Раскрыты тайны «Пермских моторов»
25.10.2017 13:59

Студенты Пермского государственного классического университета побывали на секретном заводе АО «ОДК -Пермские моторы» и узнали , как на самом деле производятся авиадвигатели.Он был построен в 1930-е годы на площадке конного ипподрома на окраине Перми, в местах, известных разве что белыми грибами. От начала вырубки деревьев до производства опытного образца знаменитого АШ-62ИР прошло всего восемь лет.

Время 16.00. Столпились у турникетов и ждем указаний. Наконец после первичной регистрации и предъявления паспорта удалось пройти на территорию завода. Территория представляет собой небольшой городок с развитой инфраструктурой, множеством цехов и зданий. Погулять по предприятию, к сожалению, не удалось.

После прохождения контрольно-пропускного пункта нам велели выстроиться в организованную колонну и направляться строго за девушкой-экскурсоводом. Пройдя примерно 200 метров, мы оказались в двухэтажном здании, где нас встретил Никита, молодой технолог, и повел всех на обзорную экскурсию по производственному 95-му цеху. Огромная толпа двигалась аккуратно, стараясь не заступать за желтые нарисованные на полу полосы. В основном, Никита рассказывал о непонятных гуманитариям вещах: о промышленности, немного о предназначении огромных производственных машин, различных деталях и запчастях. Я думаю, что в целом была довольно любопытная информация для студентов, не имеющих отношения к техническим специальностям.

После окончания обзорной экскурсии по цеху, все поднялись на второй этаж. Оставив верхнюю одежду в раздевалке, мы направились в музей ОДК «Пермские моторы». Девушкой-экскурсоводом оказалась директор музея Валерия Гаврилова. Сначала нас познакомили с музеем, рассказали немного об его истории и развитии. Впервые он открылся 4 ноября в 1968 году, тогда же была представлена первая экспозиция музея, которая за 50 лет менялась всего 3 раза. Однако, стоит отметить, что сбор необходимой информации, разработка дизайна и самого проекта будущего музея начались еще в 1962 году. Валерия Владимировна акцентировала свое внимание на том, что у представленной сейчас третьей экспозиции есть определенные задачи: вовлечение молодежи в деятельность музея и приобщение работников завода к культуре.

Всем понравилась современная экспозиция музея. Она отличается определённой динамикой, которая выражается как в использовании современных технических средств, так и в широте интерпретаций экспозиционных тем. Динамичность и яркость выражения сближают экспозиционный жанр с театральным действом.

Первым представленным экспонатом был кабинет первого директора Иосифа Израилевича Побережского. В 1928 году Побережский окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского, после чего работал в авиационной промышленности СССР. С марта 1934 года и до момента ареста был директором тогда еще моторостроительного завода №19 имени Сталина, сейчас АО « ОДК -Пермские моторы». В 1938 году Побережский был арестован органами НКВД СССР. 26 июля того же года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила его к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 29 июля 1938 года. Посмертно реабилитирован в 1955 году. Был также награждён орденами Ленина, Красной Звезды, Красного Знамени Хорезмской НСР.

Всем желающим разрешили сделать памятные снимки в кресле первого директора. Некоторые с удовольствием воспользовались разрешением.

Далее мы проследовали к настоящим авиационным моторам. Среди них были: поршневой мотор М-25, однорядная звезда воздушного охлаждения АШ-62ИР, турбореактивный двухконтурный двигатель Д-20П и другие. «Многие из них, как живые,- рассказывает Валерия Владимировна,- из многих еще вытекает машинное масло».

Наверняка, приходящие на экскурсию в этот музей хотя бы раз летали на самолете. Но я уверена, что ни один из них никогда не задумывался, какая большая ответственность лежит не только на пилоте, но и на команде, собирающей авиадвигатели для самолета. У них нет шанса на ошибку!

Всех заинтересовал уголок, посвящённый Павлу Александровичу Соловьеву - генеральному конструктору завода. Свою трудовую деятельность он начал в апреле 1940 года. И уже в 1944 году стал ведущим конструктором. В 1953 году после смерти А.Д. Швецова приказом министра авиационной промышленности СССР назначен главным конструктором опытно конструкторского бюро завода №19 имени Сталина. Возглавлял предприятие на протяжении 35 лет (до 1988 года). Главным изобретением П.А. Соловьева стал двухконтурный турбореактивный двигатель. Помимо этого, в музее находится трехколесный велосипед с разработанными им механизмом сцепления.

По центру музея располагаются стенды, на которых отображены этапы развития завода. На каждом таком стенде - монитор, на котором транслируются различные кадры, связанные с историей предприятия. Самое ценное видео, по мнению Валерии Владимировны, хранилось в архиве музея 80 лет и лишь не так давно удалось оцифровать 35-мм кинопленку и представить на экране уникальную кинохронику: на черно-белом экране демонстрируется процесс подготовки формы для отливки поршневого мотора американской фирмы «Кёртис-райт» - компании, где проходили стажировку работники завода №19 в период освоения лицензионного мотора. Я думаю, что данное модернизированное решение очень дополняет экспозицию музея. А современные мониторы смогут привлечь внимание даже маленьких посетителей.

После завершения экскурсии мы проследовали в небольшой зал, оснащенный посадочными местами и монитором. Стало понятно - будем смотреть фильм.

Кинокартина называлась «Аркадий Швецов. Война моторов». Речь шла о пермском авиаконструкторе, авторе самого массового мотора в мире - АШ-62ИР. Созданный в 1938 году, он 50 лет был в серийном производстве и до сих пор находится в эксплуатации. Впрочем, самая главная заслуга Швецова - создание пермской школы авиадвигателестроения. Сейчас в Перми есть улица его имени, а перед заводоуправлением Пермского моторного завода стоит его бюст.

После окончания нашей встречи Валерия Владимировна ответила на заданные студентами вопросы, которые касались самых различных аспектов работы завода и музея.

- Вы подали заявку на краевой конкурс проектов в сфере культуры и искусства. Как вы акцентировали новизну проекта?

-Мы создали абсолютно новое пространство. Человек, который заходит в музей должен получить определённые эмоции. Предусмотрели все технические моменты: освещение, видео. Добавили новые экспонаты. Оборудовали экспозиционный зал сигнализацией и обеспечили охлаждение воздуха для комфортного пребывания посетителей. За счет видеофрагментов экспозиция перестает быть статичной, она оживает и постоянно меняется. Стоит отметить, что поток посетителей музея увеличился в разы, и приходят не только сотрудники завода. По секрету хочу вам сказать, что разрабатывается новый крупный проект. Суть его заключается в том, что экскурсии в музее будут проводиться с экрана от лица П.А. Соловьева.

- В 1990-е изменилась форма собственности завода. Мешает ли раздробленность предприятия работе музея?

- Предприятия «Редуктор-ПМ» и «Протон-ПМ» сначала активно подключились к созданию новой экспозиции музея и предоставили часть материалов. Однако чуть позже «Протон-ПМ» притормозил эту деятельность, и сейчас мы ждем, когда она возобновится. У нас появилась одна идея - как это можно пока обыграть. Например, изготовить конструкцию с глазком, и разместить надпись: «Хочешь посмотреть, как изготавливаются ракетные двигатели? Посмотри в глазок!» И когда человек смотрит, то видит надпись: «СЕКРЕТНО!».

Участники встречи пожелали музею дальнейшего развития и процветания, а заводу - высокопрофессиональных и квалифицированных специалистов. Валерия Владимировна подарила студентам в знак благодарности корпоративные значки.

Все остались под большим впечатлением от экскурсии. Многие даже разместили посты в социальных сетях. Например, Ксения Поздеева, студентка 4-го курса РСО, написала в своем Инстаграме: «Музей «Пермские моторы» - прекрасное место, чтобы сделать фото рабочего места мечты, потрогать самолёт за нос, ну и позавидовать тем, кто катался на этом трехколёсном велике!»

Фото автора.

Анна Хитрова
студентка ПГНИУ



Ключевые слова:
Пермские моторы

 

Всего просмотров: 1287

Все новости за Октябрь 2017

На главную страницу...