Прошел пятый день «ПостЕфремовского пространства» в Березниках
03.10.2013 13:19

В Березниках прошел пятый день фестиваля «ПостЕфремовское пространство». Днем прошла пресс-конференция с заместителем директора Иркутского ТЮЗа Алексеем Стародубцевым, режиссером Александром Лобыгиным, художником Николаем Левашовым. Вечером – спектакль «Дом окнами в поле» по мотивам пьес А. Вампилова.

На пресс-конференции мы узнали, что Иркутскому ТЮЗу в этом сезоне исполняется 85 лет. А это значит, что прожит достаточно большой исторический период, выросло не одно поколение артистов и зрителей, заложены традиции. Среди них - культурно-просветительная и культурно-творческая в работе со зрителем. С удивлением мы узнали об уникальном опыте формирования молодежной театральной среды Иркутска. При ТЮЗе создано целых три детских студии, где школьники в свободное время занимаются любительскими сценическими искусствами. Действует своеобразная литературная гостиная, где молодое поколение знакомится с прославленными произведениями художественного слова, в том числе их земляка Валентина Распутина. Театр добился присвоения ему имени другого своего выдающегося земляка-драматурга Александра Вампилова и сейчас руководство ТЮЗа мечтает поставить на сцене все пьесы Вампилова.

Журналисты на пресс-конференции спросили о том, как они понимают выражение «постЕфремовское пространство»? Режиссер Александр Лобыгин ответил, что мирощущение Олега Ефремова, человека и театрального деятеля, совпадает с их взглядами. Как и он, они за добро, любовь, юмор. Они - за русскую психологическую школу, которую не хотелось бы в нынешних условиях потерять. Они - за катарсис, который сегодня вычеркивают из своей практики некоторые театральные деятели как устаревшую вещь (для тех, кто не силен в терминах, напомним, что речь идет о духовном и душевном очищении зрителя в процессе сопереживания происходящему на сцене и этой проблеме как одной из актуальнейших посвящена книга Анны Висловой о российском театре на сломе XX-XXI веков).

В этом смысле постановка всех пьес Вампилова в Иркутском ТЮЗе - это грандиозный культурный проект. Творчество Вампилова в целом выросло из чеховской традиции, и тут Иркутский ТЮЗ, опираясь на местные приоритеты, одновременно, хочет он того или нет, включается в общероссийскую театральную полемику насчет того, куда и как всем в «театральной лодке» дальше плыть. Напомним, что Олег Ефремов в свое время очень хотел поставить пьесу «Утиная охота» Вампилова, сыграть роль Зилова, пьесу запрещали, наконец разрешили. Но критика прохладно приняла этот спектакль. Некоторые исследователи творчества сибирского драматурга вообще считают, что художественный потенциал его пьес театры еще будут и будут открывать.

Я так подробно остановилась на предыстории встречи с самим спектаклем «Дом окнами в поле», потому что иркутяне, во-первых, привезли, что называется, самого форматного автора. А во-вторых, спектакль, скажем сразу, сделан в вековых традициях русской культуры - как на уровне духовно-нравственных ориентиров, так и на уровне театральной эстетики.

В постановочном замысле режиссер А. Лобыгин «цементирует» сюжет о любви двух молодых людей на образе Дома как первоосновы бытия и залога состоятельности личности. Художник Н.Левашов с помощью имеющихся бутафорских средств выстраивает на сцене многоликий и одновременно несуразный дом. Там есть веранда в стиле ампир и угол крестьянской избы с русской печью, внутренняя стена дома с традиционными узорами, предназначенными для внешнего украшения дома; В окно прет густота искусственных листьев, подсказывающих о запущенности приусадебного сада. Есть там и темное пространство, заколоченное досками. А под колосниками висит еще один домик, похожий на театральный макет, как мечта, светлый, бревенчатый, с желанным ярко-зеленым полем. Дана наглядная метафора душевной неустроенности персонажей спектакля.

В текст постановки режиссер включил фрагменты из других пьес Вампилова, желая укрупнить проблему Дома - материального в мечтах и самого трудноуловимого - в душевной жизни героев. Он ввел в действие нового персонажа -Третьякова через 30 лет. Тот приезжает на то место, где когда-то был влюблен и даже хотел остаться на всю жизнь. Артист Владимир Привалов достоверно проживает жизнь этого поздно прозревшего человека, вечный холод в душе, который не разогнать ни огнем в печке, ни чаем, который он машинально пьет из... подстаканника. Вставлены в спектакль из других пьес разговоры Его и Ее в решительные минуты их жизни, подчеркивающие типичность ситуации. И вереница одиноких молодых женщин, выходящая на сцену под финал спектакля (еще одно указание тем, кто не понял), свидетельствует, что общая драматическая ситуация не разрешилась.

«Дом окнами в поле»- первый драматургический опыт Вампилова, он, как акварельный рисунок, прозрачный по краскам и порой неуловимо расплывающийся по контуру рисунка. Пьеса трудна для исполнения в психологическом наполнении драматического действия. Два главных героя - Третьяков в молодости - В. Корионов и Лидия Васильевна - А. Маркелова обаятельны и трогательны, актеры хорошо сохраняют общий психологический рисунок роли и основные повороты их отчаянных попыток объединить свои внутренние миры в одно душевное пространство. Но в увиденном мной фестивальном спектакле не хватило остроты в прорисовке актерами того или иного исходного события, толкающего на импульсивное поведение, приводящее в конце концов к разрыву отношений. Эта лирико-психологическая драма проходит под аккомпанемент грозных раскатов грома, проливного дождя, музыки Г. Свиридова и Э. Артемьева из михалковского кинофильма «Раба любви». Именно музыка заполняла те психологические пустоты, которые образовывались в актерской игре, и казалось порой, что ее слишком много.

Несмотря на грустный сюжет пьесы, финал спектакля по атмосфере оказался оптимистичен: мы увидели практически все краски природы - дым, напоминающий сопки в шукшинских Сростках, лучи света, исходящие с театрального неба в зал, иллюзию снега, красиво засыпающего несуразную обитель, и спустившиийся на веревочке сказочный домик-мечту. Это типично ТЮЗовский заключительный аккорд. Как показывает мой зрительский опыт, нынешние молодежные театры боятся «загрузить» даже драмами наше компьютеризованное и прагматичное «поколение P».


Галина Куличкина



 

Всего просмотров: 2196

Все новости за Октябрь 2013

На главную страницу...