Пермь прощается с Иваном Бобылевым
26.03.2014 11:16

Сегодня (26 марта) в канун Международного Дня театра Пермь прощается с одним из ярких театральных деятелей Прикамья — Иваном Тимофеевичем Бобылевым.

Почти год назад, 16 апреля, в Москве состоялась церемония вручения Национальной театральной Премии «Золотая Маска», одним из самых торжественных моментов которой стало вручении премии «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Президент фестиваля «Золотая маска» Георгий Тараторкин сказал: «Сейчас мы чествуем воистину легендарных людей театра. Тех, чьи великие роли, спектакли, навсегда живут в памяти, в душе, в сердце тех, кто видел их. И навсегда живут в истории театра». На сцену вышли лауреатами этой премии Татьяна Доронина, Зинаида Шарко, Александр Белинский, Леонид Броневой, Роберт Стуруа и Иван Бобылев.

- Прекрасный подарок, в прекрасной номинации, пришедший в мою жизнь совершенно неожиданно и определяет сегодняшний праздник. Спасибо всем!, - не скрывая счастья, делился эмоциями Иван Тимофеевич.

Это была не первая награда в жизни Ивана Тимофеевича Бобылева. И мы, студенты пермских вузов, которые пришли в Пермский Дом актера на встречу с ним перед его поездкой в Москву, убедились, что всю жизнь этого замечательного человека можно назвать неустанным движением к высокой достойной цели.

Иван Тимофеевич, выпускник легендарного театрального училища им. Б. Щукина, вспоминал о том, как он, двадцатилетний, поступал туда сразу после войны. Перед педагогами приемной комиссии предстал зрелый, прошедший все тяжести войны, личностно состоявшийся молодой человек.

- Учиться мы пришли взрослыми, поэтому педагоги занимались с нами только профессией. Взрослость мне помогла. Мы пришли в гражданскую жизнь победителями. Мы все были победителями. А если мы сделали это, то остальное, нам казалось - так, ерунда.

Иван Тимофеевич рассказал, что в приемной комиссии тогда сидел народный артист СССР Иосиф Моисеевич Толчанов. Прослушав абитуриента, он сказал: «Мужские признаки есть - принять надо».

После Щукинского училища молодой Бобылев сразу начал как актер и режиссер в театре закрытого города Челябинск-40, куда попал по распределению. Будучи по образованию актером, он чувствовал интерес к режиссуре. Позже он прошел годовую стажировку под руководством великого режиссера Г.А. Товстоногова в Ленинградском Большом драматическом театре. В разные годы Бобылев работал режиссером в Воронежском, Ивановском театрах и МАДТ имени К.С. Станиславского. Затем в Пермском академическом театре драмы.

Как выяснилось, самых любимых спектаклей у Ивана Тимофеевича нет. Главное для него, чтобы театр выражал душевное состояние, открывал новое в человеке. Таким спектаклем была постановка «Последний срок» 1978 года по повести В.Г. Распутина, в которой играла Лидия Мосолова. В его памяти крепко засела фраза из спектакля, пронзающая душу: «Погодите малость, я умру скоро». Иван Тимофеевич говорит: «Мне интересно, если в спектакле идет открытие части человеческой души. То, что происходит в жизни, появляется на сцене. А для такой работы всё сделать можно». Театр Бобылева - это театр проживания.

Иван Бобылев снимался и в кинокартинах. В 2007 году в свет вышел фильм по мотивам сказок Павла Бажова «Золотой полоз», где Иван Тимофеевич сыграл главную роль седобородого мудреца Семёныча, Золотого полоза. Фильм рассказывает об уральских золотоискателях. В процессе поисков драгоценного металла в людях проявляются разные моральные качества - лесть, злость, коварство, либо напротив - доброта, верность и желание найти истину. Золотой полоз наставляет героев на правильный путь. Персонаж смог взволновать зрителя острыми проблемами, которые актуальны в любое время, открыть глубинную природу человеческой души. В одной из рецензий на кинокартину критик отметил, что «в российском кинематографе не хватает такого кино - чистого, светлого, доброго, дающего для размышления какую-то действительно глубокую тему, актуальную в любое время». «Под властью денег оказываются многие, но некоторым всё-таки удается избежать зависимости, которая губит человека и подвергает опасности окружающих». Именно этот герой, думается, отражает стремление Ивана Тимофеевича заронить в душах зрителей зерна вечных истин - добра, любви, чести, верности, уважении к старшим и помощи слабым.

Не только в фильме, но и в реальной жизни Иван Тимофеевич является мудрым наставником. Ведь он был профессором ПГАИК, воспитал очень много замечательных талантливых пермских актеров, среди них Татьяна Гладнева, Елена Старостина, Владимир Гинзбург, Вячеслав Чуистов. Почти весь актерский состав Пермского драматического театра считает себя его учениками. Интересно, а почему сам Иван Тимофеевич решил стать актером?

- Когда я был маленький, слушал, как актер Москвин читал произведения Чехова по радио. Я тоже начал пробовать читать, но у меня не получалось. Тренировался, копируя, стал заниматься этим в школе, участвовал в конкурсах. К началу войны у меня был свой репертуар.

И, наверное, не случайно Антон Павлович Чехов - один из любимейших писателей Ивана Тимофеевича до сих пор. «Я люблю Чехова. Он трагический писатель. Его трагедия дома, за столом»,- говорит Бобылев. Некоторые его произведения актер помнить наизусть и может сыграть на одном дыхании.

Нам в тот день в Доме актера довелось увидеть его моноспектакль «О вреде табака». Зрелище, надо сказать, необычайное. Перед нами сидит солидный мужчина в сером классическом костюме, актер и режиссер Иван Тимофеевич Бобылев. У него молодой голос, густая седая борода и сквозь очки, надвинутые на нос, видны невероятные ясные голубые глаза. И вдруг из зала в Доме актера мы словно переносимся в зрительный зал провинциального клуба. И перед нами теперь сутулый, забитый Иван Иванович Нюхин, муж своей жены, содержательницы музыкальной школы и женского пансиона. Бобылеву удается невероятно точно отразить эмоции обиженного жизнью и женой-тираном Нюхина. Голос актера дрожит, а из глаз кажется вот-вот польются слезы. Это, безусловно, выражает чувства героя, его душевный надрыв. Упадническое настроение персонажа помогают передать паузы, искусно найденные исполнителем. Не имея под рукой реквизита, актер изображает всё необходимое с помощью жестов. Он так вживается в роль, что порой становится сложно различить, где реальность, а где игра. А самое чудесное, это вовлеченность зрителя в игру актера. Ты действительно чувствуешь себя в этом клубе и перед тобой настоящий Иван Иванович Нюхин, и обращается он именно к тебе, к каждому из зрителей. От актера исходит невероятный энергетический заряд. И по коже начинают бегать мурашки.

Мы узнали на встрече, что дома Иван Тимофеевич читает и сочиняет спектакли. Встречается он с друзьями, актерами, со студентами. Он находится в постоянном поиске нового в человеческой душе. Поэтому, наверное, он обратился и к нам, своим новым собеседникам с таким пожеланием: «Прошу вас, находите в своих родных, друзьях, знакомых свойства, которыми можно гордиться. На которые можно опереться!»

Фото Галины Куличкиной


Полина Дунаева
студентка ПГНИУ



Ключевые слова:
Пермь драма

 

Всего просмотров: 2511

Все новости за Март 2014

На главную страницу...