Информация, опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц, достигших возраста
18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край — события, происшествия, репортажи, рецензии (музыка, театр, культура), фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail:

 

 



В Перми Дягилевский фестиваль превратили в балаган с цирком
24.06.2014 16:16

Традиционный вектор контента пермского Дягилевского фестиваля на привлечение новых исполнительских имен и демонстрацию «художественных редкостей» срабатывает на все сто процентов. По словам Теодора Курентзиса, продажи билетов на спектакли и концерты фестиваля в этом году выросли вдвое.

Действительно, зал Пермского театра оперы и балета наполнен до отказа, будь это официальная церемония открытия и вечер тройной премьеры балетов Стравинского-Баланчина или мистическая не-премьера не-оперы Дмитрия Курляндского «Носферату». И на заявленном в программе фестиваля концерте-спектакле французского театра Le Poème Harmonique «Барочный карнавал» тоже не было свободных мест.

Однако даже самые смелые в своих ожиданиях любители барочной музыки не могли представить себе, что попадут на мероприятие с неопределяемым жанром, которое окажется не концертом, не оперой, а скорее, ярмарочным балаганом на академический сцене. Создалось полное ощущение, что кураторы фестиваля просто перепутали форматы и площадки - этот проект явно органичнее смотрелся бы на территории другого форума, того, что каждый июнь гремит и шумит в Перми на эспланаде.

Искусство средневекового города, представленное в панораме уличной культуры - от жонглеров, шпильманов и гистрионов до трубадуров и камерных ансамблей музыкантов нарушило хронологические рамки привычных эпох: Ars nova, Ренессанс и Барокко - приметы разных стилей сменялись в карнавальном представлении. И если первые эпизоды постановки Сесиль Русса и Жюльена Любека действительно претендовали на заявленную в программе изысканную куртуазность, то через полчаса все превратилось в банальное стилизованное цирковое представление с переодеваниями, мимами и шутами.

Для тех, кто давно не был в шапито, показали эквилибр на бочках и групповые пирамиды на ящиках, этюды на канате и акробатические сальто с переворотом. Все это - под утонченную диатонику бесконечных куплетов-вариаций аутентичного оркестрика с виолами, лютней (какое же Барокко без лютни?), тамбуринами всех размеров и мастей, шалмеем и дульцианом (правда, все инструменты идентифицировать не удалось, а в программке они не были обозначены). Безусловным украшением действа был вокальный квартет из трех солистов и певицы, мастерски исполнявших лирические и шуточные песни - мадригалы. Полифоническое хитросплетение голосов, прозрачные диссонансы и мягкие конкорды буквально завораживали зал. Однако происходящее на сцене все меньше походило на концерт, совсем не походило на оперу. Скорее, окунало зрителя (которому так хотелось быть слушателем) в стихию фольклорно-синкретического театра. Примет «современной театральной эстетики», как было обещано в фестивальном анонсе, не наблюдалось.

Жаль, что великолепная идея музыкального и художественного руководителя Le Poème Harmonique Венсана Дюместра театрализовать музыку Ренессанса и Барокко, вдохнуть в нее жизнь, движение, игру опустилось до вульгарного шоу с претензиями на коммерческий успех. Перш (длинный шест) на растяжках, на котором гирляндой висели акробаты, жонглирование, чревовещание, клоунада, и даже - получайте - реплики на русском (типа «Дурак»). Доминирование циркового и балаганного начала, к сожалению, затмило куртуазную театральность, припудренную бесхитростным иллюзионом с реквизитом.

Барочный карнавал трансформировался в псевдоаутентичный балаган.


Екатерина Баталина-Корнева



Ключевые слова:
фестиваль Пермь Дягилев

 

Всего просмотров: 2744

Все новости за Июнь 2014

На главную страницу...