Кудымкарский театр Пермского края: тяжело взрослеть
20.11.2013 14:08

В рамках XII краевого фестиваля-конкурса лучших спектаклей профессиональных театров Прикамья «Волшебная кулиса», который проходит в эти дни на «Сцене-Молот» вниманию пермяков представили спектакль Коми-Пермяцкого национального драматического театра г. Кудымкара «Мой бедный Марат».

Пьеса Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», опубликованная в 1964 году, насчитывает запредельное количество постановок. Особенно эту пьесу любят ставить на выпускных курсах актёрских и режиссёрских специальностей. Ведь сложная и растянутая на два десятка лет «треугольная» история ленинградцев Лики, Марата и Леонидика остается весьма актуальной.

Спектакль «Мой бедный Марат», как и пьеса, состоит из трёх действий: сначала герои - это восемнадцатилетние ребята в блокадном Ленинграде 1942-го; затем уже повоевавшие, хлебнувшие горя, строящие планы на жизнь молодые люди в 1946 году; и в конце, в 1959 году они уже взрослые солидные граждане. От действия к действия все три героя, «повязанные» друг с другом навеки маленькой комнаткой в блокадном Лениграде и любовью друг другу, на наших глазах взрослеют, с годами сильно меняясь. Причём, каждая часть - это ведь время со своими особенностями, в зависимости от которых меняется и комнатка, где происходит всё действие, и костюмы героев. Это внешнее изменение хорошо сделала сценограф и автор костюмов в спектакле Любовь Милехина.

Но самое главное в спектакле «Мой бедный Марат» - это внутренне изменение героев, а именно, их взросление. Показать такое на сцене - серьезное испытание для артистов, с которым они прекрасно справились. Актёры Андрей Майбуров (Марат), Антон Пиджаков (Леонидик) и Мария Демидова (Лика) и вправду в каждом действии разные. В первом они очень похожи на детей, попавших в тяжелые условия блокады Ленинграда. И если здесь Мария Демидова показывает Лику как не теряющую надежды, жизнерадостную девушку, то Андрей Майбуров и Антон Пиджаков изображают какое-то спокойствие своих персонажей, схожее со спокойствием могильной плиты, под которой сокрыто большое горе.

Во втором действии артисты показывают людей, которые сумели пережить и блокаду, и войну, и им пора строить свою жизнь. Тут-то и начинается тоже спокойный спор Леонидика и Марата, в котором никто не хочет уступать, и последнее слово остаётся за Ликой.

В третьем действии Лика и Леонидик очень взрослые, точнее, постаревшие, посеревшие, а Марат не такой, он сохранил в себе что-то из детства, и поэтому может говорить о том, как тяжело взрослеть и любить. В этом действии и раскрывается основная проблема пьесы и спектакля «Мой бедный Марат» - проблема взросления. Леонидик, Марат и Лика признают, что сбывшиеся мечты тяжёлой молодости могут не принести счастья. Что счастье может принести только любовь, причём взаимная и гармоничная. И придти к этому счастью никогда не поздно, как говорит Марат: «Не поздно изменить свою жизнь даже за день до смерти», но главное не быть трусом. Не зря второе название этой пьесы «Не бойся быть счастливым».

Опытный режиссёр, лауреат премии Пермского края в области искусства и культуры Станислав Мещагин выстроил действие очень живо и естественно. Именно общение артистов - самое важное в спектакле «Мой бедный Марат», что соответствует тому обозначению, которое дал пьесе сам Алексей Арбузов - «диалоги в трёх частях». Сейчас принято, чтобы в спектаклях режиссёр постоянно совершал какие-то экстраординарные находки, делал какие-то резкие повороты действия, и вообще всячески старался вызвать у зрителя пресловутый эффект «Вау!». При этом само общение актёров, их взаимодействие, отходит куда-то на задний план, переставая быть основным средством выразительности. В «Моём бедном Марате» всё иначе. Да, там не возникает «Вау!» (оно и не нужно), в режиссуре нет ничего такого особенно необычного и экспериментального, никаких кунштюков. Зато есть ощущаемая нами внутренняя жизнь персонажей.

Но порой такое действие без неожиданностей вместе с непростой темой делают спектакль «Мой бедный Марат» немного скучным, особенно если учесть что длится он больше трёх часов, с двумя антрактами. Второй антракт - явно лишний, ведь усталости у зрителя к этому времени мало, и такой короткий перерыв только сбивает с мысли. Поэтому чтобы до конца увидеть взросление героев, зрителю приходится немного потерпеть. Некоторые уходили со спектакля. Удивительно, но пришедшие в большом количестве на «Мой бедный Марат» школьники вытерпели до самого конца, а значит, создателям спектакля удалось что-то затронуть в их сердцах, показать как тяжело взрослеть.


Григорий Ноговицын
студент ПГАИК



 

Всего просмотров: 2045

Все новости за Ноябрь 2013

На главную страницу...




 


Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: