На фестивале в Березниках праздновали день рождения Ефремова
02.10.2013 12:05

Это было 1 октября – день рождения Олега Ефремова. В память о нем, выдающемся режиссере, актере и театральном деятеле, в тот день вышла на сцену его дочь, президент фестиваля Анастасия Ефремова, сказала теплые слова признательности всем тем, кто знает, помнит и любит его.

Она предложила посмотреть небольшой документальный фильм, где об Олеге Ефремове, человеке и творческой личности, размышляют известные в России персоны - писатель Евгений Гришковец, поэт Евгений Евтушенко, журналист Леонид Парфенов, сын Олега Николаевича актер Михаил Ефремов, первый Президент СССР Михаил Горбачев.

Всем задавался один и тот же вопрос: что такое постЕфремовское пространство? Вопрос неслучайный, с ним в эти дни живут многие из организаторов и фестивальной публики в Березниках.

Итак, что мы услышали? То, что поражало прежде всего знавших Ефремова людей: умный, талантливый, последний положительный советский герой; человек-эпоха, цельная личность, самоотверженная преданность общественным интересам; он ушел, и исчезли доброта, мудрость, юмор... Словом, постЕфремовское пространство живет в сердцах этих людей и добавим от себя - многих и многих россиян, знающих его по кинофильмам.

Ведущая от театра напомнила березниковской публике, что Олег Ефремов бывал на пермской земле, когда в наших краях снимался в фильме «Случай с Полыниным», где он играл главную роль.

Кстати, вспомню и я. Олег Ефремов приезжал в Пермь на гастроли МХАТа в начале 1990-х годов. Журналисты встречали его и Иннокентия Смоктуновского прямо в аэропорту. Он не отказался тут же на ходу дать им интервью. Гастроли тогда были продолжительными: тридцать дней. У его поклонников оказались реальные шансы воспользоваться этим и пригласить знаменитого и любимого актера и режиссера на разного рода творческие встречи. Он поражал в общении с незнакомыми и малознакомыми людьми своей демократичностью, вниманием к их интересам. Он не отказался сходить посмотреть спектакль одной пермской любительской театральной студии, как ему говорили, талантливой. Посмотрел и потом помог молодому режиссеру в его дальнейшем профессиональном становлении.

Олег Ефремов на тех гастролях показывал свои режиссерские работы по Чехову - «Чайку» и «Дядю Ваню», сам выходил на сцену в роли Мольера в спектакле по пьесе Булгакова. Желающих посмотреть его постановки значительно превышало количество мест в зрительном зале (а был он не маленький - рассчитан на тысячу двести человек).

Возвращаясь в сегодняшние Березники, скажем, что в память об Олеге Ефремове в тот вечер прозвучал отрывок из «Баллады о крыльях» Р. Рождественского в исполнении художественного руководителя Березниковского театра драмы Дениса Кожевникова.Были показаны отрывки из фильмов с его участием.

В фестивальном репертуаре в тот день стоял спектакль «Волшебное кольцо» по одноименным сказкам Бориса Шергина и Андрея Платонова. Его представлял Ульяновский театр-студия «Enfant-Terrible» («ужасный ребенок») в постановке Дмитрия Аксенова, художественного руководителя этого коллектива.

Театр существует сравнительно недавно, размещается в подвальном помещении жилого дома, труппа небольшая, большинство актеров молоды, в начале своего творческого пути. «Enfant-Terrible» негосударственный и поэтому бедный по материальному и финансовому обеспечению. Но зато творческой энергии и фантазии хоть отбавляй, в чем зрители убедились.

Сразу скажем, что не все любители сказки Бориса Шергина (ее часто ставят на современной отечественной сцене) согласятся с ульяновским вариантом инсценизации «Волшебного кольца». Литературная основа здесь стала поводом, чтобы рассказать об игровой и зрелищной природе театрального искусства в его истоках - народном балагане. Мы увидели некий ковчег на колесах с небольшим театральным скарбом и труппу бродячих артистов, на наших глазах готовящихся к лицедейству, их нехитрый рекизит, в котором в роли короны «анператора» используется подстаканник, а «царской дочери» в исполнении высокого детины для «правдивости» дается накладная грудь в виде вилков капусты в авоськах. «Казематка темная», куда Ивана царь посадил, оказывалась небольшим куском от деревенского забора или ворот, который сам Иван и прикладывает к себе в нужный по сюжету момент и т.д.

Спектакль стал своеобразным утверждением Ее величества Игры, Театральности как способа проживания самых разных жизненных ситуаций. Он был выстроен по принципу актерских этюдов в соответсвиии с тематикой сказки. Пошел Ванька -Виталий Злобин за пенсией - этюд. Как жили в доме с его Матерью - Б. Абатиным Собака бела -Н.Ляхова да Кошка сера - А. Кизякова, да Змея Скарапея - А. Дулебова, пожалуйста, еще этюд. Какие приключения случались в его друзьями, когда они в Париж ездили за сворованным «царьской дочерью» кольцом - еще этюды.

В этих актерских фантазиях присутствовали фокусы, трюки, аттракционы, наблюдения за человеческой природой, улыбка и розыгрыши театра. Некоторые из них были драматургически или стилистически связаны между собой, некоторые - нет. Разной была и степень виртуозности, блеска исполнения актерских фантазий. Из множества эпизодов отметим здесь некоторые, особо заразительные, такие как: поездка Ванькиного и царева семейств по «хрустальному мосту»; преследование в Париже «собаки белой» и «кошки серой»; переплывание речки, представленное как героическое преодоление Собакой и Кошкой окружающих волн, которые представляла почти вся труппа и грубо сделанная длинная труба,оживающая в руках исполнителей, словно бушующее море.

Вот эта своеобразная окрыленность Ульяновского театра творческой жизнью, энергия их самоотдачи на сцене перекликались с нашими воспоминаниями в тот день об Олеге Ефремове.

Но в то же время по ходу спектакля сами собой возникали вопросы. Где золотая середина такой интерпретации литературного первоисточника? Увлеченность этюдами отодвинула в сторону некоторые существенные для Бориса Шергина вопросы духовно-нравственного содержания. Например, из какого «чистого злата» волшебное кольцо нашей жизни «ковать»? Или возьмем вопросы чисто технического порядка: в чем причина того, что собака и кошка на сцене по актерской пластике почти не отличаются друг от друга? Думается, обо всем этом произойдет разговор критиков, как то было с обсуждениями предыдущих спектаклей.

Но возвратимся к финалу постановки. Наконец Ванька освобожден из заточения, возвращается домой, счастливо его семейство, счастливы зрители, завороженные театральным преображением Слова. Тут и, казалось бы, сказке конец. Литературной - да. Но не спектаклю. Балаганная труппа на наших глазах после представления умывается, очищается натуральной водой из лейки, ею они брызгают и зрителей, потом раздаются звуки сильной грозы, и ковчег с домотканым половиком, словно парусом, как в дни потопа, отплывает от наших берегов. Актеры гребут невидимыми веслами к новым неведомым далям. Сами рвутся вслед им слова: «В добрый путь!»


Галина Куличкина



Всего просмотров: 2954

Все новости за Октябрь 2013

На главную страницу...


 


2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: