Пермский перекресток фестиваля: «Пространство режиссуры» и Новороссия
13.03.2015 17:19

Самый театральный сюжет зрителям предлагает жизнь, как было давно и справедливо замечено. В один день в Перми состоялись два созвучных события: в Доме журналиста прошла пресс-конференция Игоря Стрелкова и показ спектакля «Согласный. Несогласный» Б.Брехта на ту же тему, что и в случае с Новороссией - спасения людей.

В Доме культуры слепых (он давно из профильного превратился в общедоступный культурно-спортивный и досуговый центр для всех пермяков) по призыву одного из первых руководителей воинского ополчения на Юго-Востоке Украины Игоря Стрелкова организован пункт сбора средств помощи Новороссии.

На первом этаже расположились волонтеры от Пермского общественного гуманитарного комитета и Краевого отделения КПРФ с листовками, георгиевскими ленточками, ящиком с прорезью для сбора финансовых средств. Когда я подошла, толпы не было. Один мужчина уточнял у волонтера, сидящего за столом, адрес краевого общества инвалидов войны в Афганистане: там принимали гуманитарную помощь. Кто-то кинул сотенную бумажку в ящик и пошел дальше. Меня заинтересовала лежащая на столе пачка анкет с фамилиями.

-Что это? - спросила я у женщины-волонтера.

- Фамилии и адреса тех, кто готов помогать постоянно, - ответила она и показала анкету. Степень согласия на помощь жителям Новороссии определялась по уровням: помогать финансово, помогать информационно, помогать вещами и продуктами, логистикой, другое...

В театре проблема согласия или несогласия в гуманитарной помощи сразу была выведена в весьма сильный эмоциональный регистр. Режиссер Андреас Мерц-Райков на главную роль Учителя назначил Михаила Чуднова, артиста, способного долго существовать в состоянии взвинченных нервов. Внутренняя душевная вибрация этого артиста, необъяснимая со стороны, но сильно ощущаемая зрителем, создает ореол загадочности вокруг его персонажа, не позволяет оторвать от него взгляд, независимо от сюжета.

В пьесе Брехта разыгрывается две ситуации, одинаковые по фабуле, но разные по смыслу. В одной героям и зрителям предлагается практически выбрать между спасением мальчика и спасением коллектива. В другой - выбор зависит от коллективного сознания - готовности отказаться от прежних обычаев, препятствующих гуманизму, установить новый более человечный закон и идти с ним в массы, «закрыв глаза на оскорбления».

Этот один из первых драматургических опытов Брехта несет на себе отпечаток упражнений по актерской технике. Там нет полнокровных образов людей и обстоятельств.

Достоинство спектакля в том, что схемы обрели плоть и кровь. Михаил Чуднов сыграл типичного обезумевшего активиста общественных движений, охваченного бешеной эмоцией и незаурядной энергией, но не способного размышлять, согласиться с чем-либо на основе логики. Поэтому он на сцене самый подвижный, самый страстный и, в конце концов, самый беспощадный.

Учителю в спектакле противостоит Мать мальчика. Мы видим ее в исполнении народной артистки России Лидии Аникеевой. У нее не так много слов и действия. Но мастерство актрисы за годы, когда у нее мало было достойных ее таланта ролей, слава Богу, никуда не делось. Всего одна фраза обезумевшей матери: «Куда дели моего сына?!», и зритель сам догадывается о том, какие чувства исторгли из груди этой женщины в черном всего один, но главный болевой вопрос. Именно Мать в спектакле во всеуслышание объявляет: « Я несогласна!»

В целом, в спектакле сохранена стилистика и эстетика Брехта с музыкой Курта Вайля, зонгами, с выходом актера из роли и проходом его как гражданина к авансцене, чтобы пробудить в зрителе его рацио.

На обсуждении спектакля режиссер Андреас Мерц-Райков (см. снимок) по просьбе одного из представителей молодого поколения режиссеров (они составляли большинство оставшейся после просмотра публики) разъяснил, как важно, чтобы люди действовали коллективно в принятии решений относительно судеб многих, чтобы не было допущено следование устаревшим нормам поведения, которые ведут к гуманитарным катастрофам. Один из зрителей упрекнул спектакль в излишней нервности. На это ответили, что так и задумывалось.

Вот тут самое время вспомнить акцию помощи Новоросиии в Перми. Она внешне была безэмоциональна. Но деятельна, и плоды деятельности очевидны. И это о многом свидетельствует. В случае с театром: ранняя пьеса Брехта будет иметь больший эффект, если ее показывать молодежной аудитории, которая находится в становлении своего мировоззрения. Для профессиональной театральной публики спектакль интересен проблемами актерского существования в прокрустовом ложе логики брехтовских пьес. И об этом сегодня днем участники фестивальной лаборатории рассуждали на мастер-классе в немецкими коллегами драматургом и режиссером Томасом Мартином, режиссером и журналистом Франком Раддатцом.


Галина Куличкина



Ключевые слова:
фестиваль Пермь. Пространство режиссуры
Всего просмотров: 2642

Все новости за Март 2015

На главную страницу...


 


2019 Январь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: