Несбывшиеся грезы пермского балета
18.12.2014 22:57

В Пермском театре оперы и балета состоялась премьера одноактных балетов «Зимние грезы». «Великолепный образец западного искусства», - так было заявлено руководством театра на пресс-конференции. В рекламном буклете читаем: «Зимние грёзы» - это наш подарок всем любителям балета. Это по-настоящему очень красивая, эстетская, исполненная живого праздничного настроения премьера».

Вечер одноактных балетов не в полной мере оправдал эти предсказания, а скорее - разочаровал. Два из трех представленных балетов - это повторение пройденного, калька давно поставленных хореографических спектаклей. Однако, давайте по порядку.

«Конькобежцы» - маленький дивертисмент, как определил хореограф сэр Фредерик Аштон свой балет на музыку Джакома Мейербера (постановка 1937 г). Это по сути зарисовка без сюжета и характеров. Интересная сценография, выигрышные костюмы, красивые танцы. Все легко, изящно, но абсолютно не трогает душу. Милая безделица...

Второй спектакль «Когда падал снег» на музыку Бернарда Херрманна в хореографии Дагласа Ли представлен как мировая премьера, созданная по заказу пермского театра. Это некая фантазия на тему противоречия внутреннего состояния и эмоций. Все артисты в чёрном на пустой сцене исполняют полный свободы тела «танец», когда дух борется с плотью, создавая немыслимые композиции. Сложно. Интересно. Но расчет на особую публику, для которой все эти «упражнения под софитами» - просто современный молодёжный драйв.

И наконец, самый ожидаемый балет «Зимние грёзы» на музыку Чайковского в постановке сэра Кеннета Макмиллана (1991 г., Королевский балет Великобритании). В этом балете английский хореограф «замахнулся» не много не мало на великого Антона Чехова. И проиграл... Проиграл, потому что не до конца понял мысль автора и не сумел полюбить этих милых трех сестер из русской провинции, мечтающих изменить свою жизнь. В «Зимних грёзах» действие развивается по примитивной «прямой»: военные занимаются развратом с горничной, пьют водку, стреляются и, между прочим, объясняются сестрам в своих чувствах. Нет понимания проблемы, нет внутренней драматургии. Однообразная хореография и поверхностное восприятие жизни русского дворянства не позволяют почувствовать тончайшие переживания героев. Между тем, чеховская пьеса - это не только рассказ о личной драме героев, но и предчувствие больших перемен... Пожалуй. единственным истинно чеховским моментом в спектакле был стол за прозрачным занавесом, за которым о чем-то вели беседу хозяева и их гости. Но увы, главное осталось за кадром... Вероятно, « Вечер одноактных балетов» английских хореографов предназначается для зарубежных гастролей, но опыт показывает, что запад предпочитает «русский стиль».

Может быть, не стоит так часто оглядываться на эксперименты западного искусства, есть в России и свои хореографы. Тот же Алексей Мирошниченко - главный балетмейстер нашего театра и художественный руководитель данного проекта, уже не раз блестяще доказал своими работами высокий хореографический и интеллектуальный уровень постановок. Достаточно назвать его последние работы - «Рококо» на музыку Чайковского, «Голубую птицу и принцессу Флорину» Адана. Уместно вспомнить одноактные балеты на русские темы Николая Боярчикова или «Анюту» Владимира Васильева, постановки Раду Поклитару.

Что касается артистов, то они вполне профессионально исполнили все, что им предложил хореограф. Большое спасибо солистам Н. Моисеевой, И. Билаш, Н. Домрачевой, С. Мершину, Н. Четверикову, И. Порошину и другим исполнителям, а также великолепному кордебалету за их труд.


Татьяна Чернова



Ключевые слова:
премьера Пермь балет

 

Всего просмотров: 2599

Все новости за Декабрь 2014

На главную страницу...