В Усть-Качке театр «Доминанта» из Губахи показал премьеру на свежем воздухе
17.07.2017 03:46

Спектакль называется «Прогулки по набережной. Катерина» по пьесе А.Н. Островского «Гроза». Основным местом действия стала набрежная Камы, вдоль которой так любят прохаживаться отдыхающие курорта «Усть-Качка» с утра до вечера.

Что такое ландшафтный спектакль? Театр словно вплотную приближается к зрителю, отчего иллюзия современности тех, кто жил в прошлые века, ощущается острее. Само искусство театра за счет погружения действия в природное пространство обретает новые эстетические качества, о которых рассуждают театроведы. Ландшафтные спектакли сегодня ставят в Ростове, Карелии, Петербурге, Вологде, и их хорошо воспринимают зрители.

Губахинский театр «Доминанта» начал экспериментировать в этом направлении с 2012 года, когда в Губахе по его инициативе впервые был проведен ландшафтно-театральный фестиваль «Тайны горы Крестовой». Пермская театральная публика помнит осуществленную «Доминантой» несколько лет назад постановку «Ромео и Джульетта» Шекспира в естественных декорациях Каменного города Чусовского района.

Для спектакля «Прогулки по набережной» худрук «Доминанты» и режиссер Любовь Зайцева вместе с молодыми режиссерами Ринатом Кияковым и Дмитрием Огородниковым выбрали несколько сценических мест на курортной набережной, и зрители вместе с актерами двигались от одной игровой площадки к другой. Спектакль проходил на фоне широко раскинувшейся Камы, с одной стороны, и возвышающимися соснами и березами - с другой. Откуда-то сверху доносилась музыка, сочиненная Сергеем Горбуновым, которая создавала и эмоциональный колорит старинных мелодий, и эмоциональную атмосферу действия. Судьбоносные моменты из жизни Катерины происходили на высокой площадке, на фоне безбрежного неба, где главная героиня металась в предсмертной тоске, словно подстреленная птица. И тем, кто хорошо знал пьесу, невольно приходила на ум фраза Катерины из пьесы: «Отчего люди не летают?»

Отъезд Тихона в Москву начинался на лестнице, ведущей к реке, где он принародно (зрители стояли у подножия лестницы) по подсказке матушки исполнял домостроевский ритуал расставания с женой (подчеркивалась показушность родственных отношений в семье Кабановых), над которой посмеивались зрители вместе с актерами. Потом все - и зрители, и актеры - смешивались в одну галдящую толпу, появлялись цыгане, вовлекали в свой круг Тихона, и он пел, танцевал, целовался с молодой цыганкой... Наконец раздавался прощальный гудок пароходика, который стоял тут же, ждал Тихона. На этом пароходике, кстати, после спектакля зрители имели возможность прокатиться по Каме.

Красота и гармония вековечной природы, пронизанной солнечным теплом и светом, были своеобразным контрастом той отвратительной несправедливости, которая сквозила в отношениях между родными в семье Кабановой. Первая прогулка Катерины по набережной с «маменькой» Кабанихой и мужем давала зрителям прочувствовать типичность обстоятельств семейной жизни Катерины; прогулка с Варварой открывала неумение Катерины скрыть противоречивость своих чувства перед золовкой; поиск брошенного в траву ключа от потайной калитки, последующая встреча с Борисом - все это воспринималось как отчаянная тяга этой целомудренной молодой женщины, скованной строгими общественными правилами, к своему природному началу, к теплу и свету настоящей любви. Актриса Алсу Юсупова в этой роли проживает жизнь Катерины психологически достоверно, ей удается убедить нас в неодолимости охватившего Катерину чувства, показать сшибку в ее душе естественного земного чувства с домостроевским укладом жизни, неизбежность трагического финала. Борис в исполнении Кирилла Зайцева также выглядит в этой постановке жертвой судьбы. Молодой человек в европейском городском костюме, с интеллигентными манерами, он, словно белая ворона, среди граждан города Калинова. Признаваясь в любви Катерине, преклоняет перед ней колено,как средневековый рыцарь, и это не выглядит напыщенным, потому что за красотой позы и жеста актеру удается открыть зрительскому взгляду глубину чувства его персонажа.

Органично смотрятся в спектакле характеры Кудряша в исполнении Тимура Глушкова, Варвары - Ксении Палешевой, Тихона - Алексея Корсукова, Глаши - Марии Зуевас. Думается, что и остальные исполнители обживутся в предлагаемых режиссером образах, уточнят и укрепят рисунки своих ролей. Спектакль только начинает жить, и все впереди. Всего в этой постановке занято около тридцати человек, включая детей. Любовь Зайцева собрала на ландшафтный творческий проект не только актеров «Доминанты», но и актеров - друзей «Доминанты» из других театральных коллективов.

В спектакле намеренно нет образа грозы, в связи с чем исключены некоторые эпизоды четвертого действия. Игра и зрелище от этого несколько теряют в драматизме. И даже образ полусумасшедшей барыни - Ектерины Лапиной в черном одеянии с клюкой (то ли Баба-Яга, то ли фанатичная монахиня временами проходит мимо действующих лиц) не тревожит зрителей. Они ее охотно фотографировали с комментарием: «Красиво смотрится!»

Но зато благодаря природному ландшафту и многонаселенности постановки история Катерины и Бориса обрела своеобразный эпический тон. Любовь, рожденная под голубыми небесами, среди зеленой чащи, у берега могучей реки, запомнится зрителям как как одна из вечных легенд о настоящей любви , ради которой только и стоит жить.

Фото автора.

 


Галина Куличкина



 

Всего просмотров: 1061

Все новости за Июль 2017

На главную страницу...