В Пермском ТЮЗе прошла неделя Татьяны Жарковой
09.10.2017 10:23

В Пермском ТЮЗе завершилась неделя показа спектаклей «Слушай, как поют эльфы», «Еврейское счастье», «Сказки Оле-Лукойе», посвященных юбилею заслуженной артистки России Татьяны Жарковой. Выпускница Пермского института культуры (1979 год) Татьяна Жаркова создала немало замечательных сценических образов и поставила около двадцати спектаклей.

Постоянные зрители ТЮЗа помнят ее Анну Андреевну в «Ревизоре» Н. Гоголя, Сегедилью Марковну в водевиле «За великое чувство любви!» М. Зощенко, И. Ильфа, Е. Петрова, королеву Маргариту в «Ричарде III» В. Шекспира, Флору в «Человеке и джентльмене» Э. де Филиппо, Ирину Блинову в «Блин-2» А. Слаповского; Маму в «Не про говоренном» М. Покрасса. Те, кто пришли в ТЮЗ в последние годы, тоже стали поклонниками ее актерского дарования. Сидящие в зале во время спектакля аплодируют созданному ею образу целеустремленной и безжалостной свекрови в спектакле «Охота жить» по рассказам В. Шукшина, мудрости и доброте ее акушерки Елизаветы Яковлевны в «Еврейском счастье» Л. Улицкой, полубезумной, но обаятельной в своих творческих порывах Арине Аркадьевне в спектакле «Слушай, как поют эльфы».

В эти дни многие друзья и коллеги поздравляют Татьяну Петровну с юбилеем и рассказывают о ней то, что им дорого, что удивляет, заставляет в конце концов на нее равняться. Заместитель председателя Пермского отделения Союза театральных деятелей С.Г. Ляпустина рассказала о том, как Жаркова в 1990-е годы, материально помогла сообществу театральных деятелей Пермского края, которых буквально выбросили на улицу из здания кирхи обустроиться в новом для них помещении Дворца телефонного завода. Сама Татьяна Петровна относится к «невидимым подвигам» в своей биографии спокойно. Считает, что если человек правильно выбрал дорогу в жизни, идет по ней, то особых заслуг в этом нет, зато есть ощущение счастливо проживаемой жизни.

Ее дорога на сцену началась в детстве, когда она записалась в школьный драмкружок, потом стала ходить в театральную студию при Дворце культуры имени Свердлова (ныне имени Солдатова). На этой дороге оказалось немало камушек и камней, о которые ей пришлось споткнуться. Но к детской решительности позже добавились опыт, мастерство и мудрость, чтобы справляться с рытвинами и ухабами в профессии.

Отважные решения не раз бывали в ее жизни. Татьяна Петровна вспоминает, как она захотела учиться на режиссера в Москве, имея большой перерыв после пермского института, обремененная заботами о детях, кошках и собаках. Она даже была готова бросить театр, чтобы уехать в Москву на учебу. И муж не возражал. «Спасибо Михаилу Скоморохову, он меня остановил, - с улыбкой замечает она. - Он дал мне поставить «Золотого человека» Гуркина, и я «без отрыва от производства» и семьи» окончила Московское театральное училище имени Щукина.

- Мне повезло, - говорит она, - что большинство спектаклей сделано на основе моего собственного выбора литературной основы. Моя задача - спектакль должен идти долго, не страдать от актерских вводов. Заквасить спектакль надо хорошо. Поэтому долго ищу материал».

Материал она ищет и находит качественный. Либо это классика, как «Три сестры» Чехова (оригинально оформленные Юрием Жарковым, мужем Жарковой, в стиле документального образа старой Перми), либо современная пьеса, задевающая больные проблемы современности. Например, о взаимоотношениях подростка с родителями в постановках по пьесам В. Ольшанского «Робот пятого поколения» или «Тринадцатая звезда». Она умеет бросить вызов устоявшимся зрительским симпатиям, как например, в случае с постановкой «Безымянной звезды» М. Себастиана, по пьесе которого был очень популярный фильм с Анастасией Вертинской в главной роли. И переломить прежние пристрастия зрителей своим новым прочтением.

Поражаешься еще и тому, что Татьяна Петровна не боится обращаться к трагедийному началу в жизни людей. Ставить трагедию на сцене сегодня трудно. Хотя бы потому, что зритель ежедневно наблюдает на телевизионном экране хронику жестокости, насилия, массовые ежедневные убийства. Душа привыкла к этому и как бы затвердела. Телевидение и кино, зная об этом, изобретают для привлечения масс все новые видеоспецэффекты.

Татьяна Петровна умеет растревожить зрителя другим. Она идет от человека и его судьбы, вместе с актерами находит неповторимые человеческие поступки и интонации, помогающие зрителю вжиться в увиденное и понять, во имя чего готов жить и умереть один человек, команда, полк. Ее спектакли «Веселый солдат» по произведениям В. Астафьева и « Не покидай меня» А. Дударева, обращенные к времени Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, запомнились «скрытой теплотой патриотизма» (Лев Толстой), которую сегодня встречаешь очень редко.

Совсем другая страница ее режиссерской биографии - детские спектакли по русской и зарубежной классике. Сколько в каждом из них них юмора, детской непосредственности, игры и скрытых серьезных смыслов! Спектакль «Сказки Оле-Лукойе» Г.Х. Андерсена - тому пример. Художественный руководитель ТЮЗа Михаил Скоморохов шутя называет его семейным подрядом. Сценический вариант прозы датского сказочника сочинила дочь Татьяны Петровны, актриса ТЮЗа Ксения Жаркова, сценографию сделал муж Т.П. Жарковой заслуженный художник России Юрий Жарков. Татьяна Петровна выступила в роли режиссера. Остается радоваться, что есть в Перми такая театральная династия, которая уверенно демонстрирует свои таланты.

В последние годы у Татьяны Петровны хлопот добавилось. Она стала заведующей кафедрой режиссуры и актерского мастерства ПГИК. Театральной педагогикой занималась давно, но возглавлять кафедру - это совсем другая ответственность и смелость. На этом поприще Татьяне Петровне предстоит создавать новые, отличные от сценических, произведения: учебные пособия, методические указания, помогать студентам осваивать язык науки. Это поистине героический труд и новая дорога на жизненном пути... Надеемся, что в этих педагогических опусах отразится личный опыт режиссера и актрисы Т.П. Жарковой, который поможет студентам овладеть необходимыми профессиональными компетенциями.

Как известно, ни один юбилей не обходится без праздничного стола. Был он и в ТЮЗе. За столом нам быть не привелось по объективным причинам, хотя лестное приглашение мы получили. Зато речь в честь виновницы торжества художественный руководитель театра Михаил Скоморохов для нас произнес заранее.

- Татьяна Петровна Жаркова, - сказал он, - большой деятель пермской культуры и бесконечный патриот Перми. Ее отличает искренняя преданность и любовь к своему делу, театру, родной семье, нашему городу. Она душой более за все, что происходит в крае, постоянно бывает в муниципальных театрах, поздравляет коллег с днями рождения и творческими успехами. Она умеет радоваться жизни и поддержать своей радостью других. Она любит людей, и они отвечают ей тем же.

Фото из архива театра


Галина Куличкина



Ключевые слова:
Пермский ТЮЗ спектакль

 

Всего просмотров: 683

Все новости за Октябрь 2017

На главную страницу...