Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-69402, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель СМИ — Куличкин Петр Александрович; главный редактор Куличкин П.А.
Под конец сезона Пермский театр кукол показал спектакль «Толстая тетрадь», который получил в этом году «Золотую маску» на всероссийском театральном фестивале, однако в пермских СМИ остался почти незамеченным. Постараемся восполнить этот пробел.
Пожалуй, из всех театральных версий «Толстой тетради» - «самой безжалостной книги уходящего тысячелетия» о войне (а я видела два очень сильных спектакля Кировского ТЮЗа и Новосибирского театра «Глобус»), версия режиссера Александра Янушкевича - самая жесткая и близкая по форме к бесстрастному изложению автора книги Аготы Кристоф.
«Толстая тетрадь» - это дневник, который ведут герои спектакля братья-близнецы Клаус и Лукас (арт. Сергей Арбузов и Александр Шадрин). Каждая глава этого дневника, написанная детским неровным почерком и выведенная режиссером на экран, обозначает название эпизодов их жизни в условиях военной оккупации. Агота Кристоф в создании «Толстой тетради» использует очень простой литературный прием: язык дневника подростков практически лишен эпитетов, дающих эмоциональную окраску происходящему. Он состоит из простых предложений. Ведь главным правилом Клауса и Лукаса в сочинении своего дневника является правдивость изложения и отсутствие слов, обозначающих чувства. И эта беспристрастность в изложении страшных событий как раз и шокирует читателя в книге Аготы Кристоф больше всего.
Но у театра есть свои преимущества в переносе литературного материала на сцену, восполняющие объем смысла, скрытого за хроникой детского письма. Если в спектаклях «Толстая тетрадь» драматических театров одним из главных способов изображения внутреннего мира подростков в условиях войны был прием психологический, и мы, зрители, активно сопереживали им, то Пермский театр кукол в воссоздании разорванного детского сознания использовал свои, не менее сильные средства выразительности.
В спектакле Александра Янушкевича на равных с живыми персонажами - людьми существуют куклы, маски, вещи в образе человека, отдельные части человеческого тела. Невольно рождается ассоциации с картинами Сальвадора Дали «Лицо войны» и «Предчувствие гражданской войны», живописью и скульптурами Эрнста Неизвестного, где человек разорван войной в буквальном смысле этого слова. Так вдруг начинают жить в спектакле своей жизнью длинные руки-крюки у Бабушки, или пластиковый прозрачный корсет под платьем Служанки, изображающий ее обнаженное тело с его эротической притягательностью, или огромные ноги мертвой Заячьей губы в постели и т.д. Действие построено на постоянном столкновении живого и неживого, реального и документального, гипертрофированного и гиперболизированного. Надо отдать должное изобретательности режиссера Янушкевича и художника - постановщика Татьяны Нерсисян: каждый эпизод спектакля продуман ими до мелочей, дозировано и умеренно используются в спектакле кадры документальной кинохроники и видеоряд. Очень интересно решено художником сценическое пространство - оно максимально приближено к зрителю (спектакль играется на малой сцене), что создает эффект присутствия. Ветхая избушка Бабушки расположена горизонтально, через всю сцену, по принципу вагона, со множеством дверей и окон, крышей и чердаком. Это позволяет режиссеру мгновенно менять и разнообразить места действия: изба превращается то в хлев, то в дом Пастора, то в мастерскую сапожника... В планшете сцены существует масса люков, из которых возникают самые разные предметы и даже отдельные детали человеческого тела, часто подростки «ныряют» в эти люки, чтобы «вынырнуть» оттуда с очередной находкой.
Художник Татьяна Нерсисян и режиссер Александр Янушкевич часто прибегают в спектакле к таким выразительным средствам, как гротеск и гипербола. Вот первое столкновение Лукаса и Клауса со смертью: в лесу они находят полуразложившийся труп солдата: это огромный армейский сапог, громадные рука и голова - все детали расположены через всю сцену, то есть труп по истине гигантских размеров, рядом с ним братья кажутся детьми. Но близнецы не боятся: они деловито копаются в останках, чтобы найти для себя что-то полезное - фляжку, снаряды, огромных размеров винтовку.
Сюжет «Толстой тетради» достаточно прост: мать в самом начале войны отвезла своих детей- близнецов в Маленький Город, к бабушке, чтобы спасти их от голодной смерти. К бабушке, которую все в округе называют не иначе, как Ведьма. И вот она появляется в спектакле - страшное существо, похоже на кучу грязного тряпья с огромной безобразной головой - маской на животе, хриплым голосом и двумя огромными бутафорскими руками, которыми она очень ловко орудует. Эту яркую и запоминающуюся роль играет засл. арт. РФ Татьяна Смирнова. Хотя Бабушке в этом спектакле отводится не так много места, и главный его конфликт заключен не в противодействии братьев Бабушке, мы успеем почувствовать по нескольким эпизодам ее сильный, жесткий характер.
В спектакле Пермского театра кукол главный конфликт спектакля, на мой взгляд, скрыт в той внутренней душевной работе над собой и закалкой своего тела, которую проделывают «сукины дети», как называет братьев Бабушка. В нечеловеческих условиях войны они хотят сознательно уничтожить в себе все человеческое и тем самым - остаться в живых, выжить! А для выживания, как говорится, все средства хороши. Их упражнения на закалку тела, духа, на жестокость, боль, голод лишают Клауса и Лукаса сострадания и толкают на жестокие поступки, которые они совершают, не раздумывая. В романе и в спектакле отчетливо звучит один из главных мотивов экзистенциональной сущности человека: сделай себя сам, чем и занимаются братья- близнецы Клаус и Лукас, стараясь приспособить свою человеческую природу к условиям войны. Режиссер и художник не случайно вводят в спектакль две хорошеньких куколки, идентичные братьям - близнецам. Такими они были в начале спектакля, и именно война искажает их человеческую природу , превращая братьев в финале, действительно, в «сукиных детей».
Многие эпизоды спектакля придуманы режиссером и художникам остроумно, например, «могила» Дедушки. Актер выходит в строгом темном костюме, на котором нашита растительность, ложится, изображая могилу, а Бабушка своими огромными ручищами «пропалывает» на ней сорняки. Или появление Денщика с горящим фонарем, окруженным «роем» мотыльков. Роль Дедушки, Денщика, Кюре, Почтальона, Сапожника, Доктора довольно изобретательно играет один актер - Владимир Пенягин. В этом ему помогают различные маски.
Использование масок с разными по своей конструкции куклами в сочетании с живым человеком - актером дают нам, зрителям, возможность поиска новых содержательных смыслов и ассоциаций в раскрытии этой истории. Часто маска- личина скрывает подлинное нутро человека, который может быть приятен внешне, но жесток и безобразен внутренне, и наоборот. Так, за сексуальной внешностью белокурой Служанки (арт. Надя Гапоненко) кроется человек, бессердечный и развращенный. Когда она играет на аккордеоне и поет песенку с невинным выражением лица, между ее ног проходит вереница людей (крошечные фигурки кукол, вырезанных из дерева), как мы догадываемся по небольшому дымку, в газовую камеру. Небольшие куколки изображают и братьев - близнецов. Это им в лицо Служанка кричит как бы в свое оправдание: « Не дрожите, это не люди, это скоты...». Но кто не читал романа, вряд ли поймет смысл следующего эпизода в спектакле: за что Клаус и Лукас, к которым Служанка была так добра, подложили ей в печку патрон, тем самым навсегда обезобразив ее внешность? А вот за страшной маской Бабушки и внешней жестокостью, как знает тот, кто знаком с романом, кроется человек, способный на любовь и жалость.
Иногда маска обозначает профессию, как кипа бумаг - голову продавца книг в магазине, а сапожная болванка - голову Сапожника. Очень забавные в спектакле куклы животных: Кота, Козы, Свинок, что не скажешь о людях, в которых война обнажает их животную сущность.
В спектакле мало персонажей, которые существуют без масок: это братья Лукас и Клаус, Денщик и Служанка. Не всегда понятен этот режиссерский ход: почему одни персонажи скрыты за масками, а другие - нет?. Конечно, многие актеры играют в спектакле сразу несколько ролей, и маска каждый раз помогает им перевоплощаться в других персонажей. Но хочется думать, что использование маски в спектакле носит и какой-то более глубокий смысл.
Полумаской скрыто лицо еще одного персонажа - местной дурочки по прозвищу Заячья Губа (арт. Надежда Гапоненко). Работа артистки пластически выразительна: жалкий, испуганный зверек, и только пухлые губки живут своей отдельной жизнью - двигаются, надуваются, их она наугад мажет ярко красной помадой. К ней братья - близнецы испытывают чувство жалости, подкармливая Заячью Губу и ее больную мать.
Неоднозначно показаны в спектакле отношения братьев с Бабушкой. От ненависти и неприятия Ведьмы они приходят в спектакле к пониманию ее жизни, полной тяжелого труда и лишений. Ведь Бабушка, как и они, пытается выжить и даже заработать на тяготах войны. Вот перед нами эпизод, где Клаус и Лукас ухаживают за парализованной Бабушкой, кормят ее с ложечки. И в то же время внуки соглашаются на ее просьбу дать ей яд, когда она переживает еще один апоплексический удар. Что поделаешь: человек сложен! Зато предельно просты и жестоки их отношения с Отцом, которому они «помогают» перейти границу. А для этого надо пройти заминированную полосу. На взгляд Клауса и Лукаса, это сделать просто - надо пустить кого-то вперед, чтобы потом пройти по его следам. И братья пускают вперед себя отца.
Артисты Сергей Арбузов и Александр Шадрин, исполняющие роли братьев - близнецов, органичны и естественны. Они практически не индивидуализируют своих персонажей, их характеры, многие реплики близнецы говорят хором и действуют как одно лицо. Это напоминает центрального героя Саши Соколова в «Школе для дураков» с его раздвоением личности. Детское сознание, как известно, разорвано: ребенок, да и подросток еще не имеют цельного образа мира. Война еще больше «расщепляет» душу подростка и раскалывает его сознание. Поэтому так противоречивы и часто неадекватны с точки зрения логики поступки братьев: они жалеют Заячью губу, а в отношении Служанки и собственного Отца оказываются жестоки. Им не хочется постигать азы человеческих знаний в школе (их страшным учителем на выживание становится Война!), поэтому братья с забинтованными головами, в одной рубашке орут благим матом на призыв - идти в школу.
В финале спектакля, как и в конце книги, братья впервые расстаются: один переходит границу, а другой возвращается в Бабушкин дом. Но происходит ли это на самом деле, зритель окончательно поймет, лишь прочитав две другие части романа А. Кристоф «Толстая тетрадь».
Нина Черныш
Все новости за Май 2016
2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь
2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста
18 лет
18+
Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии
Телефон: +7 342 257 9049
E-mail: