Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-69402, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель СМИ — Куличкин Петр Александрович; главный редактор Куличкин П.А.
В Пермском крае не так много актрис, на которых зрители многие годы шли и сейчас идут специально. К этому счастливому меньшинству относится Лидия Аникеева, которая сорок лет служит искусству на одной сцене — когда-то Пермского академического драматического, а ныне Театра-Театра.
Здесь сегодня, 30 сентября, в честь ее юбилея дают бенефисный спектакль «Ричард III» Шекспира, где Лидия Аникеева исполняет роль королевы Елизаветы.
Юбилей всегда праздник и всегда некоторый итог. В праздник хочется вспомнить все то светлое и доброе, что жизнь подарила виновнику торжества. Лидию Аникееву Бог одарил женской красотой, талантом, трудолюбием. Ей было дано испытать счастье материнства и обрести мужа, который на протяжении многих лет является ее единомышленником, советчиком и партнером по сцене. Ей везло на встречи с режиссерами, которые видели ее на главных ролях в своих постановках.
И как тут не вспомнить художественного руководителя пермской драмы Ивана Бобылева, который сразу поверил в молодую выпускницу Московского театрального училища имени Щукина в далеком 1973 году. С его легкой руки она сыграла сложнейшие роли мирового и отечественного репертуара. О многом скажет театральной публике только одно перечисление некоторых из сыгранных ею ролей, таких как: Роксана в «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, Валентина в «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, Маша в «Трех сестрах» А. Чехова, Софья в «Горе от ума» А. Грибоедова, Кручинина в «Без вины виноватые» А. Островского. Первой на отечественной сцене она сыграла Алкмену в «Амфитрионе» Г. Фигейредо, Фульвию в спектакле «Как прежде, но лучше, чем прежде» Л. Пиранделло, Иокасту в «Адской машине» Ж. Кокто.
Одна из любимых ее работ - роль Норы в спектакле «Кукольный дом» Г. Ибсена. Спектакль долго держался в репертуаре и проходил всегда при аншлаге. «Кукольный дом» был поставлен в период системного кризиса в России (1994 год), тогда обрушился «кукольный дом» развитого социализма. Нора - Аникеева, которая в финале спектакля оказывалась без семьи и крыши на головой, помогала зрителям сохранять себя как личность, не бояться начинать жить заново. Не случайно за исполнение этой роли актрисе было присуждено звание лауреата премии Пермской области в сфере искусства и культуры (1995). А на следующий год ей было присвоено высокое звание народной артистки России.
Создавая десятки и сотни лиц и характеров, актер всегда в чем-то остается верен себе. Вот и Лидия Аникеева всегда привлекала не только удивительной внутренней отзывчивостью на перипетии судьбы своей героини или способностью глубоко проживать на наших глазах смену психологических состояний женского характера. В создаваемых ею образах сквозь социально-психологические мотивировки драматурга всегда просвечивала идущая от природы актрисы тема женственности. С нею у Лидии Аникеевой в ролях всегда находилось место таким актерским краскам, как естественная нежность, мягкость, сострадательность и готовность к самопожертвованию. В минуты испытаний, которые драматург неминуемо насылает на своих персонажей по законам жанра, героини Аникеевой словно чудесным образом обретали в себе недюжинную силу духа, стойкость характера. Не всем, однако, удавалось при этом сохранять в себе женское достоинство и человечность. Потеря женственности в ее героинях ощущалась всегда как крах животворящего начала. Вспомним хотя бы ее Анисью в спектакле «Власть тьмы» Толстого. Зато на переломе судеб героинь Аникеевой в полную силу начинал проявляться незаурядный драматический темперамент актрисы, психологически острая пластика тела, особая выразительность интонационного строя речи.
Да, каждый сыгранный ею яркий характер - это, пожалуй, всегда еще один вариант образа Женщины - царицы духа, ввергнутой в водоворот труднейших жизненных испытаний. Даже если ее царство - всего лишь палисадник в глухом сибирском селении и собственные высокие представления о ценностях жизни, как у Валентины в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова (тоже одна из ее любимых ролей).
С 2004 года в театр приходит новый художественный руководитель Борис Мильграм. Происходит смена названия театра, его эстетической позиции, кардинально обновляется репертуар, выдвигаются другие актрисы на роль героинь. В жизни Лидии Аникеевой наступает новый творческий период. В это время проявляется ее смиренное служение театру, готовность вновь «идти вперед, искать и не сдаваться». По-новому смотришь на актрису и уважаешь в ней неизбывную отвагу «играть на века». О том, как она в этот период ищет и находит новые средства в своей актерской палитре для создания непривычных для нее характерных и просто эпизодических ролей, можно прочитать на сайте театра, не будем повторяться. Скажем только, что режиссеры порой дарят и тот драматургический материал, который близок ее актерской природе. Роль Королевы Елизаветы в сегодняшнем спектакле - по праву ее роль. И роль Матери в спектакле нынешнего репертуара «Согласный-Несогласный» Брехта - тоже ее. Обе созданы в дуэте с одним из самых ярких актеров театра Михаилом Чудновым (играет Ричарда III и Учителя). Следить за их слаженной игрой доставляет истинное эстетическое наслаждение. Лидия Аникеева сохранила недюжинную творческую энергию, мастерство. И это, наверное, самый ценный подарок к юбилею, который актриса сама преподнесла себе и поклонникам своего таланта.
Фото из архива театра.
Галина Куличкина
Все новости за Сентябрь 2015
2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь
2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста
18 лет
18+
Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии
Телефон: +7 342 257 9049
E-mail: