Пермский ТЮЗ открыл сезон премьерой фэнтези
11.09.2017 00:21

Театр начал свой 54 й сезон с премьеры, которая предназначена, в основном, для подростков. Пьес для них всегда мало. Поэтому театр взялся за переложение прозы. В основу спектакля легла инсценировка пермского драматурга Ксении Гашевой по повести Клайва С. Льюиса из цикла «Хроники Нарнии».

Постановку осуществила творческая группа из Великобритании в составе режиссера Майкла Ханта, художника-постановщика Патрика Коннеллана и специалиста по сценической пластике Марии Корипас. Музыку к спектаклю написал пермский композитор Дмитрий Батин, видеоряд создал видеохудожник Андрей Вилисов. Спектакль создан при поддержке Министерства культуры Пермского края и группы компаний «ЭКС».

«Хроники Нарнии» принадлежат к тем произведениям, которыми сегодня зачитываются многие российские подростки. Само название этого спектакля будет манить ребят в ТЮЗ, чтобы встретиться с любимыми героями, сравнить увиденное на сцене с книгой и серией фильмов по этому произведению, экранизацию которых осуществила CS lewis Company. Примечательно, что «Хроники Нарнии», выпущенные автором в свет в 1950-е годы, читают сегодня и взрослые, по ним пишутся научные труды и даются рекомендации культурологов педагогам для изучения с детьми авторского замысла.

Проза Клайва С.Льюиса, как добрая старая сказка, в которой есть и занимательная интрига, и глубокая философия. Она написана в современном жанре фэнтези, ее персонажами являются дети, современники Второй мировой войны. Волшебным образом они попадают в страну Нарнию. Их ждет изрядная доля приключений, борьба добра со злом, счастливый финал. Вместе с тем существует и «подводный» философский ход авторской мысли. В процессе выпавших на долю детей испытаний Клайв Льюис ведет своих персонажей к открытию важнейших нравственных ценностей христианства.

В повести «Лев, Колдунья и платяной шкаф» ребята сталкиваются с предательством брата, последующим его раскаянием, необходимостью прощения его. На путь познания вечных истин, готовности к самопожертвованию во имя любви к ближнему их наталкивает поступок древнего и могущественного Льва Аслана (Аслан в тюрских языках означает «лев»). Он обдуманно за чужую вину сам отдает себя в руки злой Колдуньи на смерть.

В пермском спектакле инсценировка К. Гашевой передает основной смысловой посыл автора, в ней сохранены приключения, есть прекрасное дополнение в виде лимериков, которые автор сочинила сама и которые придают спектаклю атмосферу чисто английских детских радостей.

В сценическом же исполнении акцент сделан на вселенской борьбе сил добра и зла, и пространством этой борьбы становится не только мир Нарнии, но и Великобритания времен гитлеровской военной агрессии. Режиссер Майкл Хант с первых минут подчеркивает смертельную опасность всех существующих во время спектакля миров. Зрителей в начале спектакля устрашает девушка в военной форме, которая свои фонариком погружает зал во мрак. Потом на сцене включается экран с хроникальными кадрами Великобритании военных лет, где под песенку про «sunny day» жители туманного Альбиона проходят в бомбоубежище. Когда экран погаснет, безмолвной очередью выйдут на сцену забинтованные солдаты в доме профессора, куда привезли детей, и который одновременно является военным госпиталем. На одной из боковых стен сцены на зрителей направлен плакат Красного Креста от миссис Черчилль (как примета исторического факта: она возглавляла Фонд помощи «храбрым русским содатам»). Раненые воины чуть позже окажутся в Нарнии в роли ее жителей. Наконец, когда в Нарнии начнется решающее сражение со злой колдуньей и ввысь взовьется стая черных и белых птиц (куклы на длинных жердях), оживут экраны мониторов, и прямо на зрителей в кадре будут лететь самолеты, сбрасывающие наземь бомбы. Звучащая в момент финальной битвы экспрессивная и агрессивная музыка, сочиненная Д. Батиным, завершает атмосферу смертного боя, который идет «не ради славы, ради жизни на земле».

Эти документально-хроникальные и сценические образы, безусловно, взывают к благородным чувствам зрителей, оживляет историческую память. Но они отодвигают в сторону вопросы состояния внутреннего мира персонажей, вынужденных решать лично для себя, что такое есть добро и зло.

Созданием волшебств спектакле занимался художник-постановщик Патрик Коннеллан. В сказочной Нарнии запомнился снег, который неостановимо сыпался из-под обыкновенного зонтика, другой снег - словно золотые брызги «выплескивался» из кончика длинной палки. Вечная зима Нарнии, по сути бесчеловечная, выглядела на сцене красивой, манящей, загадочной. Стильные сценические костюмы Колдуньи и ее приближенных дополняли внешнюю картину красоты зла. Интересен был кабинет профессора, где играли дети, он был полон предметов, которые позволяли вспомнить кое-что из истории разных цивилизаций. Нам словно подсказывали, что профессор знает и видит больше, чем его современники, его мудрость покоится на вековой культуре. Правда, платяной шкаф, у которого была волшебная дверь в Нарнию, на вид был самым обыкновенным, и одного обыкновенного фонаря для перехода детей из реальности в параллельный мир, думается, не совсем достаточно. Зато хорошо продумана быстрая трансформация огромной сценической конструкции со шкафами в призрачную пустынную Нарнию.

Необычен в спектакле изобразительный образ Льва Аслана, доброго защитника жителей Нарнии. Сначала мы увидели Аслана в кабинете профессора в образе подвешенного под потолок скелета, который отсылал воображение зрителя в доисторические времена. Оживший во втором акте Аслан (сложная кукла-трансформер), посланец Вечности, напоминал размерами древнего мамонта, он двигался медленно, как бы задумчиво. У скелета была маска с печальными глазами, его слова, озвученные голосом Ивана Донца с помощью микрофона, лились откуда-то сверху, что создавало ощущение их всемирности. Не случайно роль профессора и Аслана в спектакле исполняет один актер. Тем самым постановщикам важно было подчеркнуть огромное влияние того и другого персонажей, которое они оказали на личностный рост детей Певенси.

В спектакле есть интересные актерские работы. Эффектно, с подчеркиванием властного характера и выразительным отыгрыванием неприятных для Колдуньи известий исполняет эту роль Елена Бычкова. Как всегда, с юмором, запоминающимися характерными деталями создает убедительный образ Бобра, неутомимо двигающегося к заветной свободе и подбадривающего на этом пути детей, артист Дмитрий Юрков. Неожиданно новыми красками в своей актерской палитре порадовал Роман Кондратьев в роли фавна мистера Тумнуса. Он создал удивительно сложный образ противоречивого состояния души. Фавн - «часть той силы, что вечно хочет зла... ». Но после общения с Люси он словно очеловечивается и «совершает благо».

На премьере были достоверны, привлекательны своей энергией, азартом Яков Рудаков - Питер, Надежда Кайсина - Сьюзан, Степан Сопко - Эдмунд, Евгения Шишенина - Люси. Евгения Шишенина, кстати, так очаровала юных зрительниц, что они после спектакля уговорили ее дать им возможность запечатлеть себя с ней сотовым телефоном на память об этом театральном вечере.

Фото из архива театра


Галина Куличкина



Всего просмотров: 2247

Все новости за Сентябрь 2017

На главную страницу...


 


2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: