Фестиваль МакДонаха показал что Пермь не такая уж дыра
17.10.2014 09:53

В пьесе Мартина МакДонаха «Калека с Инишмана» рефреном звучит фраза островитян про то, что Ирландия не такая уж и дыра, потому что её посещают разные люди и там происходят самые разные события.

С 7 по 14 октября на Первом международном фестивале Мартина МакДонаха в Перми побывали много замечательных людей и было показано много самых разных спектаклей. И это доказывает, что Пермь не такая уж и дыра.

ЧУДЕСА МЕЖДУНАРОДНОГО МАСШТАБА

Художественный руководитель театра у «У Моста», директор фестиваля Мартина МакДонаха и первооткрыватель ирландского драматурга на русской сцене Сергей Федотов на различных пресс-конференциях много говорил о том, какие разные мистические и чудесные события и совпадения повлияли на саму возможность организации и проведения фестиваля.

Действительно, многое из того что было на фестивале можно назвать настоящим чудом. Первое чудо - то, что такой крупный и масштабный международный фестиваль состоялся в ту пору, когда культурная инициатива в Пермском крае показывает неумолимую тенденцию к сворачиванию. Край уже потерял «Пилораму» и «Текстуру». У «Флаэртианы» тоже проблемы. На этом фоне фестиваль Мартина МакДонаха выглядит лучиком надежды на то, что в городе, претендовавшем на звание культурной столицы Европы, культура ещё не задохнулась, и всё ещё способна выйти на международный уровень.

Второе чудо фестиваля это его истинно международный статус. Театры из семи стран привезли в Пермь свои спектакли. Несмотря на жуткую политическую ситуацию в мире, ни один из театров не отказался от участия. Искусство оказалось выше и сильнее политики. Где то там, над головами, политики вершили судьбы мира, объявляя врагами целые государства, а в Перми простые люди смотрели, и аплодировали спектаклям из разных стран.

Творчество Мартина МакДонаха объединило людей на интернациональном уровне - пермяки очень тепло принимали спектакли из Польши, Германии, Чехии, Австрии и других стран. Немного омрачало такое межнациональное общение то, что субтитры перевода, которыми сопровождались иностранные спектакли, постоянно отставали и не совпадали с тем текстом, который говорили актёры со сцены. Но это была просто досадная мелочь, не мешавшая восприятию.

«А СУДЬИ КТО?»

К сожалению, не случилось ещё одного запланированного чуда: «виновник торжества» драматург и кинорежиссёр Мартин МакДонах, хоть и обещал Сергею Федотову, приехать на фестиваль своего имени, не смог из-за изменения планов. Зато в Пермь из Голуэя приехал профессор кафедры театроведения Национального Университета Ирландии, главный специалист по творчеству Мартина МакДонаха Патрик Лонерган. На фестивале был представлен русский перевод его книги «Театр и фильмы Мартина МакДонаха». Научным редактором российского издания этой книги стала российский исследователь творчества МакДонаха театровед, доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной литературы Казанского (Приволжского) Федерального Университета Вера Шамина, которая тоже приехала на фестиваль и, как и Лонерган, вошла в жюри фестиваля. Вообще список выдающихся театральных деятелей, журналистов, критиков режиссёров и актёров которые вошли в состав жюри и экспертного совета Первого международного фестиваля Мартина МакДонаха был весьма впечатляющим. Председателем жюри стал глава жюри «Золотой маски» режиссёр Адольф Шапиро.

Некоторые из членов жюри, представляли на фестивале свои лекции и мастер-классы, на которых по разному представлялось и открывалось творчество Мартина МакДонаха.

Патрик Лонерган рассказал об истории и особенностях первых постановок МакДонаха в Ирландии, а так же о связях его пьес с творчеством других ирландских драматургов. Кроме того, Лонерган провёл показ и обсуждение короткометражки «Шестизарядник», за которую МакДонах получил «Оскар».

Вера Шамина рассказывала о постмодернизме в искусстве и приёме деконструкции, которым в том числе, пользуется и МакДонах. А театроведы Александр Вислов и Павел Руднев на своих лекциях очень подробно осветили некоторые моменты в творчества ирландского драматурга и объяснили причины и особенности его успеха на Российской сцене.

БОЛЬШЕ МАКДОНАХОВ, ХОРОШИХ И ПЛОХИХ

Лекции были важной частью программы фестиваля, но, естественно, главной его составляющей стали спектакли. Всего за 7 дней было показано 14 постановок по пьесам МакДонаха. В некоторые дни демонстрировались сразу три спектакля. Площадками для них стал не только театр «У Моста» но и ДК имени Солдатова, «Театр-Театр», Театр кукол и Театр оперы и балета.

У Мартина МакДонаха всего семь пьес, с повторяющимися мотивами и драматургическими приёмами. Поэтому, творчество МакДонаха на этом фестивале стало некоей планкой для измерения уровня работы режиссёров и актёров, полигоном для отработки абсолютно всех театральных умений и навыков людей, задействованных в постановках. На фестивале очень ярко были видны все плюсы и минусы работ. Очень многие из них вышли полярными и контрастными. Зрители увидели трёх «Красавиц из Линэна»: жуткую, инфернальную и жёсткую от австрийской театральной компании, спокойно-уверенную, очень психологичную от Челябинского драматического камерного театра и заурядную от московского театра под руководством Армена Джигарханяна.

Солнечно-энергичный «Сиротливый Запад» привёз Азербайджанский ТЮЗ. А польский театр имени Вилама Хожицы показал зубодробительно-развесёлую чёрную комедию «Лейтенант с Инишмора», похожую по стилистике на нечто среднее между панк-рок-концертом и фильмом Тарантино. Были и постановки не просто оригинальные и странные, но и откровенно провальные. «Калека с острова Инишмаан» БДТ им. Товстоногова оказался слишком грубым и пошлым, с избытком мата. Необычный и остроумный театральный эксперимент чешского театра Dr. Krasy по созданию «Кабаре МакДонах», оказался настолько плохо подготовлен и отрепетирован, что и спектаклем его называть как неудобно.

УДУШЕНИЕ ПОДУШКОЙ

Самой популярной пьесой на Первом международном фестивале Мартина МакДонаха стал «Человек-подушка». Как отметил Павел Руднев, это самое многозначное произведение ирландского драматурга, допускающее большое количество трактовок. «Человек-подушка» - это страшная и странная история о творчестве, семье, жестокости и ответственности автора перед обществом.

Всего на фестивале было представлено 5 спектаклей по «Человеку-подушке».

Первым свою версию показал ижевский Русский театр Удмуртии. Эта дебютная работа режиссёра Дмитрия Удовиченко. Ему вместе с артистами удалось показать жестокость, заложенную в пьесе, при этом сделать это произведение невероятно трогательным. У германского Theater der Altstadt «Человек-подушка» получился, как и подобает немцам, чётким, холодным и рассудительным, похожим на народные немецкие сказки, которые все как одна пугающие. Леон Кейн, английский режиссёр, поставивший спектакль «Человек-подушка» в театре «У Моста», показал на фестивале моноспектакль о спектакле под названием «В поисках Человека-подушки», в котором Кейн буквально изобразил, как он ставил эту пьесу МакДонаха.

Одной из самых ярких, и необычных «Подушек...» на фестивале, по общему мнению зрителей, стал спектакль Молодежного театра Сараево в постановке итальянца Луки Кортины.

Завершался фестиваль Мартина МакДонаха 14 октября в Театре оперы и балета, где артисты МХТ показывали уже ставшим легендарным спектакль Кирилла Серебренникова «Человек-подушка». Это действительно заслуживающая своей славы постановка, имитирующая а театре эффект кино, с сильными актёрами, необычными и остроумными режиссёрскими работами, но, к сожалению, очень тяжёлая и пафосная. К тому же сцена и зал оперного театра были слишком велики для спектакля который идёт в Москве на камерной сцене.

«РАЗДАЧА СЛОНОВ» ПЕРМСКОГО ПЕРИОДА

Сразу после московского «Человека-подушки», на сцене Театра оперы и балета прошло торжественное закрытие фестиваля, с награждением победителей. Все члены жюри, и директор фестиваля Сергей Федотов поднялись на сцену чтобы вручить призы - сувенирные окаменевшие куски дерева Пермского периода - самым ярким спектаклям, актёрам и режиссёрам. Тут не обошлось без неожиданностей.

Сразу два приза получил ижевский «Человек-подушка»: специальный приз жюри за лучший режиссерский дебют получил режиссер Дмитрий Удовиченко, а приза за лучшую мужскую роль удостоился Михаил Солодянкин, за роль Катуряна. Также два приза достались ещё одному «Человеку-подушке» - Сараевскому - за лучшую режиссуру и лучший ансамбль. Приз за лучшую женскую роль получила Александра Корович, за роль Морин в спектакле «Красавица из Линэна» австрийского «nicht.THEATER Ensemble». Лучшая мужская роль второго плана у Михаила Яковлева за роль Пэйто в спектакле «Красавица из Линэна» Челябинского государственного драматического Камерного театра, а лучшая женская роль второго плана у польской актрисы Александры Беднаж, сыгравшей Мейрид в «Лейтенанте с Инишмора».

Различных спецпризов удостоились актеры театра «У моста» Сергей Мельников, Владимир Ильин, режиссёр Леон Кейн, Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна, Азербайджанский Государственный ТЮЗ. Специальный приз жюри за выдающийся вклад в воплощение драматургии МакДонаха на российской сцене достался Сергею Федотову.

Самым необычным специальным призом, и самым неожиданным как для жюри так и для человека получившего его, стал приз жюри лучшему зрителю фестиваля МакДонаха. Этот приз получил Андрей Абросимов - он специально приехал из Казани на весь фестиваль, на свои деньги купил билеты на все спектакли, и на свои деньги жил в гостинице. Жюри просто не могло не отметить такую любовь к театру.


Григорий Ноговицын



 

Всего просмотров: 2365

Все новости за Октябрь 2014

На главную страницу...