В Перми закончился фестиваль «Пространство режиссуры»
19.03.2015 12:09

Под занавес пермского международного фестиваля «Пространство режиссуры» был показан спектакль московского театра им. А.С. Пушкина «Добрый человек из Сезуана» в постановке Ю. Бутусова. Спектакль, отмеченный наградами на престижных театральных конкурсах, в том числе национальной премией «Золотая маска-2013г.»

Спектакль заканчивается внезапно - маленькая нелепая фигурка отчаянно вскрикивает: «Помогите!». Крик обрывается. Темнота...

Накануне на этой сцене шли «Три сестры» в постановке этого же режиссера. Показалось, что ткань чеховской пьесы сопротивляется жёсткой, шокирующей манере режиссёра. А здесь всё сошлось - и автор, и режиссёрский ключ, и актёрская самоотдача. Как зритель, я испытала момент абсолютного счастья. Не только эстетический. Брехт «попал» в меня своим социальным запалом, своей энергией протеста против несправедливости жизни. Я знала, что пьеса гениальная, что время её снова пришло. Но именно на спектакле Бутусова меня «обожгло» физически.

Живая музыка. Оркестрик уличных музыкантов - кепки, демократичная одежда. Почему-то стойкое ощущение улицы. Пространство сцены заполнено стульями, железными кроватями, стаей бутафорских собак. Потом на ней будут расти и взмывать в воздух деревья, падать дождь из риса и сигаретных пачек. Ещё будут велосипеды, ударная установка, ряд вешалок с платьями. Чёрный падающий занавес. Чёрно-белая гамма спектакля.

Появляется Актер от театра, он же Водонос в исполнении Александра Матросова. Расстилает белую ткань, рассыпает песок. Поёт зонг (зонги чаще звучат на немецком, что придаёт подлинность, привносит дополнительную энергию слов и звуков), потом надевает шубу и превращается в калеку Водоноса. Боги являются в виде молоденькой девушки, с которой Ван бережно снимает ботинки, омывает её пыльные ступни. Потом она соберёт в узелок песок, и этот сверток преобразуется в узел с деньгами (деньги - песок? Пыль?) для главной героини Шен Те. Она впервые является нам в чёрном блестящем плаще, драных колготках, тёмных очках. У неё резкий голос и неуверенная походка (огромные каблуки), размазанная тушь под глазами и на щеках. Массовка - она же хор - одета в чёрное. Здесь нет отрицательных персонажей, за каждым стоит своя правда. И даже расчётливый Лётчик - Александр Арсентьев обнимает Шен Те с нежностью, но искренне не может понять, почему она не идёт за ним до конца. Здесь все - жертвы. Домовладелица госпожа Янг - Вера Воронкова в один момент натягивает чёрное платье поверх красного, берёт полешко и становится нищей с ребёнком. Здесь все - двойственны. Каждый способен быть и беззащитным, и жестоким. У них один праздник - «День святого Никогда».

В центре композиции - Шен Те в исполнении Александры Урсуляк. Что бы мы там ни говорили про брехтовское «остранение» и дистанцию между актёром и персонажем, Шен Те завоёвывает наши сердца. И где тут актриса, а где персонаж - какая разница? Мы не думаем об этом, следя за маленькой отважной фигуркой на сцене. В нелепых платьях - с блёстками или в таком милом сердцу горошке, со своей шатающейся походкой, с резким голосом, в котором постепенно прорезываются человеческие интонации, с открывающимся под маской чистым лицом - она мечется в огромном пространстве, пытаясь совместить несовместимое: остаться доброй к людям и себе, быть счастливой в несчастливом мире, быть справедливой в мире несправедливом.

Шен Те, как ни парадоксально, очень русская героиня. Ведь именно «падшие», больные, юродивые оказывались носителями добра в русской литературе. Вспомните Сонечку Мармеладову или князя Мышкина. Да что далеко за примерами ходить, в ту же традицию вписываются героини пьесы А. Галина«Звёзды на утреннем небе», да и других пьес «новой волны». Но в русской традиции нет перевёртыша, антипода. А в западной есть (те же Мистер Джекил и доктор Хайд, например). И тут вместо Шен Те появляется Шуи Та. Превращение совершается на наших глазах - Шен Те натягивает брюки, неумело рисует усы и бакенбарды, надевает шляпу. Нелепый человечек в шляпе вдруг оказывается спасительным якорем, не дающим героине окончательно погибнуть самой (какой парадокс) - отдавая, спасая других, творя вокруг добро. Вот вам диалектика жизни.

Александра Урсуляк играет отважно, отчаянно, не щадя себя - ни актёрски, ни человечески. И когда она поёт последний зонг «Ах, ваш мир жесток», зритель испытывает давно забытое очищение - катарсис. По крайней мере, так было на спектакле, где я присутствовала. Когда-то молодые актёры Ю. Любимова (как всё закольцевалось на фестивале, который посвящен Мастеру «Таганки») заканчивали свой спектакль по этой же пьесе словами Брехта: «Плохой конец заранее отброшен. Он должен, должен, должен быть хорошим». Они знали ответ. В сегодняшнем спектакле такого финала нет. Бутусов не знает ответа. Как его не знают многие из нас. Но ещё раз задать вопрос. Содрать с себя защитную оболочку и предстать перед миром один на один. Задуматься. Это дорогого стоит.

Елена Малинина

От редакции. В целом, как свидетельствуют отзывы зрителей и специалистов, международный фестиваль «Пространство режиссуры» по-прежнему нужен пермской общественности. Напомним, что он состоялся при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. Предложенные организаторами спектакли прошли при аншлагах, вызвали неподдельный интерес и дискуссии среди зрителей. Была предоставлена возможность после спектакля встретиться с постановщиком и артистами, задать им вопросы. В беседах с мастерами мирового уровня студенты, будущие российские режиссеры, многое прояснили для себя в своей профессии. Особо они отметили общение с А.Я Шапиро (одним из ведущих режиссеров отечественного театра второй половины XX - начала XXI веков), автором идеи этого фестиваля. Он их привлек мудростью понимания искусства и доходчивостью изложения своих мыслей. Педагоги Пермской государственной академии искусства и культуры благодарят организаторов фестиваля за предоставленную студентам возможность побывать не только на образовательных программах, но и на спектаклях, которые находятся в тренде современного театрального процесса.

На снимках эпизоды фестиваля. Фото из архива театра.



Ключевые слова:
фестиваль Пермь. Пространство режиссуры
Всего просмотров: 4148

Все новости за Март 2015

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: