Как Гаянэ с Гордоном и Хармсом в Перми разговаривали
29.03.2013 22:56

Сколько раз вы набирали печатный текст? Задумывались ли вы, как создается внешний вид букв? А может, вы когда-нибудь пробовали передать эмоции через шрифт? Сегодня в Перми шрифтовые дизайнеры Юрий Гордон и Гаянэ Багдасарян приоткрыли завесы тайн о том, как «делать» буквы.

«Разговоры с ЮГ» («Ю» - Юрий Гордон, «Г» - Гаянэ Багдасарян) - так называется выставка в музее ПЕРММ, которая открылась 29 марта в рамках поэтического фестиваля «СловоНова».

- Здравствуйте, меня зовут Юрий Гордон, я шрифтовой дизайнер, а это моя коллега по профессии - Гаянэ. Мы не знаем, о чем говорить, поэтому все, что будет произнесено - это чистый экспромт. Так же, как и мои работы. Они сделаны без эскизов, - указывая на стены зала музея, открывает выставку главная фигура дня. - В моих работах вы можете увидеть не только рисунки, но и тексты, они тоже появляются по ходу рисования. Это «экспромтность».

Далее «Ю» и «Г» начинают разговор-лекцию о шрифтах и их правильном начертании. Эта тема, безусловно, полезна для графических дизайнеров и шрифтовиков, но большинству из присутствующих была непонятна. Поэтому спустя 30 минут после начала разговора посетители спешат выйти из холодного помещения музея.

Однако картины захватили ценителей искусства несколько больше. Люди обсуждают черно-белые работы Юрия Гордона, исполненные в лучших традициях авангарда. Здесь буквы, мазки черной краски, снежинки, палки, чайники, кошки, квадраты гармонично уживаются на одном листе бумаги. В его картинах много свободного белого пространства, казалось бы, и его можно чем-нибудь заполнить, но стоит нам мысленно пририсовать какой-нибудь элемент, как картины тут же теряют свою смысловую наполненность.

Картины - не все, что привез в Пермь известный шрифтовик. На стендах были выставлены необычные книги. Книги - не книги, а черные папки, в которые были вложены глянцевые листы бумаги с картинками и текстами. Мимо одной из них «ДХ - ЮГ» не проходил никто. Всем так и хотелось заглянуть за черную обложку. «Даниил Хармс - Юрий Гордон» - это полное название одного из произведений Юрия.

- Эта книга про то, как мы «побеседовали» с Даниилом Хармсом... Я его спросил, он мне ответил. Я спросил его еще раз, он не ответил мне - пришлось за него дописать, - говорит Гордон, вертя в руках однотонно-черную обложку.

В этой книжке очень много текстов Юрия Гордона и почти нет Хармсовых. Юрий рассказал, почему так произошло:

- Раньше я знал почти все произведения Хармса наизусть, он звучал у меня внутри. Я пропустил его через себя и выпустил наружу.

Чувствуется, что ДХ явился идейным вдохновителем ЮГ, по крайней мере, это отразилось на графическом исполнении работ Юрия.

Юрий и Гаянэ на протяжении вот уже нескольких часов выясняют, что лучше - традиционный шрифт или экспериментальный. На слайдах мелькают различные шрифты: DIN, Helvetica и самый любимый гордоновский шрифт - Basic9. А пермский зритель, явно неподготовленный к такой лекции по шрифтоведению, начинает откровенно скучать. Еще треть народу отсеивается.

Завидев знакомого пермского скульптора Ивана Смирнова, намеревающегося покинуть зал, поспешили к нему, чтобы узнать его мнение о выставке-лекции:

- В его картинах мне больше всего понравились гвозди, которыми ватман прибит к стенам. И, честно говоря, я не согласен с Гордоном, что шрифтом Arial невозможно поэтически выражаться, это просто он не умеет. Пусть Arial и простой стиль, но, как говорится, всё гениальное просто, и всё простое гениально.

Внимательно изучив все картины и выслушав мучительную лекцию о создании внешнего вида букв, мы не могли забыть об официальном открытии ежегодного поэтического фестиваля «СловоНова» и направились к выходу, размышляя о том, каким шрифтом можно было бы выразить эмоции от посещения выставки в ПЕРММ.

 


Екатерина Жукова Анастасия Хайруллина
студентки ПНИПУ



 

Всего просмотров: 5026

Все новости за Март 2013

На главную страницу...