Любителям русского языка предложен текст Леонида Юзефовича.
07.04.2017 16:02

Завтра, 8 апреля, более чем в 800 городах России проводится международный «Тотальный диктант». Сочинить текст для диктанта было доверено нашему земляку, выпускнику Пермского государственного национального исследовательского университета Леониду Юзефовичу.

Напомним, что он в прошлом году стал победителем литературной премии «Национальный бестселлер-2016» и получил Строгановскую премию. Награды присуждены писателю за за документальный роман «Зимняя дорога». О ней сегодня наш рассказ.

Книга повествует о малоизвестном эпизоде гражданской войны в России - походе Сибирской добровольческой дружины из Владивостока в Якутию в 1922-23 годах. В 1921 году в Якутии произошло антибольшевистское восстание белого офицерства. Временное Приамурское правительство отправило в поддержку из Владивостока добровольцев под руководством генерала-лейтенанта А.Н. Пепеляева, бывшего колчаковского офицера. К концу 1922 года удерживаемый Пепеляевым район оставался единственной «белой» территорией России. В начале 1923 года большинство территорий было занято красными, к охраняемой Пепеляевым земле направился большевик Строд. Война между отрядами разворачивается в жестоких условиях зимней Якутии, среди дикой природы, в необжитом крае. «Зимняя дорога» основана на архивных источниках. В ней воссоздана история последних боев гражданской войны в России и история столкновения двух военных руководителей из разных идеологических лагерей.

Образ зимней дороги, вынесенный в заглавие книги, лежит в основе многих произведений русской литературы и живописи. У Юзефовича зимняя дорога не просто географическая и хронологическая характеристика, в первую очередь - это метафора. Дорога, бесконечная и утомительная, прочно связана в русской культуре с горем, страданием и тревогой, которые встречаются на жизненном пути. Дорога - это испытание, поиск, разлука, ссылка. В голове невольно всплывают пушкинские печальные поляны, залитые лунным светом, однозвучный и утомительный колокольчик, грусть и тоска, бесконечная пустота вокруг. Картины, которые рисует перед читателем Юзефович, вполне могли бы послужить иллюстрациями к стихотворению русского поэта. Медленно пробираясь по якутским промерзлым дорогам, его герои тоскуют, вспоминают о прожитых днях и направляются в добровольную ссылку, в которой хотят найти правду.

Белый генерал и красный командир враждебности друг к другу не испытывали

Главные герои романа - неординарные исторические фигуры: белый генерал, правдоискатель и поэт Анатолий Пепеляев и красный командир, анархист, будущий писатель Иван Строд. Оба - сильные, яркие личности, сумевшие сохранить благородство в нечеловеческих условиях войны на Крайнем Севере. В центре книги история их жизни, любви и смерти.

Пепеляевым автор заинтересовался как человек, выросший в Перми. Пермь была зенитом славы белого генерала, он захватил город в декабре 1918 года, что было большим успехом, настоящим прорывом колчаковских войск. В одном из интервью Леонид Юзефович поделился, что все описанные в дневниковых записях места для него родные и он воспринимает то, что там происходило, близко к сердцу (https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/books/eto-dar-ne-znat-chto-budet-zavtra-vnutrennyaya-mongoliya-leonida-yuzefovicha/).

Для того, чтобы до конца понять, какой это был человек, Юзефович изучал его следственное дело, протоколы допросов, дневник, стихи, письма к жене и автобиографию, написанную в период судебных разбирательств, переписывался с его сыном, который прислал фотографии и рисунок своего отца. Только проникновение в мысли и чувства, в жизнь и окружение Пепеляева помогло писателю понять, какой это был человек.

Поначалу кажется, что Пепеляев и Строд противопоставлены друг другу, как принято в романах, построенных по привычной схеме противоборства героя и антигероя. Однако противопоставление это надуманно. Цвет мундира и идеал, за который стоит бороться, - вот и все различия между Пепеляевым и Стродом. У них гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд: оба склонны к проявлению гуманизма и сострадания по отношению к своим и чужим, оба отвергают насилие, не расстреливают пленных и не пытают врагов, оба словно ищут пути к примирению. В них нет «ни мстительности, ни ожесточения».

Противопоставление, служащее основой «Зимней дороги», кроется в другом - в борьбе человечности и жестокости, противостоянии веры в лучшее будущее и беспощадной войны. Кульминацией оказывается в этом смысле эпизод осады маленького селения Сасыл-Сысы. Противоборство Пепеляева и Строда во время его штурма - самый драматический момент романа, в котором бессмысленность войны ощущается наиболее остро. Юзефович пишет: «К концу февраля в осаде Сасыл-Сысы ясно проступает иррациональное начало. Крепость становится фетишем, обладание ею - целью, а не средством. У Пепеляева была возможность оставить ее и двигаться на Якутск, чтобы не дать перехватить инициативу, но то, чего не удается избежать, кажется потом неизбежным - так проще оправдать собственные ошибки. Для обоих противников средство подменило собой цель. Оба были молоды, Пепеляев любой ценой хотел сломить Строда, тот - не уступить, выстоять, и оба маскировали это стратегическими резонами. Осада превратилась в поединок между ними, при этом за все ее время они друг друга ни разу не видели вблизи и никакой враждебности друг к другу не испытывали, равно как их подчиненные».

«Зимняя дорога» - не первая книга Леонида Юзефовича о гражданской войне. Эту тему писатель раскрывал и в других своих произведениях:«Контрибуция», «Журавли и Карлики», «Самодержец пустыни». Автора интересует гражданская война как национальная трагедия. В новом романе показана война, где есть обморожения, строительство укреплений из окоченевших трупов и застывшего навоза, насилие. Война, в которой нельзя разобрать, на чьей стороне правда, где нет своих и чужих. За что они сражаются?

Пепеляев понимает, что почти на всей территории страны победили большевики, его отряд потерпит поражение, но не отступает. Автор показывает, как нелепа и бесполезна эта война, заостряет внимание на бессмысленности ситуации, в которой похожие по своему гуманистическому духу и мироощущению люди оказываются по разные стороны баррикад. И происходит это не по их воле, а по чистой случайности, по стечению обстоятельств. Юзефович проявляет интерес не к цвету формы или знамени, а к конкретным фигурам, не важно, за какую сторону они сражаются. Важен не ход истории, а люди, которые эту историю создают, их судьбы.

Автор не ставит перед собой задачу продемонстрировать перед читателем идеологические предпочтения. «У Юзефовича одна из магистральных идей: люди, волей судеб оказавшиеся по разные линии бессмысленных и беспощадных фронтов, легко могли бы заменить друг друга, - пишет критик Алексей Колобродов. - Поэтому их всегда возможно понять - не потому, что Леонид Абрамович самый беспристрастный историк, или запоздавший миротворец, который, подобно Максимилиану Волошину, молится «за тех и за других». А лишь оттого, что у Бога всего много - и в обстоятельствах того катаклизма все были одновременно героями и жертвами, и цвет знамен в этом огненном и ледяном переплясе был только на самое короткое время принципиален».

Более двадцати лет он собирал архивные материалы

Интересно, что писатель начал работать над книгой более двадцати лет назад и за это время сумел по крупицам собрать все разбросанные по архивам и музеям материалы: письма, газетные заметки, зафиксированные в личных дневниках воспоминания очевидцев, копии следственных дел, судебные протоколы - всё, что связано с описываемыми событиями и людьми. Роман не просто основан на реальных событиях, а соткан из многочисленных цитат из документов, газет, дневников и книг. Автор выступает в качестве собирателя материала, не претендуя на главную роль. Переходя от одной главы к другой понимаешь, что нет ничего выдуманного и приукрашенного. Писатель не наполняет жизнь своих героев художественным вымыслом, а лишь комментирует обстоятельства их жизни и пытается понять владевшие ими чувства. Документальность романа не только в реальных именах, событиях и местах. Точно, объемно и полно переданы не просто эпизоды жизни, а судьбы героев, их характеры. Личность каждого оказывается шире, чем его биография и роль героя в забытом мифе о якутском походе. Пепеляев не только командир полка, но и поэт, тонко чувствующий жизнь, а Строд не просто человек войны, он писатель, умеющий подмечать детали. Идеологическая нейтральность текста позволяет оценивать его без привязки к злободневным политическим темам, но некоторые критики все же соотносят события «Зимней дороги» с современной ситуацией. Захар Прилепин, например, в своей рецензии проводит параллель между историей в Якутии начала 1920-х годов и событиями на Донбассе.

Несмотря на преобладание достоверного над художественным и строгий стиль, в романе есть своя живописность: она проступает в фрагментах дневника Пепеляева и отрывках книг Строда. Леонид Юзефович как историк проделал колоссальную работу, собрав и сопоставив все источники, но создать книгу ему удалось благодаря писательскому умению соотнести событие с деталью, эмоцией героя и культурным контекстом. У Юзефовича документ становится элементом художественного произведения. Леонид Юзефович - мастер деталей. Малоизвестный эпизод гражданской войны на страницах романа разворачивается в крупное событие, обрастает чудовищными подробностями: «Изуродованные пулями трупы белых и красных вперемешку с плитами мерзлого навоза, измученные голодные люди, на четвереньках ползающие среди собственных испражнений или ночью распиливающие окоченелые конские туши, чтобы не испортились от разлагающихся на морозе внутренностей, «миллионы вшей», снег с кровью вместо воды, обгорелые лохмотья вместо шинелей, повязки из вываренного цветного ситца на гноящихся из-за отсутствия медикаментов ранах, доводящий до равнодушия к смерти холод, а одновременно - чувство, что осажденные и осаждающие обречены сражаться друг с другом не потому, что друг друга ненавидят, а потому, что над теми и над другими властвует даже не долг, а Рок в личине долга».

Литературный обозреватель «Русского репортера» Константин Мильчин, думается, сказал абсолютную правду, назвав Леонида Юзефовича одним из лучших современных российских исторических писателей, чьи книги заслуживают немедленного и неотложного прочтения. Хорошо, что участники тотального диктанта завтра прикоснутся непосредственно к писательскому таланту Леонида Юзефовича, который сочинил для них несколько эссе - о Санкт- Петербурге, Улан-Удэ и Перми.


Юлия Попова
магистр ПГНИУ



Ключевые слова:
lдиктант Пермь Юзефович
Всего просмотров: 3255

Все новости за Апрель 2017

На главную страницу...


 


2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: