В Перми два дня аплодировали балету Раду Поклитару
27.03.2013 21:52

Он для Перми человек свой. Окончил Пермское хореографическое училище, в стенах которого проявлял неуемную энергию и фантазию. Сегодня Раду Поклитару - один из самых востребованных хореографов, чей необычный творческий почерк заставляет вспоминать мировые имена.

Раду удалось стать не просто подражателем «новой волны», создавшей стиль модерн. Обаяние этого балетмейстера - в тесном контакте классики, модерна и этнических танцев. Сегодня Поклитару не только является художественным руководителем театра «КИЕВ МОДЕРН - БАЛЕТ», но и ставит спектакли для ведущих театров России, сочиняет номера для всероссийских конкурсных программ.

В Перми гастроли его театра проходят регулярно. Из двенадцати одноактных и полнометражных спектаклей, созданных Поклитару для своей труппы, на нашей сцене отметились лучшие - и «Щелкунчик», и «Кармен TV», а недавно мы посмотрели «Дождь» и «Болеро». И всякий раз возникало восхищение от потрясающей фантазии хореографа. Впрочем, если быть объективным, то кое- что все же вызывает возражение...

Филигранная музыкальная жемчужина «Болеро» Равеля неоднократно использовалось хореографами. Изящная поступь восточных женщин, изнурительная жара, сковывающая движения тела, медленное течение страсти - все это есть в музыке. но ничего подобного нет в спектакле.

Раду Поклитару воспользовался мелодией Равеля, чтобы создать философскую притчу о свободе и несвободе. Восточная толпа, закутанная в одежу-балахоны, со страхом, недоверием и удивлением наблюдает за обнаженным танцующим мужчиной. Он свободен не только от одежды, но и от предрассудков! Постепенно, шаг за шагом .вся толпа лишается одежды и предается игре в свободу.

Но что это? Их движения однообразны, и танцы зациклены на языке любви. Неужто свобода нужна человечеству только для секса и развлечений?! Некая торопливость исполнения мешает танцовщикам исполнить позу выразительно и скульптурно. Много беготни и излишней суетливости. Это создает впечатление незавершенности замысла. В спектакле нет единства музыкального текста и танцевального образа. Балетмейстер увел артистов от одной несвободы к другой...

Удачней оказался второй спектакль этого вечера - «Дождь». Уже в самом названии таился некий намек на аллегорию. Что такое дождь? Капли, падающие на нас с неба? Однообразие жизни? Аможет быть, множество маленьких фантазий в пустоте буден? Поклитару предлагает зрителям самим ответить на этот вопрос - он лишь «рассказывает» картинки из жизни. Короткие встречи и расставанья, а сколько в каждом эпизоде смысла и чувства: трагическое и смешное, настоящее и шутливое, все вперемежку... В сверхдинамичном ритме (столь характерном для сегодняшней реальной жизни) танцовщики постоянно меняют характер отношений. И все это происходит под звучание либо народных мелодий, либо под слегка забытые популярные песни прежних лет.

Хореографический стиль балетмейстера Поклитару определить сложно. Это некий конгломерат - смесь классического модерна с намеком на классическую хореографию, чередование народных танцев с современной акробатикой, гимнастикой. Необычный яркий букет из полевых и садовых растений, поднесенный публике танцовщиками...

Можно много спорить о том, что этому коллективу удается больше, что меньше. Но окончательный вердикт выносит Его Величество Зритель... А он не только заполняет до отказа зал, но и громом аплодисментов, криками «Браво!» голосует за эксперименты Поклитару.


Татьяна Чернова



 

Всего просмотров: 2116

Все новости за Март 2013

На главную страницу...