В Перми родился новый театр, Или зачем нам женщина с большим животом?
09.11.2009 21:25

В Перми произошло необычайно интересное событие, которое, при благоприятном стечении обстоятельств, может иметь завидную творческую перспективу. В краевом Культурно-деловом центре состоялась хореографическая премьера «Полная луна» и дебют нового пермского балета – Экспериментального театра Арины Панфиловой.

Арина Панфилова - дочь известного пермского хореографа Евгения Панфилова и бывшая солистка в труппе его театра. После смерти отца она возглавила общественную организацию «Фонд Евгения Панфилова» (из значимых акций фонда - проведение конкурса на лучший памятник Евгению Панфилову, сбор благотворительных средств на его установку и торжественное открытие памятника на могиле хореографа). В этом году она успешно окончила Пермский институт искусства и культуры, одновременно она работала и работает в созданной ею школе танца, на базе которой и возник нынешний экспериментальный театр. Ее выход на публику в роли постановщика, сценографа, автора костюмов и исполнительницы одной из ведущих партий - все говорит о том, что дочь пошла по стопам своего отца и не боится неизбежных сравнений с его творчеством.

Но сначала несколько слов о том, что нам показали. На музыку Крейга Армстронга создано действо, в котором современные эмансипированные молодые дамы превращаются в женщин, готовых нести по жизни большой живот... Какой живот? Зачем и почему?

Спектакль «Полная луна» создан не обыкновенной женщиной, а той, которая носит под сердцем ребенка. В этом, пожалуй, прежде всего, скрывается оригинальность и волшебство сценического действия. Арина Панфилова на седьмом месяце беременности выходит на сцену в образе Женщины, ожидающей чуда - рождения ребенка. Ее живот в сценическом костюме обнажен и выглядит как главное женское достоинство. Он не мешает будущей матери танцевать так, как ей хочется, он не выглядит тяжеловесным, когда она, сидя, кружится по сцене, он почти незаметен, когда она делает вертикальный шпагат или с мужской поддержкой царит на высоте... Как на ночном небе красива и загадочна полная Луна, так же красива и загадочна в спектакле Женщина, вынашивающая ребенка.

 Нам предлагают взглянуть на отношения двоих и отношения в обществе глазами беременной женщины - это большая редкость в искусстве... И именно этого, а не мата и мерзостей социального дна, в изобилии предлагаемых современной сценой, не хватает зрителю. Беременные женщины вообще не являются героями театральных представлений, считается, что они несценичны и необаятельны. Все эти определения опровергаются спектаклем Панфиловой, где образ Женщины, ждущей ребенка, заразителен и выразителен. Нам предложили соприкоснуться с мироощущением светлого и самоотверженного человека, который вдруг ощутил себя реально причастным к Божественному процессу создания всего вечно живого в подлунном мире...

 В этом спектакле два полюса бытия и притяжения женщин. Один в образе холодной Свободы - Елены Березиной, которая своей раскованной полетностью очаровывает женское сообщество (его образ создается кордебалетом). Другой - живое тепло неторопливо идущей к вам Женщины, ждущей ребенка в исполнении Арины Панфиловой. А между этими полюсами бытия протекает история Женщины, познавшей страсть Мужчины, и после расставания с ним не знающей, как ей дальше жить.

 Хореографический текст легко будит зрительские эмоции и ассоциации. Некоторые постановочные приемы заставляют вздрогнуть от воспоминаний тех, кто был в родовой: уходящие рожать женщины сами себе завязывают глаза, как знак встречи с неизвестностью или длинная красная сетчатая лента, которая, как кровавая нить судьбы, тянется за роженицей.

 «Сколько надо отваги, чтоб играть на века / Как играют овраги, как играет река...» Арина Панфилова отвагу проявила дважды. Она вступила на поле, которое традиционно считается мужским: взялась за работу балетмейстера. И она собственным артистическим существованием, невзирая ни на какие «измы» и «моды», заявила на сцене о непреходящей эстетической красоте и содержательной значимости образа беременной женщины. Она привлекла для этого не только средства хореографии, но и мужского вокального дуэта (Александр Костылев и Дмитрий Ившин), кинодокументов. И пусть пока не все отточено с точки зрения мастерства, зато есть свежий взгляд и авторский балет, о недостатке которого в масштабах России так горько сожалели критики полгода назад в Перми на «Дягилевских сезонах».

 И здесь пора перейти к традициям Евгения Панфилова. Он был в России одним из создателей современного авторского балета, в котором всегда присутствовала глубокая мысль. И не случайно в начале своего творческого пути он тоже думал о тайне и смысле зарождения новой жизни, в том числе творческой. Он никогда не ограничивался замыслом очередной постановки, но вместе с тем думал и о будущем своего только-только народившегося театра, который сначала назывался, между прочим, «Эксперимент». И не случайно в одном из его первых спектаклей «Контрреволюционная сказка» по роману Андрея Платонова «Котлован» на музыку Альфреда Шнитке именно момент рождения ребенка был кульминацией постановки. Евгений Панфилов всегда хотел помочь своим актерам и зрителям выбраться из серых будней в иной мир, просторный, светлый и радостный. Так что Арина, вступив на новую профессиональную тропу, начинает правильно, с познания тайн вечного бытия.

 Второй акт ее спектакля «Полная луна» также отсылает нашу память к Евгению Алексеевичу. «Хореографическая мистерия «The show must go on!», - как Арина Панфилова сама признается в пресс-релизе, - по сути, попытка продолжить начинания отца в направлении шоу». Здесь много дуэтных танцев, и за этим виден большой труд, как постановщика, так и его артистов. Но одновременно есть возможности и для совершенствования техники исполнения. Главное, что дочь вслед за отцом утверждает непреходящую ценность танца как праздника и особого состояния души.

 На этом уникальном спектакле почти не было vip-персон, зато - аншлаг в зале, среди зрителей много молодежи; исполнителей одарили цветами и долгими аплодисментами.


Галина Куличкина
На снимках сцены из спектакля «Полная луна». Фото А. Завьялова из архива театра.

Всего просмотров: 9132

Все новости за Ноябрь 2009

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: