Большое искусство маленькой оперы
13.09.2013 15:43

На днях состоялся показ премьеры камерной оперы «Пимпинон» в Пермском академическом театре оперы и балета. Камерная музыка – жанр особый, камерная опера – особенна вдвойне.

Это знали дуэт солистов Пермского театра оперы и балета имени Чайковского, а также шесть музыкантов оркестра MusicAeterna, взявшись за исполнение небольшой комической оперы Георга Филиппа Телемана, немецкого композитора эпохи Барокко, современника, соотечественника, и, возможно, конкурента Баха.

Смелый замысел режиссера Ольги Эннс реализовали ее друзья и коллеги: постановщик спектакля Татьяна Степанова, музыкальный руководитель и дирижер Максим Емельянычев. Авантюра, наверняка, думали многие. Малоизвестный широкой театральной публике композитор. Слишком расхожий сюжет (прообраз «Служанки-госпожи»). Слишком камерный состав. Опера-импровизация, опера-шутка.

Однако в каждой шутке, как известно, лишь толика шутки. Поэтому у творческой команды «Пимпинона» (название опере дал главный герой) получился вполне серьезный и весьма качественный продукт.

Во-первых, музыканты Аeterna не изменили своим барочным пристрастиям, со всем свойственным антуражем - жильными аутентичными струнами, и «погружением» в действие. Во-вторых, барочный вокал требует от солистов специальной певческой техники, а камерный жанр - скрупулезной исполнительской чистоты - интонации, текста, игры. С чем блестяще справились Наталья Кириллова (Веспетта) и Эдуард Морозов (Пимпинон). Надо отметить, что специфический камерный состав сопровождающего пение ансамбля не создает привычной для оперного театра «музыкальной подушки», в которой порой теряются отдельные пассажи и прячутся целые фразы. Наоборот, клавесин со струнным квинтетом «подсвечивают» голоса солистов, создавая атмосферу легкого розыгрыша и живой старины. Арии da capo и дуэты, насыщенные колоратурами и фиоритурами, каждая - как отдельный концертный номер, перемежаясь разговорными диалогами, сплетаются в богато декорированный музыкальный узор.

Камерная опера не только исполняется камерным составом, но и предполагает ограниченное сценическое пространство. В Пермском театре уже не раз «малой сценой» становилось фойе. Здесь проходят и концерты, и пресс-конференции, и репетиции, и премьеры. Постановочная группа - и режиссер Татьяна Степанова, и художник Анна Макарова, и хореограф Светлана Орлова - использовали это небольшое пространство, создав полное ощущение настоящего театра - с кулисами, карманами сцены, зрительным залом, выносными и раздвижными декорациями-ширмами и даже двойным уровнем сценической коробки, задействовав балкон бельэтажа.

Как справедливо отметила Т. Степанова в своем монологе (в буклете) - в условиях фойе солисты должны не только петь (а в комической опере - еще и разговаривать), но и демонстрировать недюжинный актерский талант. Благо, и Наталья Кириллова, и Эдуард Морозов обладают ярким драматическим даром. Поэтому тонкая внутренняя работа, игра со зрителем, этюды с реквизитом, актерское существование на сцене - все было на высоте. Представьте себе, петь сложнейшую арию на итальянском языке, выводя колоратурные пассажи, полулежа, без привычной опоры, мимикой создавая характер персонажа, да еще и наливая одновременно вино в бокал, не пролив ни капли на белоснежный наряд - это высший пилотаж артистки музыкального театра - Натальи Кирилловой. Мастер перевоплощения, способный в одной арии и на искреннее лирическое высказывание, и на тонкую вокальную пародию, и на драматическую игру голосом - еще один стержень спектакля по имени Эдуард Морозов.

Главной заслугой всей постановочно-исполнительской команды «Пимпинона», на наш взгляд, является безукоризненный вкус во всем - сценографии и режиссуре, вокале и инструментальном интонировании, стилистической интерпретации и отношении к публике, которая искренне благодарила создателей этого маленького произведения искусства овациями и криками «браво». Как в «большой» опере.


Екатерина Баталина-Корнева
музыковед



Ключевые слова:
опера Пермь

 

Всего просмотров: 2559

Все новости за Сентябрь 2013

На главную страницу...