Владимир Сыпачев: «С детства я хотел на балалайке играть...»
20.02.2017 20:08

По итогам студенческого фестиваля СМИ Перми «Бамбалейла 2016» вышел в свет печатный сборник «Люди, которые создают Пермь». Здесь собраны интервью участников конкурса с людьми различных профессий, которые вносят вклад в жизнь Перми. Составителями сборника стали ведущие фестиваля Виталий Призюк и Андрей Маковеев.

Интервью с краснокамским фотокорреспондентом и фотохудожником Владимиром Сыпачевым взято студенткой первого курса специальности «Реклама и связи с общественностью» Пермского политеха.

- Здравствуйте, Владимир Петрович. Как ваше настроение?

- Привет... Очень глубокий вопрос. С утра всегда настроение одно, днем другое, вечером третье. Настроение... Бывает то радостным, то задумчивым, то печальным. Настроение - штука относительная. Поэтому и настроение у меня сегодня относительное, а относительно нашей встречи - хорошее.

- Отлично. Расскажите о детстве. Как оно повлияло на выбор профессии фоторепортер?

- Я вообще с детства хотел на балалайке играть, а родители в свое время много трудились и строили развитой социализм со светлым будущим, поэтому, некогда было ребенка отвести на «балалайку». Бабушка даже балалайку привезла из Питера, но вот как-то не сложилось пойти в музыку. Зато старший брат ходил во Дворец культуры в фотокружок и меня с собой туда таскал. Я там один из малышей среди старших был. Первые фотоазы магической красной комнаты и печатанья фотографий с проявителями и закрепителями получил там. Вот оттуда-то семя и запало. Все в жизни - случай.

- С чего все началось? Как начали работать в этой сфере?

- У каждого человека бывает такой этап, когда задаешь себе вопросы: «А что я хочу делать в этой жизни? что я умею? что мне по душе?» В моей жизни был такой период, когда я ничего не делал, я был тогда безработный, приехал я из Канады. Уезжал я туда на ПМЖ (постоянное место жительства. - авт.), но там не сложилось и пришлось по семейным обстоятельствам вернуться в Россию. Так вот: работы нет, 90-е годы, и в общем-то все было проблематично. Я стал делать ремонт в квартире, доставшейся от родителей. В квартире был шкаф, который, как чердак, был набит всевозможными старыми вещами. Я нашел в нём старый «Зенит» - он практически упал мне на голову, как на Ньютона упало яблоко. (смеется). Делать мне было нечего. Взял фотоаппарат, купил пленку, пошел фотографировать, напечатал. Что-то понравилось, что-то нет. Фотографии стали валяться дома на столе...

У меня был приятель, а его жена профессиональный фотограф. Они приехали к нам в гости, она посмотрела фотографии и сказала: «Вов, у тебя неплохие есть кадры. Ты снимаешь?». Я говорю: «Да нет». Однако, как-то вечером я возвращался от друга из Перми. И тут бац, споткнулся о бордюр, руками оперся о забор, которым была обнесена стройка и на этом заборе было написано «Набираются на курсы в фотоакадемию «Серебряный свет». Мне стало смешно. Я подумал: вот, упал на меня фотоаппарат. А теперь и проведение толкает на эту афишу. Набор заканчивается уже завтра. Мне стало еще интереснее. Я взял свои фотографии, пленочный фотоаппарат и поехал записываться. Записался, отучился, получил диплом о выпуске, приехал к маме. Мама сказала: «Ну, выучился, а толку-то? Кем работать будешь?» Я открыл местную газету «Краснокамская звезда», и там было объявление «Требуются фоторепортеры». Тут я понял, что Бог любит троицу. Три раза макнул головой меня куда следует и все. На такой легкой руке проработал 10 лет фоторепортером.

- То есть, все-таки все в жизни не просто так?

- Нет. Как раз-таки, все просто. Истинные вещи просты, а люди усложняют. Сложно - это когда корень «ложь», с ложью всё, а просто - это «рост», развитие. Наоборот все было очень просто.

- Какие трудности были в работе фоторепортера?

- Трудности всегда лежат в основе неопытности. Первое, с чем сталкивается любой начинающий - хоть каменщик, хоть столяр, хоть плотник, хоть фотограф - отсутствие опыта и определения целей. Когда приходят ответы на вопрос «Для чего и зачем ты это делаешь?», когда приходит радость от самого процесса, а потом еще и видишь результат, то понимаешь, что все трудности на пользу человеку. Если ты хочешь чего-то добиться, то трудности помогают людям расти. Их не нужно бояться. Их нужно достойно преодолевать.

- Доводилось ли сталкиваться с эмоциональным «выгоранием» в этой всей творческой деятельности? Не возникало ощущение, что хочется все бросить и заняться чем-то другим?

- Такое, я думаю, возникает у каждого творческого человека. Иногда бывает, кажется, что делаешь что-то не то, или не так, или, может быть, это не соответствует какому-то объективному значению. Поэтому и появился фотоклуб «Миг мира», когда мы объединились в фотокружок, руководителем которого я потом стал. Скорее всего, эта параллельная деятельность стала той отдушиной от этого, как вы заметили, постоянного газетного ритма. Фотоклуб позволил заняться тем, чего не хватало. Это и пейзажи, и портреты, и натюрморты...В кружке эта отдушина нашлась.

- Фотокружок? Каково это - учить фотоделу ребят.

- А надо любить, в первую очередь, свое дело. Нужно быть увлечённым своим занятием и любить его искренне. Если человек искренен, то искренность будет передаваться. Корень-то какой? Искра! Если ты из этой искренности сам дело свое любишь, то она превращается в посыл горячей любви к этому делу. Я считаю, научить фотографировать невозможно, а вот увлечь этим процессом - вот задача руководителя. Искренность творит чудеса.

- Я знаю, что к вам заниматься в фотоклуб приходят не только ребята, но и взрослые. Как вы считаете, что ими движет, когда в середине жизни у взрослых людей появляется резкое желание начать фотографировать?

- Для взрослых у нас фотоклуб «Позитив». Это уже из темы «второе дыхание». Многих в детстве родители не повели никуда. Кого-то на рисование, кого-то не повели на балалайку. И вот, став взрослым, человек чувствует, что он что-то упустил в жизни. «Второе дыхание» позволяет открыть в себе то, что ты не успел реализовать в детстве. Самодеятельность объединяет людей, любителей. Даже корень-то какой - «любительское объединение», то есть они любят этот процесс. Увлечение помогает им передать свое мировоззрение. Так и работаем, делаем выставки, участвуем в конкурсах...

- А как вы начали отправлять работы взрослых и ребят на фотоконкурсы по всему Пермскому краю?

- Отправлять - неправильное слово. В любом творческом коллективе, например, у актеров, есть задачи. Вот они собрались и репетируют, репетируют, репетируют. Затем спектакль должны показать, правильно? Спортсмены тоже тренируются, тренируются, чтобы в соревнованиях участвовать. У любого процесса есть промежуточные точки для развития. Даже альпинист бы на гладкую гору не забрался, а есть выступы, захваты. В общем, есть за что зацепиться. И вот такие точки - это как раз для юных, начинающих фотографов, где они перестают вариться в собственном соку, а начинают встречать других детей из других кружков с другим виденьем. А у любого фотокружка, а он находится во Дворце культуры Гознака, есть определенные задачи, то есть - участвовать в художественном процессе.

- Вы еще и с недавнего времени являетесь директором Дворца культуры Гознака. Непривычно, наверное, сочетать творчество и руководство людьми?

- У любого развития есть определенные закономерности. В свое время я закончил Пермский государственный институт культуры по специальности «Управление социально-культурной сферой». Я задавался вопросом всю жизнь: «Почему не складывается применить в этом свои силы?», ведь я так молод и вроде бы уже выучился и созреваю. В свое время у нас ушла директор, и коллектив предложил руководить Дворцом культуры. Вот она - закономерность. Нашелся ответ, почему я учился на такой специальности в свое время. Ведь опыт был. Армию закончил старшиной, предпринимателем был, да и кружок - это тоже руководящая деятельность. Закономерность развития личности, искренность, трудолюбие дают определенные плоды. Однако любая власть - это не привилегия, а испытание, которое я стараюсь пройти достойно.

- Очень многое слышала о ваших выставках, да что там слышала, даже частенько бывала на них. Расскажите о них подробнее?

- Выставки - вещь необходимая для изобразительного искусства. Когда смотришь на монитор компьютера, невозможно по-настоящему воспринять фотографию, поэтому выставки, которые мы делаем, подразделяются на объемы, качество и значение. Есть небольшие выставки для ребят, этакие небольшие фотовернисажи, которые не претендуют на лучшее, но хороши своей наивностью, некоторым детским виденьем. Есть персональные - для выпускников, которые уже имеют свой «почерк» и могут показать собственный мир через фотографию. Есть выставки городского, районного значения, где поднимается какая-то проблематика. Одна из последних была фотоперформанс «Яма», где была очень интересно выбрана площадка для демонстрации фотографий - заброшенный подвал, со всеми атрибутами подвальной жизни, где были размещены фотографии, отражающие негативные привычки человека.

- Говорят, на эту выставку можно было зайти только с фонариком?

- Да, при этом спускалось в подвал по 5-6 человек, которым выдавались фонарики. Разглядывать фото можно было только в кромешной тьме. О чем и речь. Яма, куда опускаются люди со своими вредными привычками. Но тем не менее, есть фотовыставки, требующие не просто навыков фотографирования, но и художественного образа. Так появляются такие выставки, как «Арт-Пермь», где я - постоянный участник. Спасибо народному фотоклубу «Пермь» за многочисленные знакомства с другими фотографами. Со многими другими мы съездили во Францию, где мы представляли наш Пермский край по фотообмену. Там были представлены фотографии нашего пермского клуба.

- Тяжело ли на ваш взгляд работать в газете? Ведь это требует постоянной оперативности и ответственности...

- Пф-ф...Любой труд - ответственность. Другое дело, что газета выходит с определенной периодичностью, и ее видят тысячи людей. И ты всегда с большим волнением относишься к своим иллюстрациям. Большинство изданий сокращают ставки фотографов, а ведь визуальное оформление газет - необходимая вещь. Иной раз фотография может вытянуть очень слабый текст. Я всегда старался, чтобы текст был усилен фотографией. У журналистов проходит ежегодный фестиваль «Журналистская весна» под эгидой Пермского отделения Союза журналистов России, в котором я удостоился звания «Лучший фоторепортер», был четыре раза признан лучшим фоторепортером Пермского края. Не мне судить, но это, я думаю, говорит о том, что я был ответственен в своих трудах и заслуженно получил эти награды.

- А как насчет вашего личного участия в фотоконкурсах? Какими победами похвастаетесь?

- Один из первых фотоконкурсов, в которых я принял участие, был в 2006 году. В рамках «АРТ Пермь» участвовал в конкурсе «Моя семья». В этом конкурсе я стал лауреатом в семейном портрете, которые оценили американские коллеги. Это было первое ощущение, что ты что-то делаешь правильно, чувствуешь правильно. Были и другие выставки, конкурсы. Например, конкурс в честь нашего замечательного поэта из Березников Алексея Решетова под названием «Станция жизни», где нужно было суметь на его стихи передать суть, образ стиха. В этом конкурсе я тоже стал лауреатом и получил достойную награду. Много было и других, но эти самые запоминающиеся...

- Вот вы постоянно играете со словами, ищете их значения. Вы что-то пишете или, может быть, собираетесь что-то писать?

- Пути творца неисповедимы!


Анна Самсонова
студентка ПНИПУ



 

Всего просмотров: 2472

Все новости за Февраль 2017

На главную страницу...