В Пермском Театре-Театре устроили бенефис Лидии Аникеевой
30.09.2015 10:19

В Пермском крае не так много актрис, на которых зрители многие годы шли и сейчас идут специально. К этому счастливому меньшинству относится Лидия Аникеева, которая сорок лет служит искусству на одной сцене — когда-то Пермского академического драматического, а ныне Театра-Театра.

Здесь сегодня, 30 сентября, в честь ее юбилея дают бенефисный спектакль «Ричард III» Шекспира, где Лидия Аникеева исполняет роль королевы Елизаветы.

Юбилей всегда праздник и всегда некоторый итог. В праздник хочется вспомнить все то светлое и доброе, что жизнь подарила виновнику торжества. Лидию Аникееву Бог одарил женской красотой, талантом, трудолюбием. Ей было дано испытать счастье материнства и обрести мужа, который на протяжении многих лет является ее единомышленником, советчиком и партнером по сцене. Ей везло на встречи с режиссерами, которые видели ее на главных ролях в своих постановках.

И как тут не вспомнить художественного руководителя пермской драмы Ивана Бобылева, который сразу поверил в молодую выпускницу Московского театрального училища имени Щукина в далеком 1973 году. С его легкой руки она сыграла сложнейшие роли мирового и отечественного репертуара. О многом скажет театральной публике только одно перечисление некоторых из сыгранных ею ролей, таких как: Роксана в «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, Валентина в «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, Маша в «Трех сестрах» А. Чехова, Софья в «Горе от ума» А. Грибоедова, Кручинина в «Без вины виноватые» А. Островского. Первой на отечественной сцене она сыграла Алкмену в «Амфитрионе» Г. Фигейредо, Фульвию в спектакле «Как прежде, но лучше, чем прежде» Л. Пиранделло, Иокасту в «Адской машине» Ж. Кокто.

Одна из любимых ее работ - роль Норы в спектакле «Кукольный дом» Г. Ибсена. Спектакль долго держался в репертуаре и проходил всегда при аншлаге. «Кукольный дом» был поставлен в период системного кризиса в России (1994 год), тогда обрушился «кукольный дом» развитого социализма. Нора - Аникеева, которая в финале спектакля оказывалась без семьи и крыши на головой, помогала зрителям сохранять себя как личность, не бояться начинать жить заново. Не случайно за исполнение этой роли актрисе было присуждено звание лауреата премии Пермской области в сфере искусства и культуры (1995). А на следующий год ей было присвоено высокое звание народной артистки России.

Создавая десятки и сотни лиц и характеров, актер всегда в чем-то остается верен себе. Вот и Лидия Аникеева всегда привлекала не только удивительной внутренней отзывчивостью на перипетии судьбы своей героини или способностью глубоко проживать на наших глазах смену психологических состояний женского характера. В создаваемых ею образах сквозь социально-психологические мотивировки драматурга всегда просвечивала идущая от природы актрисы тема женственности. С нею у Лидии Аникеевой в ролях всегда находилось место таким актерским краскам, как естественная нежность, мягкость, сострадательность и готовность к самопожертвованию. В минуты испытаний, которые драматург неминуемо насылает на своих персонажей по законам жанра, героини Аникеевой словно чудесным образом обретали в себе недюжинную силу духа, стойкость характера. Не всем, однако, удавалось при этом сохранять в себе женское достоинство и человечность. Потеря женственности в ее героинях ощущалась всегда как крах животворящего начала. Вспомним хотя бы ее Анисью в спектакле «Власть тьмы» Толстого. Зато на переломе судеб героинь Аникеевой в полную силу начинал проявляться незаурядный драматический темперамент актрисы, психологически острая пластика тела, особая выразительность интонационного строя речи.

Да, каждый сыгранный ею яркий характер - это, пожалуй, всегда еще один вариант образа Женщины - царицы духа, ввергнутой в водоворот труднейших жизненных испытаний. Даже если ее царство - всего лишь палисадник в глухом сибирском селении и собственные высокие представления о ценностях жизни, как у Валентины в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова (тоже одна из ее любимых ролей).

С 2004 года в театр приходит новый художественный руководитель Борис Мильграм. Происходит смена названия театра, его эстетической позиции, кардинально обновляется репертуар, выдвигаются другие актрисы на роль героинь. В жизни Лидии Аникеевой наступает новый творческий период. В это время проявляется ее смиренное служение театру, готовность вновь «идти вперед, искать и не сдаваться». По-новому смотришь на актрису и уважаешь в ней неизбывную отвагу «играть на века». О том, как она в этот период ищет и находит новые средства в своей актерской палитре для создания непривычных для нее характерных и просто эпизодических ролей, можно прочитать на сайте театра, не будем повторяться. Скажем только, что режиссеры порой дарят и тот драматургический материал, который близок ее актерской природе. Роль Королевы Елизаветы в сегодняшнем спектакле - по праву ее роль. И роль Матери в спектакле нынешнего репертуара «Согласный-Несогласный» Брехта - тоже ее. Обе созданы в дуэте с одним из самых ярких актеров театра Михаилом Чудновым (играет Ричарда III и Учителя). Следить за их слаженной игрой доставляет истинное эстетическое наслаждение. Лидия Аникеева сохранила недюжинную творческую энергию, мастерство. И это, наверное, самый ценный подарок к юбилею, который актриса сама преподнесла себе и поклонникам своего таланта.

Фото из архива театра.


Галина Куличкина



Ключевые слова:
Пермь спектакль

 

Всего просмотров: 1882

Все новости за Сентябрь 2015

На главную страницу...