Информация, опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц, достигших возраста
18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край — события, происшествия, репортажи, рецензии (музыка, театр, культура), фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail:

 

 



Дягилевский фестиваль в Перми: «Весна обыкновенная»
08.06.2013 21:37

В последний день Дягилевский чтений одной из ярких финальных точек научного симпозиума стало выступление доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой русской литературы XX века Екатеринбургского федерального университета Л.П. Быкова. После доклада об элегии Серебряного века он прочитал присутствующим сочиненный накануне стихотворный фельетон «Весна обыкновенная».

В нем он выразил свои впечатления об увиденном и услышанном в этом году в Перми на Дягилевском фестивале. Этот текст настолько был в стиле пермской театральной журналистики конца XIX - начала XX веков, что мы попросили у автора разрешения опубликовать его. На что был ответ: как только наберу в электронном виде, так сразу... Сегодня мы получили из Екатеринбурга желанную весть.

 

Весна обыкновенная
в некоем провинциальном городе типа Перми…
А.П. Чехов

Ab ovo, с яйца иль, по-русски, с начала
я наш фестиваль зарифмую теперь.
Умытая дождиком, солнцем встречала
нас гостеприимная добрая Пермь.
Здесь Дягилев-мальчик когда-то не ведал,
Что в честь его будет в Перми фестиваль:
в ту пору вдоль Камы бродили медведи
и было с искусством балета tres male.
Но время бежит (знать, куда бы...), и годы
меняют - начальство, людей, города:
здесь прежде таили секреты заводы,
а ныне искусство сзывает сюда.
Среда для искусства в Перми благодатна -
в любой день недели искусства тут тьма;
и в мае в Перми оказаться приятно
любому из нас - для души и ума.
Вот пишут в газетах, повсюду, мол, кризис
и доллар народам затмил кругозор,
а Пермь козыряет: у нас есть Курентзис -
не кризис диктует здесь, а Теодор!
Давно тут играли «Ромео с Джульеттой»
и услаждали сердца пермяков,
но можно с другим повстречаться балетом,
и встряска возможна для местных мозгов.
Ведь век - XXI. Эпоха новаций.
И ныне живем мы не в СССР.
Макмилланом пусть пермяки насладятся -
воскресни на Каме, влиятельный сэр!
Был города взор на балет тот нацелен,
Прокофьев звучал - как начало начал,
конечно, искусство творилось на сцене,
но только какое - задумался зал.
О, как вдохновенно портные блистали -
недаром наряды - тотчас же в музей!
И в этих костюмах еще танцевали:
чем ближе к финалу - тем всё тяжелей.
Но местный тактичен воспитанный зритель -
овации восемь звучали минут.
А я аплодировал две - извините,
коль что-то не то и сморозил я тут.
...Проснувшись на утро почти что тверезым,
я прибыл к Раисе Димитревне в дом.
Там нотами нам рассказал Чимароза,
что женщины где - там возможен Содом.
Сюжет был у оперы детско-неловким,
усы с париками смущали глаза,
но можно простить дамам все их уловки
за их (и мужицкие тож) голоса.
А после - искусства вкусили другого -
вот там ощущалась новаций вожжа:
под властью рояль трепетал Батагова,
пусть клавиши он и не все нажимал.
На сцене потом началась процедура:
вручение премий - загадочный труд:
быть может, не любит регалий культура,
но люди культуры регалиев ждут.
На сцену поднялся тут барин - не парень,
а критик (а также и мой конкурент) -
ну, в общем, Алеша Васильевич Парин,
который в шорт-списке расставил акцент.
А далее слушали музыку века -
новейшего, дисгармоничного, как
душа европейского счас человека, -
не знаю, останется ль это в веках,
но точно в висках застревает надолго
тернистый сегодняшних дней звукоряд...
А утром Жан-Пьер положил всем на полку
свой русско-французский Лифарь-фолиант.
Потом - наконец! - предстал перед взором
весь в черном, как дьявол талант и красив,
Курентзис - и, оным ведом Теодором,
парил в небесах хоровой коллектив.
Но жизнь обожает игру по контрасту:
на сцене собрали оркестрище - жуть!
Не просто вместить было экую касту -
для музыки места осталось - чуть-чуть!
«Разбитые стекла» - ассортимизму
как методу зал весь отдали в полон.
А главную уху изящному клизму
поставил, конечно же, «Аукцыон»!
По виду Гаркуша был на Пастернака
похожим, особенно издалека,
но, старенький пусть, я признаюсь, однако:
такого не слышал зал Пастернака.
...Тут музыки было, скажу вам, в избытке,
но это совсем не ввергало в печаль -
достаточно вспомнить, во вторник как прытко
стал даже почтовой лошадкой рояль.
Непредсказуем Курентзиса гений -
и всякой музЫке звучать и звучать.
Но мне, как участнику тутошних прений,
о прениях этих нельзя не сказать.
Душа пребывает в смятении сильном:
о, кто бы науку с искусством связал!
Пчелиным то ль ульем, то ль ульем осиным
два дня представал гимназический зал.
Тревоги мне сердце отныне терзают,
я трепет и ужас изведал сполна:
здесь все о Серебряном веке всё знают -
но знает ли знание это страна?
И дамы при званиях все, и мужчины,
и терминов тьма, и горит монитор -
где Дягилев-центр, там воскресли Афины,
чтоб шире стал пермских людей кругозор...

.............................................................

Мне жаль, что я рано отсюда уехал -
не все посетил и не все повидал,
но дней тех, искусством насыщенных, эхо,
наверное, слышать я буду всегда.

Пермь 25 -29 мая 2013 Леонид Быков



Ключевые слова:
фестиваль Пермь Дягилев

 

Всего просмотров: 1714

Все новости за Июнь 2013

На главную страницу...