Путь к дому подскажет Бог (рецензия на спектакль Пермского ТЮЗа)
22.03.2009 14:33

В Пермском ТЮЗе в эти дни прошли премьерные показы спектакля «Домой!..» Л. Разумовской. Режиссер-постановщик - народный артист России Михаил Скоморохов, художник-постановщик - заслуженный художник России Юрий Жарков, музыкальное оформление заслуженного работника культуры России Марка Гольдберга. Роли исполняют студенты выпускного курса Пермского института искусства и культуры. Художественный руководитель курса профессор М. Скоморохов.

Еще до показа спектакля вокруг его содержания возникла некая тайна.

Сначала зацепила внимание информационная открытка о спектакле, где на одной стороне в голубом пространстве мы видим счастливые лица молодых людей, занятых в постановке. А на другой стороне читаем абсолютно депрессивный текст о том, что «это история из жизни подростков, которые волею судеб оказались никому не нужны: ни родителям, ни близким, ни друзьям... Кроме одиночества и мечты о домашнем тепле, у них нет ничего». Чему, спрашивается, радуемся?

Озадачил на пресс-конференции и М. Скоморохов. Он, который всегда чувствует зрителя, всегда точно прогнозирует, где тот будет улыбаться, а где должен опечалиться, вдруг признался, что он не знает, как пойдет спектакль, как примут его зрители. Парадоксы стали понятны после того, как мы увидели спектакль и прочитали пьесу.

Пьеса озадачила. Спектакль ошеломил.

Сначала о пьесе. Автор Людмила Разумовская, напомним, стала известным драматургом еще в советское время. Она принадлежала к драматургии «новой волны», которая фиксировала, в общем-то, «чернуху» - нравственный распад, бездуховность общества застойных 1980-х годов. Пьеса «Домой!..», вышедшая к читателю в 1995 г. (пик системного кризиса в России), сохраняет и даже сгущает мрачную атмосферу бытовых обстоятельств жизни героев - дети «на дне» социальной жизни. Но вместе с тем здесь активно развивается конфликт сознаний. Источник драматического действия связан с появлением в компании «отверженных» их сверстника, но Другого по отношению к миру человека: Веньки-монаха. Разговоры с Венькой заставляют самых маленьких увидеть «новое небо и новую землю», и узнать, что «отрет Бог всякую слезу...» Новое знание рождало у них догадку о том, что желанный дом там, где есть Бог. Более взрослые, успевшие вызвериться и внутренне опустошиться, забывшие свои имена персонажи на непримиримую с их действиями мировоззренческую позицию Веньки-монаха отвечали новой жестокостью - они попытались распнуть монаха на чердаке, «чтобы не вякал».

Специалисты (проф. М. Громова) и некоторые практики российского театра склонны считать, что религиозная тематика не очень органична в стилистике многих российских пьес 1990-х годов, в том числе и у Разумовской. Не случайно ее постановки в учебном театре известной актрисы и театрального педагога Светланы Крючковой (Петербург), в Тюменском театре драмы и комедии с выпускным курсом местного института искусства и культуры, в Московском театре Армена Джигарханяна, судя по рецензиям и отзывам постановщиков, представленным в Интернете, подчеркивали в сценической игре прежде всего социальную остроту и документальность истории про подростков-бомжей.

Но думается, что все-таки не случайно в те годы талантливые художники Э. Радзинский («Наш Декамерон»), А. Галин («Звезды на утреннем небе»), Э. Рязанов («Небеса обетованные»), та же Л. Разумовская, не сговариваясь, стали вводить образные элементы Божественного в мир своих произведений. Пусть не всегда органично, но они угадали глубинную потребность общественного сознания и попытались ответить на нее.

Страстная, но неосуществимая в конкретной социальной форме мечта «Домой!..» выводится автором из уровня атеистического сознания на уровень философско-религиозный. Пьеса озадачивает зрителей неожиданной востребованностью напряженной интеллектуальной работы. Мечты о доме как укрытии, как пространстве гармоничного целостного существования личности, острое ощущение хрупкости и беззащитности одной человеческой жизни в столкновении с обезумевшей волей «свободных масс», не обремененных «оковами» гуманистических ценностей - это же актуальные проблемы философии существования в XX веке. Вот в тот момент на спектакле и догадываешься, почему постановщик Скоморохов хотел бы видеть в зрительном зале взрослых людей.

Что касается религиозного мироощущения, то у Разумовской освобождение детей из дома - плена криминального содружества связано с ответом на вопрос: кому служишь? Богу или Сатане? Если Богу, то обретаешь внутреннюю свободу и душевное успокоение. В пьесе дается два взгляда на преждевременную смерть четырех подростков. С точки зрения обезбоженного социума - это страшная кончина, а с точки зрения христианской религии - есть и позитивный момент: на пороге смерти к подросткам приходит ангел, как символ просветления и обещания долгожданного отдыха неприкаянной в миру души. Пьеса закономерно завершается на оптимистической ноте: Венька-монах и оставшийся в живых подросток Фома идут по дороге летним солнечным днем, и «видно, что идут они давно и хорошо им так идти». Людмила Разумовская словно дает подсказку всем своим будущим читателям: у вас может не быть родителей, какого-то конкретного дома и средств к существованию, другие трудности, но если вы на дороге к Богу, если стараетесь любить-сокрушаться о всех людях, вы обретете и подлинную свободу, и невидимый другим крепкий дом внутри самого себя.

Спектакль Пермского ТЮЗа ошеломил тем, что Михаил Скоморохов глубоко понял истинный, далеко не простой сюжет пьесы и отважился вывести зрителя с традиционной дороги атеистического мировосприятия на путь религиозно-философского познания мира и человека. В пермской постановке нет ярко выраженных примет социальности. Художник Юрий Жарков создает в целом символическое пространство действия. Похожее на суперзанавес полотнище опускается сверху, на нем видим силуэт старого, из прошлых веков, дома - вот вам и образ города. На планшете сцены какие-то прямоугольные выступы и углубления, ящики и доски для перехода с одной площадки на другую... Обитателям импровизированной ночлежки приходится балансировать на бегу от одного места действия к другому, перескакивать-выскакивать через ямы и «канавы», взбегать по лестнице и вдруг то исчезать в каком-то подвале, то, собирая все силы, выкарабкиваться из него наружу.. Актерское существование заряжается каким-то рваным темпоритмом, переходящим в аритмию, в минуты оцепенения персонажей (то ли живы, то ли нет) и затухающую на наших глазах скорость движения в момент расставания с жизнью. Так возникает выразительный образ физически трудной и опаснейшей для существования детей среды обитания.

Следующий момент, который выбивает зрителей «из седла», т.е. спокойного созерцания - это предложенный Михаилом Скомороховым мудрый родительский взгляд на подростков в пьесе - бездомных бродяг. По общеизвестным представлениям, беспризорники, значит, дети с отклонениями, социально трудные, с «куриными мозгами», как аттестовала одного из героев его бывшая учительница. Мы заранее были готовы к тому, чтобы увидеть, мягко говоря, не очень привлекательных ребят. Внешне они такие и есть. Но театр очень быстро сумел раскрыть детскость их душ, заставил проникнуться к ним сочувствием и даже полюбить их. Нас познакомили с обыкновенными детьми, которым, с одной стороны, присуще типичное возрасту доверчивое и простодушное восприятие мира, где радость и отчаяние живут рядом. С другой стороны, мы увидели в них своеобразных Маугли в городских джунглях XXI века, которые не ведают, что творят. Особенно выразительно такой характер получился в игре Валентины Мазуниной в роли Таньки-рыжей, маленькой, но уже на сносях девочки с огромным животом, не знающей, от кого ребенок.

Танька-рыжая умирает в ночлежке одна во время родов от потери крови. В предсмертные минуты на сцене на неких качелях появляется Светлый ангел. Переход от жизнеподобного образа к условному из зрительного зала воспринимается пока сложно. Может быть, потому что ангел на сцене был холодноватый? Или потому, что трудно смириться с тем, что исход в мир иной для Таньки-рыжей лучше, чем жизнь на этом свете? Хотелось продлить в своей душе минуты печали о тех, к кому успел привязаться. А скорее всего, просто привыкли к традиционному атеистическому отношению к смерти как к расставанию навсегда. Смириться с логикой драматурга и театра легче тем, у кого есть Вера в светлую будущую жизнь и психологическая готовность отпустить умершего с миром в загробную жизнь.

Во втором действии зритель все больше вовлекается театром в понимание того, что человек - это не только конечное тело, но и бессмертная душа. Очень значима в этом отношении и трудна для исполнения начинающим актером роль Веньки - монаха. У Станислава Щербинина в созданном образе есть внешняя достоверность, доверие к тому, что Венька крепко верует и силен своей верой в Бога. Но пока зрителю, в основном неверующему, не достает той степени заразительности Венькиного слова о Боге, благодаря которой он обратил к Богу души Близнеца и Фома. На первом показе сцена чтения в ночлежке святого жития не отложилась в зрительском сознании как существенная, а скорее была воспринята как экзотический эпизод. Зато в сцене перед распятием он убедителен и даже потрясает своей искренней готовностью помолиться перед собственной казнью за современных каинов, которые подняли на него руку. Кстати, в этой сцене хорошо расставлены паузы для психологических реакций каинов - Рваного - Эркина Таджибаева и Хули - Дмитрия Гордеева.

 Запоминается поведение Близнеца - А. Сумишевского на поминках по Таньке. Потрясенный смертью и надругательством над ее телом, он сидит за столом, как окоченевшая нахохлившаяся птица, глядящая в одну точку. Никаких эмоций не отражается на его пожелтевшем лице, даже когда его, как куклу, Хуля передвигает с место на место. Оживает только, когда необходимо сказать, по его мнению, главное: «Все видит... Все Богу расскажет». Это он о душе Таньки, которая не отлетела и еще с ними.

 Спектакль только начинает жить, и думается, что по актерской линии он еще будет набирать силу. Пока исполнителям в целом более удается подчеркнуть характерность персонажей дна, чем сложнейший процесс пробуждение души и потребность в Вере. На первом показе об этом сложном психологическом процессе зритель догадывался благодаря постановочным эффектам режиссера (из них особо отмечу свечение сквозь символическую стену дома светлых фигур погибших подростков) и благодаря звучанию духовной музыки, подобранной к спектаклю Марком Гольдбергом.

Хочется, чтобы театр сохранял этот спектакль в репертуаре как можно дольше, несмотря на возможные сложности, связанные с тем, что будущие выпускники могут разъехаться кто куда. В Перми сегодня нет спектакля-послания молодому поколению, увлекательного по форме, интеллектуального по содержанию, открывающего горизонты христианских ценностей в разговоре об угрозах человеческой безопасности в современном мире. Посмотрев спектакль, молодые люди, возможно, задумаются, что свобода выбора между подлинным и неподлинным бытием все-таки за ними.


Галина Серебрянская

Всего просмотров: 4869

Все новости за Март 2009

На главную страницу...


 


2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: