В Театре «Туки-Луки» состоялась премьера «Маленьких трагедий»
08.07.2016 11:58

Артисты Пермского театра кукол «Туки-Луки», завершая 10-й сезон, продемонстрировали свои разносторонние таланты. с азартом развлекали публику показом уникального для Перми шоу ходулистов и марионеток «Люди и птицы», дали интерактивное представление «О!» на площади Театра-Театра, межгалактический уличный спектакль «02» на площади у Дворца имени Гагарина, а потом выехали в Екатеринбург на международный фестиваль «Коляда- plays».

Кроме того, в этом году театр выпустил в свет две премьеры - «Маленькие трагедии» А. Пушкина и «Рыжая плутовка» по русским народным сказкам, которые были показаны на ежегодном смотре творческих достижений театров Прикамья.

Остановимся подробнее на «Маленьких трагедиях», потому что творчество Пушкина - высокая планка для любого отечественного театра. Сегодня к Пушкину часто обращаются как столичные, так и театры в глубине России. Это симптоматично. Пушкин в русской литературе, как не раз отмечали ученые, своего рода «потерянный рай», и усилия современных деятелей искусства сосредоточены на том, чтобы его возвратить - себе и нам, читателям и зрителям. Пушкин - это и «русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет...» (Н.В. Гоголь, 1834г.). Поэтому театры совершают движение не назад, а вперед к ... Пушкину как нашей современной человеческой задаче, что в условиях общества с возрастающей девиантностью поведения весьма актуально.

Театр «Туки-Луки», который позиционирует себя как «страну добрых друзей и волшебных сказок» (воссоздает для зрителей некий «рай»), закономерно обращается к имени Пушкина. У него есть моноспектакль «Барышня-крестьянка» - история из жизни молодых людей «в глуши забытого селенья». И вот обращение к «Маленьким трагедиям», отсылающим к европейским сюжетам. Театр обнаружил большую отвагу, уместив в один вечер продолжительностью в полтора часа четыре пьесы. Но стремление режиссеров Ярослава Колчанова и Алексея Миронова представить все пьесы сразу в принципе совпадает и с замыслом автора (он дает пьесы как цикл), и с современными скоростями получения информации. Режиссерская трансляция пушкинского текста основана на достаточно корректной сценической версии литературной основы, сделанной Натальей Белочицкой. Да и сознание зрителей, привыкших на экране монитора разом схватывать тему в гипертексте, тоже оказалось готово к такому развороту театрального действия.

Спектакль имеет подзаголовок «Пир человеческих страстей в одном действии», и ключевое слово здесь слово «пир». Пир совершается в «ужасе той мертвой пустоты», которая воссоздается на сцене с помощью черной цветовой гаммы сценического пространства и костюмов (А. Иванова), подвижных конструкций больших и малых размеров. Под современную будоражащую электрическую музыку, как будто «бесы погибший дух безбожника терзают» (Пушкин), хаотично перемещаются человеческие тела в белых масках. Но хаос прерывается, когда конструкции вдруг обретают очертания то ширмы, то пиршественного стола, когда в руках артистов появляются куклы, и начинает звучать красивая по слогу, глубокая по смыслу речь. Из мрака выдвигаются к нам «островки» человеческих судеб и вечных тем: власти денег, амбиций, зависти и гениальности, любви без правил, смертельной угрозы и личного выбора жизненного пути. Одним из сквозных образов спектакля стал образ Чумы: «Царица грозная, Чума /Теперь идет на нас сама.../И льстится жатвою богатой; /И к нам в окошко день и ночь/ стучит могильною лопатой./ Что делать нам? И чем помочь?» Чума не в медицинском, а в метафорическом смысле, как как опасное отклонение от вечных ценностей духовности и нравственности.

Порой в современных постановках Пушкина доминантой действия оказываются режиссерские мотивы, далекие от эстетики пушкинского текста. Ценность пермского спектакля в том, что в этом театре попытались вслед за автором приблизиться к истине с помощью его СЛОВА. Вслед за Пушкиным театр предлагает зрителям самим осмыслить сложнейшую ситуацию столкновения двух точек зрения на поведение героев спектакля в «царствии Чумы». С одной стороны, тех, кто живет мигом блаженства и забытья, и тех, кто с «мольбой святой» скорбит над общей «смертной ямой». Театр вслед за Пушкиным никого не осуждает, никакую сторону всецело не приемлет, дает открытый финал, где точку поставит сам зритель в своем воображении и размышлении после финала. Пушкин заканчивает пьесу обращением Священника к Вальсингаму, председателю пира: «Спаси тебя господь. Прости, мой сын». В его устах и упование на Божью «милость к падшим», и готовность смиренно воспринять право человека на свободный выбор. В спектакле Священник - Юрий Кучерский внешне выглядит достойным оппонентом Вальсингама-Я.Колчанова, но в нем пока нет той заразительной духовной энергии, которая исходит от инакомыслящего Вальсингама.

В театральном отношении самое интересное в спектакле - присутствие разнообразных систем кукол и сочетание двух планов в актерской игре: драматического и кукольного. Благодаря художнику Артуру Кучукбаеву мы видим театральные маски, планшетные и тростевые куклы, штоковые марионетки. У каждой системы кукол своя символика, которая пробуждает фантазию зрителя. Маски характерны для сквозного образа спектакля - «безбожного пира, безбожных безумцев», там нет людей. Тростевые куклы появляются в «Моцарте и Сальери» и сразу провоцируют на мысли о нитях добра и зла, которые управляют поведением людей. А планшетные куклы в «Скупом рыцаре» подчеркивают затверделость, одномерность внутреннего мира персонажей. Интересна сделана кукла Скупого: старик с бородой, словно мохом оброс, отшельник, которому не интересен мир земной. Все куклы значительно меньше, чем размеры человеческого тела, поэтому они порой маленькими свечками остаются в глубине мрака, а луч софита в это время высвечивает лица актеров в ролях персонажей в «минуту роковую».

В человеческом плане решен «Пир во время чумы», где актерам дается возможность проявить драматические способности и личностный потенциал в дискуссии о том, «что делать нам»: продолжать «бокалы пенить» и «розы-девы» пить дыханье», «быть может... полное Чумы»? Или «средь ужаса плачевных похорон» молиться о «возлюбленных душах» погибших? Соединение в одном действии на равных людей и кукол помогает театру увидеть противоречивое единство человеческой души, живое и омертвелое в ней, уверенную телесность и внутреннее отчаяние. Пушкин живописал сильные характеры на пиру страстей, «неизъяснимых наслаждений» «у бездны мрачной на краю». Исполнители стремятся быть верными автору, и большинству из них удается заразить зрителей судьбами своих героев. В момент нашего просмотра внутренне наполнены и выразительны были Моцарт, Барон и Председатель Ярослава Колчанова, Дон Гуан и Альбер Алексея Миронова, Сальери Валерия Погорелого. Проникновенно исполнены женские роли Олесей Касьяновой (Донна Анна), Аленой Ивановой (Мери), Валерией Лядовой (Лаура). Многие строчки из текстов пушкинских трагедий стали афоризмами, и очень трудно на современной сцене произнести их так, будто это только что рожденное откровение. Артистам в спектакле «Туки-Луки» удалось «очистить от шелухи» бытования ряд таких фраз, и среди них «гений и злодейство -две вещи несовместные», «ужасный век - ужасные сердца», «но и любовь -мелодия», «есть упоение в бою и бездны мрачной на краю»...

Вместе с тем стоит отметить и ряд моментов, на которые хотелось бы обратить внимание театра. Не все актерские работы равнозначны по уровню мастерства, есть проблемы с выразительностью сценической речи, некоторым сценам не хватает зрелищности. Есть вопросы по деталям оформления образов кукол. Обо всем этом театральные критики говорили с труппой после просмотра спектакля.

В целом «Маленькие трагедии» Пушкина в «Туки-Луки» - это шаг вперед в творческом развитии театра, освоение новых сложных смыслов русской классики, поиск современных форм театральной выразительности. Спектакль нашел путь к душам юных зрителей 6-9-х классов, о чем свидетельствуют их размышления об увиденном на странице театра «В контакте».

Фото из архива театра.


Галина Куличкина



Всего просмотров: 4357

Все новости за Июль 2016

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: