В Пермском Театре-Театре открылась выставка памяти Юрия Любимова
14.03.2015 14:05

13 марта в рамках международного фестиваля «Пространство режиссуры» открылась выставка, посвященная памяти основателя Московского театра на Таганке выдающегося отечественного режиссера Юрия Любимова.

Были представлены знаменитый занавес к спектаклю «Гамлет» Д. Боровского и фотодокументы А. Стернина из собрания Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина.

Главный режиссер пермского Театра-Театра Владимир Гурфинкель произнес вступительное слово, в котором напомнил о мощной открытой социальной направленности Театра на Таганке, с юмором поделился собственными воспоминаниями о том, как он, будучи студентом, пробирался на «Гамлета» Любимова с Владимиром Высоцким в главной роли.

Думается, уместно в эти дни вспомнить и нам, представителям пермской театральной публики, о гастролях Театра на Таганке в 1990-х годах в первую декаду марта.

Это было в 1998 году. Театр показывал спектакли на сцене Пермского академического драматического театра. Пермяки увидели легендарные спектакли «Мастер и Маргарита», «Медея», «Братья Карамазовы», «Борис Годунов». Организовал гастроли Пермский академический драматический театр по инициативе его художественного руководителя Ивана Бобылева.

Незабываемым аккордом недельных гастролей стала встреча пермской интеллигенции с Мастером легендарной «Таганки». Помог провести ее также Иван Бобылев. Беседа длилась полтора часа, вплоть до репетиции перед вечерним спектаклем.

Мы предлагаем вспомнить некоторые фрагменты того разговора, который целиком был опубликован 13 марта 1998 года в газете «Вечерняя Пермь» автором этих строк.

- Юрий Петрович, как бывший советский человек и всемирно известный режиссёр, что вы хотели бы пожелать своим современникам-россиянам?

- Больше образовываться... Народ у нас часто бывает диковатый... Рухнула огромная империя, стали всё перестраивать неизвестно для чего, и вот осталось беспастушное стадо, которое долгое время было под пастухом довольно суровым... Отсюда и странный иногда зритель. Или слишком понимающий, или такой, будто у него пробелы в сознании... Вот даже сам Жириновский говорит: «Не надо никаких партий! Только моя и «Наш дом - Россия!». Всё!»

- А если бы вы стали величайшим пастухом, что сделали бы в первую очередь?

- Отказался от пастушества.

- Как вы относитесь к приватизации театров?

- Не дай Бог... Ну, что вы... Мы полунищие, как и многие в России. А артистов надо одеть, обуть, сделать какой-то дизайн, хотя бы минимум. Я не люблю пышное оформление, но даже самый скромный спектакль (а я всегда делал дешёвые спектакли, даже на Западе, я люблю театр улиц) требует средств. И для зрителя всегда хочется иметь билеты как можно дешевле, искать какие-то льготы для настоящих любителей театра.

- Мы слышали, что в судьбе спектакля «Мастер и Маргарита» был момент, когда вы чуть не решились играть Понтия Пилата сами...

- Нет, сведения неверные. Сталина - да, хотел. Я всю жизнь байки о нём собираю.

- Юрий Петрович, как складываются ваши отношения с соседями по театральной «Таганке»?

- А никак...

- Как же вам удаётся? Ведь здание рядом стоит...

- Ну и пусть стоит. Мало ли кто рядом с вами стоит - в лифте, на толкучке ли. Бог в ними...

- В спектаклях мы увидели молодое перспективное поколение артистов. Откуда они?

- Мой курс из «Щукинки». Я их учил. Они работают здесь четыре года. Театр крепнет и встаёт на ноги.

- В чём вы видите перспективу своего театра?

- В продолжении традиций, которые есть. В чём они? В определённом умении нестандартно разговаривать с вами, дорогие зрители, что требует определённой техники. Потом, в театре, я считаю, есть своя эстетика и мысль в отборе репертуара, есть поиск формы исполнения для каждого спектакля - при общей манере театра.

- Какой момент в соей жизни считаете самым счастливым?

- Мой бывший шеф Рубен Николаевич Симонов всегда на такие вопросы отвечал, как Ленин: «НЭП»...(хохот в зале). Я, конечно, шучу. Трудно как-то говорить о счастье.

- Вы сказали, что у вас много нахлебников. Кого именно имеете в виду?

- У меня есть семья, родственники, которым я должен помогать. Я вижу, им плохо живётся. К большому сожалению, я не очень богат, но помочь, например, родной сестре могу.

- А почему в город Юрятин не привезли спектакль «Доктор Живаго»? Вы же знаете, что Юрятин - это Пермь...

- Конечно, знаю, но у нас там сложные декорации...

- Нынче осенью вы отметили своё 80-летие. Не раскроете ли секрет творческого долголетия?

- Однажды я довольно бестактно спросил Петра Леонидовича Капицу, гуляя с ним по Николиной горе: «А что умирает в человеке последним?» Он подумал, поморгал детскими глазками и сказал: «Вероятно, профессиональные навыки. Я лучше всего себя чувствую в лаборатории. Так до последних лет и работал». Я с ним согласен...

- А у вас выходные есть? Очередной отпуск?

- Нету, «бодро сказал старик»... А отпуск... это зависит от контракта.

- Если говорить о главном событии в жизни, как, например, Октябрьская революция в России, - это ваша жена? Сын? Театр?

- Если об Октябрьской революции, то лучше б её не было. А вот насчёт сына - да... Он появился, когда мне было за шестьдесят. Я был очень вдохновлён этой победой. Сын мне неприятностей не доставлял. Заботу - да. Мне было интересно наблюдать, как он растёт. Я ему старался показывать мир, приобщать к красоте. Хотел, чтобы он был очень мужественный и сильный. И действительно, он очень сильный. Спрашиваю его по телефону: «Как дела?» Он отвечает: «Не волнуйся, папа, всё в порядке. Я беру на грудь сто». Сто килограммов (тут Любимов показал, как штангист поднимает штангу).

- Некоторые режиссёры не смотрят или смотрят с трудом спектакли своих коллег. А вы?

- Я могу похвастаться. Когда вижу хороший спектакль, я счастлив...

- У вас актёры-любимчики были? Могли бы их назвать и как сейчас к ним относитесь?

- Боровский сказал однажды трагическую фразу. Он явился ко мне (а я тогда был очень болен) в пять утра, долго звонил, жена испугалась (у меня были плохие отношения с Советской властью), она подумала, что пришли забирать...Оказалось, бледный Боровский. Он сказал: «Вот и кончилась ваша двадцатилетняя борьба с артистами за Высоцкого». Вот видите, как бывает в родных коллективах...А ещё однажды у нас была поездка в Израиль. Кого-то берут, кого-то - нет. Всех нельзя - денег не хватает. Они все поодиночке в кабинет врываются: «Почему он едет, а я не еду?!» Так мне надоели, что когда в очередной раз дверь открылась и опять про то же спросили, я с сердцем ответил: «Он едет, потому что еврей...»

- А на видео ваши спектакли записывают?

- Раньше нет. Сейчас есть видеоспектакли «Бесы», «Электра» , собираемся записать «Братьев Карамазовых»... Сохранились записи репетиций с Высоцким, но они были сделаны тайно.

- Какие спектакли мечтаете поставить?

- Вообще-то я не считаю зазорным работать по заказу. Так работали великие мастера. А в планах роман Солженицына «В круге первом», коллаж по хроникам Шекспира. Хочется изучить, что это за болезнь - стремление к власти...

Фото Галины Ивинских


Галина Куличкина



Ключевые слова:
фестиваль Пермь. Пространство режиссуры

 

Всего просмотров: 3121

Все новости за Март 2015

На главную страницу...




 


Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: