Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-69402, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель СМИ — Куличкин Петр Александрович; главный редактор Куличкин П.А.
Премьерой балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева 25 мая открылся в Перми седьмой Дягилевский фестиваль. Извечная загадка успеха. Казалось бы, самая печальная повесть о возвышенной любви давно устарела в наш прагматичный век. Но нет!
Ромео и Джульетта снова в Перми. Первый спектакль - по сути генеральная репетиция с полным залом зрителей (по приглашениям и билетам) - состоялся накануне официальной премьеры. Такие общественные просмотры - давняя традиция нашего музыкального театра. Правда, денег раньше за это не брали, а во многих театрах и до сих пор не берут.
Зал аплодировал вначале довольно вяло, разогрелся лишь к финалу. В целом действие вышло интересным. Ярко. Празднично. Эффектно. Можно даже сказать, парадно. Но холодно. Страсти и в оркестре, и на сцене оказались слишком театральны, чтобы заставить искушенного зрителя поверить в искренность чувств шекспировских героев.
У многих пермяков в памяти другой спектакль про Ромео и Джульетту композитора Сергея Прокофьева в постановке легендарного российского балетмейстера Николая Боярчикова. Тогда успех был просто оглушительный. Тот спектакль просуществовал на сцене почти 20 лет, радуя зрителей и давая танцовщикам нескольких поколений возможность прикоснуться к великому сюжету с прекрасной музыкой и интересной хореографией.
Не стоит детально сравнивать эти два балета - вкусы меняются, как меняются и задачи, стоящие перед труппой. Сегодня театр работает не столько для публики, сколько для участия в международных фестивалях с целью получения престижных премий. Это все, конечно, тоже важно, но главное в театре все таки его величество Зритель...
Что касается версии хореографа Кеннета Макмиллана (балетмейстеры-постановщики спектакля Гарри Харрис и Карл Бёрнетт), то она рассчитана исключительно на солистов. На премьере в Ковент- Гардене (1965, Лондон) блистали Рудольф Нуриев (Ромео) и Марго Фонтейн (Джульетта). Их вызывали на поклоны более сорока раз. Пермская балетная труппа подготовила четыре состава исполнителей главных партий - это Наталья Домрачева и Руслан Совденов, Инна Билаш и Никита Четвериков, Александра Суродеева и Герман Стариков.Им еще предстоит выступить - в июне спектакли состоятся 20, 22 и 23 июня. В день открытия фестиваля блеснула пара молодых солистов - Наталья Домрачева и Руслан Совденов.
В самом первом показе танцевали корифеи - заслуженная артистка России Наталья Моисеева и Сергей Мершин. О них и поведем речь. Центральной, определяющей смысл постановки, в этом спектакле является сцена у балкона. Первое свидание героев. Зарождение любви. Джульетта по-детски наивна и доверчива - эти романтические чувства Моисеева передает в каждом жесте своего танца. Красиво исполнен трогательный финал свидания с поцелуем на цыпочках. Мершин-Ромео нетороплив, по мужски достоин, к тому же все трудные поддержки и сложные па в этом дуэте исполнил грамотно и чисто. Молодцы!
Но к сожалению, ни во время встречи в церкви с патером Лоренцо, ни в дальнейших сценах исполнителям не удается показать свое мастерство: большинство эпизодов статично, пантомима преобладает над хореографией. Лишь в финальной сцене с попыткой пробуждения Джульетты у Ромео-Мершина появилась возможность продемонстрировать свои чувства в танце.
Из других главных исполнителей хотелось бы отметить Ивана Порошина (Тибальд), Анну Макину (синьора Капулетти), Александра Таранова (Меркуцио), Германа Старикова (Парис). Их актерский темперамент и мастерство помогли создать выразительные характеры.
В новой версии балета как-то стерлась, несколько потускнела борьба двух кланов - Монтекки и Капулетти. А ведь она, собственно, и составляет драматургию спектакля. Проблема власти актуальна во все времена и нынешнее - не исключение. Но эта сторона шекспировской драмы прошла мимо хореографа, ярко выраженного противостояния в спектакле нет, скорее, оно показано как-то невнятно и практически не влияет на ход событий. Зато акцент сделан на внешние эффекты. Сцены уличных драк красивы, динамичны. Но чего-то все же не хватает... Быть может, мешает толпа (имеются в виду артисты кордебалета)? А куда, скажите на милость, деваться танцовщикам, если половину сцены занимает громоздкая лестница, ведущая в никуда? Пространство нашего театра явно не рассчитано на такую массивную сценографию (художник-постановщик Мауро Карози). Серые ступени и серый цвет зданий буквально давят, создавая унылый фон. Тяжелы и неудобны костюмы. Некоторые из них буквально волочатся по пятам (художник по костюмам Одетте Николетте). Понятно, что создатели спектакля найдут свои доводы, ссылаясь на исторические подробности и итальянский дизайн - художники-постановщики и авторы костюмов исключительно европейцы. В тяжелых громоздких нарядах актерам попросту трудно двигаться, не то что танцевать. Впрочем, хореография уличных сцен (народных танцев) преднамеренно упрощена, точней сказать - примитивна. Очевидно, была рассчитана на европейский кордебалет, но пермский-то способен на большее... В наших спектаклях кордебалет не просто присутствует, а создает образ спектакля!
Оркестр, ведомый дирижером , играет в большей степени для себя, а не для артистов балета. Это в манере Теодора Курентзиса - он во всех проектах (кроме спектаклей, он постоянно концертирует со своим оркестром) заботится прежде всего о собственном успехе. К тому же, дирижер обожает форте и старается чтобы его все услышали... Вот и на премьере балета его услышали и поаплодировали.
Нет никакого парадокса в том, что публика с восторгом приняла западную версию «Ромео и Джульетты». Во-первых, это Шекспир и Прокофьев. К тому же, пермяки обожают свой балет и с радостью принимают все его премьеры.
Что касается артистов балета - то, конечно, участие в такой престижной яркой постановке - это буквально подарок... Но вот вопрос: сколько раз пройдет на пермской сцене этот спектакль? Три раза в этом сезоне и не больше трех, как сказали на пресс-конференции журналистам, в следующем. Но уж точно не двадцать лет... На постановку потрачено более тридцати миллионов рублей из краевой казны (то есть, из нашего с вами кармана). Окупятся ли затраты? Вполне вероятно, что за нынешнюю «Ромео и Джульетту» театр получит где-то какую-то очередную премию и войдет, как нам обещают, в число театров мирового уровня. Но такой авторитет у него давным-давно есть.
А между тем, пермский зритель недоволен сокращением отечественного репертуара в Пермском академическом театре оперы и балета (речь идет, в основном, о русских операх) и засилием иностранных постановщиков и исполнителей. Живем мы в России, и своему искусству должны отдавать предпочтение. Заметно подорожали и билеты в театр - семьей надо потратить около шести тысяч, чтобы посмотреть премьеру «Ромео и Джульетты» из первых рядов партера. В Прикамье далеко не все получают зарплату в сотни тысяч рублей. На какого же зрителя ориентируется театр?
Что же касается нового прочтения шекспировской трагедии хореографом Кеннетом Макмилланом, то не такое он и новое - 1965 год. Свою версию «Ромео и Джульетты» Николай Боярчиков для пермской сцены создал спустя семь лет (в 1972 году), практически, в то же время. Так почему бы пермскому театру не вернуть вариант Боярчикова шекспировской трагедии на современную сцену?! Пусть будут в репертуаре оба балета - русская и зарубежная версии. Уж если говорить, что Пермь - родина экспериментов, то стоит попробовать. Тем более, что обойдется это значительно дешевле. И костюмы можно заказать не в Италии, а в Москве или Перми... Выйдет не хуже, если заплатить, как европейским дизайнерам.
Напоследок - поздравляю с премьерой и искренне желаю новому балету такой же долгой жизни, какая была у российской «Ромео и Джульетты».
Фото Сергея Мершина
Татьяна Чернова
Все новости за Май 2013
2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь
2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста
18 лет
18+
Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии
Телефон: +7 342 257 9049
E-mail: