным ответить только один - ЛУКОЙЛ. В ответе этого респектабельного учреждения ей сообщено было, что у них денег для такого проекта нет.

Тогда она принялась звонить знакомым, а их за годы работы в библиотеке накопилось достаточно, и стала предлагать купить книгу заранее. Представьте себе, люди соглашались. Заказывали сразу по нескольку экземпляров. Сначала она «продавала» неизданную книгу за 135 рублей, потом, с учетом инфляции, за 200, 300 и даже 500 рублей. Покупали, и в течение месяца нужная сумма на второе издание - 250000 рублей - была собрана. Так книга, еще не дойдя до типографии, уже стала народной. Елена Александровна в то время завела новую картотеку - на тех, кто сдал деньги, чтобы знать, кому потом разослать свежие экземпляры второго издания.

Вывод второй: не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Елена Александровна посвятила свою книгу отцу, писателю А.Н. Спешилову (100-летию со дня его рождения), и врачу А.В. Заксман. Первый дал ей жизнь физическую и был наставником в детстве и отрочестве. Вторая - «буквально вытащила меня с того света», как прокомментировала посвящение Е.А. Спешилова. Теперь уже, наверное, можно сказать, что у Елены Александровны была серьезная операция, которую осуществила замечательная женщина и профессионал в своем деле А.В. Заксман. Е.А. Спешилова также благодарна своему мужу А.А. Кирсанову, который поддерживал ее в творческих замыслах и помогал, чем мог.

Возможно, кто-то скажет, что все рассказанное здесь - не очень актуально, уходящая натура... Но что остается от разрушенных цивилизаций? Только история, культура и связанные с ними имена.

На снимке: Елена Спешилова на юбилейном вечере отца в кругу родственников


Галина Куличкина
2008 г.



Ключевые слова:
Пермь Лукойл

 

Всего просмотров: 2862

Все новости за Февраль 2013

На главную страницу...