В Перми прозвучала мелодия вечной любви
22.11.2013 09:04

В Перми состоялся показ спектакля «Варшавская мелодия» Л. Зорина в постановке Березниковского драматического театра в рамках XII краевого фестиваля-конкурса театров Прикамья  «Волшебная кулиса».

Поставил «Варшавскую мелодию» известный на только в России, но и за рубежом режиссёр, ученик Георгия Товстоногогова, худрук Старооскольского театра для детей и молодёжи Семён Лосев. У этого опытнейшего мастера за плечами более сотни театральных постановок, поэтому ему удалось создать спектакль всего за 15(!) дней. Режиссёр, актёры, и цеха театра буквально сутками работали, чтобы сделать «Варшавскую мелодию». При этом в спектакле есть несколько очень интересных и оригинальных решений.

Одна из таких находок - это способ организации режиссёром и сценографами (тремя Татьянами: Сопиной, Кудрявцевой и Скуридиной) сценического пространства. Традиция и современность идут рука об руку. Основная декорация - это комнатка героини Гели в общежитии Московской консерватории, которая периодически скрывается за чёрными или белыми шторами с нарисованными деревьями. Пара колонн легко превращается в ограждение балкона в зале консерватории, а потом в заснеженную скамейку. Самое интересное - экран во все зеркало сцены, который становится частью действия, как бы расширяя границы декораций: В первом действии мы видим документальные кадры зимней Москвы, экспонаты музея, за которыми прячутся студенты Геля и Виктор, чтобы поцеловаться; кадры восстановленной после войны Варшавы... На экране предстаёт однажды сам товарищ Сталин, неодобрительно взирающий на влюбленную пару, и один раз он даже укоризненно качает головой. Личная история двоих вписана в контекст истории страны.

Дотошный критик, возможно, найдет в показанном пермякам спектакле некоторые несовершенства. Но думается, важнее всего подчеркнуть, что артистам удалось заразить зрителей чувствами своих персонажей. Ведь им приходится играть очень непростую историю любви. В послевоенной Москве Он - бывший солдат родом из русской глубинки, в Москве учится на винодела. Она - полячка, жившая в Варшаве, которая учится на камерную певицу. Встреча их случайна. Общего у них мало - почти ничего, кроме сиротства и войны. Но между ними возникает любовь. Виктор и Геля просто жить не могут друг без друга. Быть вместе им не даёт советский закон о запрете браков с иностранцами. Герои вынуждены расстаться, сохраняя в себе долгие годы сладостную память о счастливой любви и острую боль от разлуки. И вот это счастье, эту любовь, эту боль - яркие и тяжёлые эмоции - артисты Виталий Гусев (Виктор) и Наталья Соколова (Геля) сумели пропустить через себя, прожить это всё на сцене так, что начинаешь искренне им сочувствовать, понимать их радость и горе.

В первом действии Виталий Гусев изображает Виктора этаким чудаковатым, немного неотёсанным, прямолинейным, добродушным простаком. Что взять с солдата? Это подчёркивается тем, что всё первое действие Виктор ходит в солдатских сапогах, гимнастёрке, шинели и шапке, и даже рядом с возлюбленной, он стоит по стойке «смирно». В новогоднюю ночь Виктору снится война... С годами герой Виталия Гусева становится сдержаннее, деликатнее, спокойнее.

Геля в исполнении Наталья Соколовой сначала кокетлива, она постоянно заигрывает с Виктором, порой заставляя его ревновать, но всё равно она с радостью принимает его предложение руки и сердца. Но со временем Геля становится уставшей и грубоватой.

Их любовь в спектакле сильнее Времени. Когда Геля и Виктор оказываются наедине в новогоднюю ночь, сломанные уличные часы начинают бежать с невероятной скоростью вперёд. Когда герои встречаются в Варшаве после десятилетней разлуки, эти самые часы бегут назад, как бы откидывая Гелю и Виктора в ту самую комнатку московского общежития, с которой у них так много связано. Если у Грибоедова в «Горе от ума» говорится, что «влюблённые часов не наблюдают», то в «Варшавской мелодии» влюблённые не наблюдают его целые годы. Не зря рефреном через весь спектакль проходит песня «Эхо любви», которую исполняла полячка Анна Герман. Слова «Мы долгое эхо друг друга» - это та самая «варшавская мелодия» вечной любви, на которую отзывается и будет отзываться не одно поколение театральных зрителей.


Григорий Ноговицын
студент ПГАИК



 

Всего просмотров: 2242

Все новости за Ноябрь 2013

На главную страницу...