В Пермской арт-резиденции - юбилейная выставка Юрия Лапшина
16.10.2016 17:53

Пермский художник Юрий Лапшин открыл выставку «Перепутанное время. Век XX– век XXI. Лапшин -75», которая разместилась в пяти экспозиционных помещениях на двух этажах выставочного комплекса «Пермская арт-резиденция». Экспозиция посвящена 75 летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности.

На открытии мы увидели представителей Пермского отделения Союза художников России, театральных деятелей, пермских писателей, журналистов, руководителей учреждений культуры и искусства, студентов разных вузов Перми, множество друзей художника. С приветственной речью выступили министр культуры и массовых коммуникаций Пермского края Игорь Гладнев, начальник департамента администрации Перми Вячеслав Торчинский.

Казалось бы, Юрию Лапшину трудно удивить своих поклонников. Его картины всегда на виду. За его плечами много разных выставочных экспозиций в Перми, России, за рубежом. Председатель Пермской организации Союза художников России Равиль Исмагилов с улыбкой отметил в своем выступлении плодовитость Юрия Николаевича: «Сколько залов для тебя ни построй, ты все их заполнишь». Но нынешний показ - особенный. В нем нет привычной структуры автобиографии. Времена перепутаны. Зато мощно явлен общий для всей выставки образ судьбы Лапшина - художника, человека, общественного деятеля.

ХУДОЖНИК Лапшин пригласил на начало просмотра в зал, где были собраны картины, созданные им в нынешнем году на пленэре пермского санатория «Красный Яр».

-Каждое лето 1 июля мы с женой уезжаем в «Красный Яр» - начал он свой рассказ на импровизированной авторской экскурсии, - и там в течение четырнадцати дней я рисую. Гелевыми ручками. В моем распоряжении горизонталь, вертикаль, кривые... С их помощью создаю все, что хочу.

Те, кто бывал в этом санатории, понимают художника. Место живописное, на высоком берегу Сылвы, окружено сосновым бором. Там хорошо дышится и пишется. Это понимаешь, глядя на произведения Лапшина по впечатлениям от тех мест. Они светлы по колориту и почти в буквальном смысле освещают собою зал. На фоне заоконной слякоти из дождя и снега в тот день свет стал настоящим подарком людям, которые пришли к Лапшину. И уроком тем, кто не знает, как и чем заняться на восьмом десятке лет.

Перемещаемся в другой зал, где большими документальными картинами смотрятся увеличенные фотопортреты, на которых отец, мама, сам он в костюме русского богатыря детсадовского возраста, босоногое детство жены Веры, их общая юность в заснеженном Кизеле середины 1970-х годов. Всегда приходит час, когда хочется определиться с истоками своей судьбы. Настал он и для Юрия Лапшина. Отец Николай Михайлович. Его первый учитель. Был преподавателем рисования и черчения. В трудные послевоенные годы подарил сыну ценный подарок - красный карандаш. Сам рисовал картины маслом в стиле реалистической живописи. Две из них - небольшие по размеру «Березки» и «Пруд» расположены слева от портрета. А справа - картина Юрия Лапшина, характерное для него сочетание жизнеподобия, как у отца, и условности живописной формы, рожденной из сгустка эмоций. Толчок к зрительским ассоциациям дает название - «Яблоки войны». Яблоки, зеленые, спелые, с ощущением сочности, чуть освещенные, наверное, закатом солнца, лежат одиноко на безымянной поляне. Своеобразное воспоминание-напоминание о том, что есть ценности и красота, которых люди лишаются во время войны.

Его мама Елена Васильевна была учителем русского языка и литературы. Она приучила читать, благодаря ей он полюбил русскую классику. Наверное, это от нее у него способность находить емкие слова для названия картины, умение точно переводить литературный образ в театральный. Юрий Лапшин в 1964 году закончил художественно-графический факультет Орловского педагогического института, и сразу же его приняли художником в Орловский театр кукол. Потом в его биографии были театры разных городов России. Но удержала Пермь Здесь он живет и работает более сорока лет.

Театру отдано двадцать лет. И один зал выставки. Мы знаем, что в историю театральной жизни Прикамья вошли многие его работы - сценография спектаклей Кизеловского драматического театра, Пермского ТЮЗа, Пермского академического театра драмы, студенческого театра «Арлекин», Пермского молодежного театра (существовал в 1990-е годы под руководством Б. Мильграма). Мы увидели на юбилейной выставке эскизы к спектаклям «Коммунист» Е. Габриловича, «Хованщина» Мусоргского, «Вдовий пароход» И. Грековой, «Без вины виноватые» А. Островского, «Живой труп» Л. Толстого, «Осуждение Прометея» Э. Марцинкявичуса, «В зоопарке» Э. Олби... Одно только перечисление имен авторов говорит о той большой ежедневной интеллектуальной и творческой работе, которую приходилось осуществлять художнику Лапшину в театре. Это были годы становления и поиска своего места в искусстве. Встречи с талантливыми режиссерами, с выдающимися современниками в сфере культуры и искусства, постоянное самообразование и ежедневный творческий труд - все это привело к формированию художественного стиля, который узнается на любой выставке сразу. Художник Лапшин - это мир предельных эмоций, выраженный в линиях и цвете, объеме и фактуре, синтезе достоверного и фантазийного. В этом мире заложено богатство образных ассоциаций, которые находят путь к тому зрителю, который готов к сотворчеству.

ЧЕЛОВЕК Лапшин испытал, как многие в детстве, влияние бабушки Елены Ивановны. Ее портрет висит в зале театральных работ на втором этаже. Бабушка пела романсы, играла на гитаре, любила ходить в театр, где работал внук. Она дожила до того счастливого момента, когда ее внук стал главным художником театра. У нее была и своя боль: без вести пропал на войне сын, возвращения которого она ждала всю жизнь. Он ушел на фронт добровольцем, хотя мог не идти по состоянию здоровья. Портрет дяди Алексея Васильевича (дяди Леси) тоже крупным планом присутствует в этом зале. Когда в мирное время по радио играют гимн Советского Союза, а потом и России, Юрию Лапшину всегда хочется убавить громкость торжественной мелодии. Именно под эту музыку в свое время бабушка распечатала конверт с официальным извещением о пропаже ее сына - бойца Красной армии. Так совпало.

Тема войны эхом отдается во многих картинах выставки. Лапшин-человек родом из тыловой русской глубинки, он помнит женщин, которые вынесли на себе военное лихолетье, заморозив в себе чувства, как зимняя река, несущая в себе тайну ледяных надолбов, которые еще вчера были живыми людьми (см. эскиз к спектаклю «Вдовий пароход»). На всю жизнь он сохранил сочувствие к людям, которые оказались ввергнуты в безмерные тяготы и страдания не по своей воле. Он родом из русских сказок и романсов, романтики дальних дорог, творческой самоотдачи.

На переломе тысячелетий в России возник хаос реформирования. Отстраниться от него Лапшину помогала игра. У него в одном из залов есть коллаж под названием «Объект №2. 2010 год». Подручным материалом для художника стали вырезки из журналов и собственные рисунки шариковой ручкой на тему «Все смешалось в жизни русских». Мы видим вырезанный из журнала погрудный портрет «нового русского» с «обнаженкой», приклеенной к его голове, над ними тень распростертого святого, вдалеке вверху листа московский Кремль и повсюду изображения дверей: куда пойти? где выход?

Жизнь не раз «подсекала» его самого, и тогда приходилось начинать все заново. Одним из серьезных ударов оказался пожар в московском Доме актера, во время которого сгорело сорок лучших картин художника, предназначенных для всероссийской выставки. Об этой ситуации на пермской юбилейной выставке напоминает картина «Погорелец». После пожара художник серьезно заболел. Долго не могли поставить диагноз. У него были страшные боли. Позже он мне рассказывал, чтобы хоть как-то облегчить существование, он рисовал себя, больного. И красной гелиевой ручкой чертил, где организму плохо. Интересно, что после операции выяснилось, что художник точно определил, что ему нужно лечить. В те дни жена Вера всеми силами помогала врачам вытаскивать мужа с того света.

Пережитое позже найдет отражение в выставочном проекте «Дом. Храм. Семья». Шла середина лихих 1990-х годов. Он своим проектом точно обозначил «держаки», что помогают людям «не пропасть поодиночке». Артист Пермского Театра-Театра Валентин Белоусов называет Лапшина «человеком великого труда», говорит, что талант Лапшина, воплощенный в спектакле «Маленький спектакль на лоне природы», помогал ему как артисту быстрее войти в роль, пробуждал творческую энергию. Журналист Александр Сандлер на юбилейной выставке выразил свое понимание человека Лапшина в стихотворной форме: «Сумел себя осуществить / Найти пристанище для странствий / Гнездо добра искусно свить /Вписать его в любви пространство». А пермский художник Николай Синна видит в Лапшине несгибаемого воина духа, который выполняет свою миссию всю жизнь честно и безкомпромиссно.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ Лапшин. Общественная активность Юрия Николаевича максимально проявилась в 2000-е годы, когда наступила относительная стабилизация социальной жизни россиян. Юрий Николаевич заявил о себе как об отличном арт-менеджере. Многие только осваивали эту инновационную для вчерашних советских граждан специальность. А Лапшин, казалось, уже все знал и умел. Умел сформулировать идею, найти единомышленников, средства под реализацию идеи, продвинуть ее в публичном пространстве. Откуда в нем это взялось - «услышать будущего зов» (Б.Пастернак)? Ответ, наверное, один: интуиция и интеллект художника.

Назовем только несколько из его общественно значимых инициатив. Например, международный фестиваль снежной и ледовой скульптуры «И снег, и лед, и пламень...», где он выступил как инициатор проекта, председатель жюри и художественный руководитель. Фестиваль перерос рамки Пермского края, превратился во всесоюзный. Или проект «Новое железное измерение», предлагающий разместить в пространстве города скульптуры из металла. Сегодня их можно видеть на Комсомольском проспекте, перед кинотеатром «Кристалл». Сотни горожан фотографируются около них, желая увековечить себя рядом с оригинальным арт-объектом. Лапшин был одним из тех, кто активно поддержал идею ежегодной арт-выставки в Пермском бизнес-центре на бульваре Гагарина, идею фестиваля «Живая Пермь». Только в Пермской арт-резиденции, открытой несколько лет назад, он как куратор и организатор осуществил более 60 проектов. Сейчас Ю.Н. Лапшин, будучи руководителем отделения театральной живописи в Пермском художественном училище,занимается подготовкой молодого поколения сценографов.

Добавим к этому, что Юрий Николаевич многие годы входит в экспертные комиссии и жюри на уровне города и края, работает в президиуме Пермской организации Союза театральных деятелей. Влияет на ход событий и определение лидеров художественных процессов и направлений.

Если кто-то займется изучением истории культурной жизни Перми за последние полвека, жизнь и творчество Юрия Лапшина могут стать своеобразным путеводителем для такого исследователя. И опять времена, наверное, придется перепутать - личное с социальным и художественным. Во имя исторического.

Фото автора.


Галина Куличкина



Всего просмотров: 1930

Все новости за Октябрь 2016

На главную страницу...


 


2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: