Раскрыты тайны «Пермских моторов»
25.10.2017 13:59

Студенты Пермского государственного классического университета побывали на секретном заводе АО «ОДК -Пермские моторы» и узнали , как на самом деле производятся авиадвигатели.Он был построен в 1930-е годы на площадке конного ипподрома на окраине Перми, в местах, известных разве что белыми грибами. От начала вырубки деревьев до производства опытного образца знаменитого АШ-62ИР прошло всего восемь лет.

Время 16.00. Столпились у турникетов и ждем указаний. Наконец после первичной регистрации и предъявления паспорта удалось пройти на территорию завода. Территория представляет собой небольшой городок с развитой инфраструктурой, множеством цехов и зданий. Погулять по предприятию, к сожалению, не удалось.

После прохождения контрольно-пропускного пункта нам велели выстроиться в организованную колонну и направляться строго за девушкой-экскурсоводом. Пройдя примерно 200 метров, мы оказались в двухэтажном здании, где нас встретил Никита, молодой технолог, и повел всех на обзорную экскурсию по производственному 95-му цеху. Огромная толпа двигалась аккуратно, стараясь не заступать за желтые нарисованные на полу полосы. В основном, Никита рассказывал о непонятных гуманитариям вещах: о промышленности, немного о предназначении огромных производственных машин, различных деталях и запчастях. Я думаю, что в целом была довольно любопытная информация для студентов, не имеющих отношения к техническим специальностям.

После окончания обзорной экскурсии по цеху, все поднялись на второй этаж. Оставив верхнюю одежду в раздевалке, мы направились в музей ОДК «Пермские моторы». Девушкой-экскурсоводом оказалась директор музея Валерия Гаврилова. Сначала нас познакомили с музеем, рассказали немного об его истории и развитии. Впервые он открылся 4 ноября в 1968 году, тогда же была представлена первая экспозиция музея, которая за 50 лет менялась всего 3 раза. Однако, стоит отметить, что сбор необходимой информации, разработка дизайна и самого проекта будущего музея начались еще в 1962 году. Валерия Владимировна акцентировала свое внимание на том, что у представленной сейчас третьей экспозиции есть определенные задачи: вовлечение молодежи в деятельность музея и приобщение работников завода к культуре.

Всем понравилась современная экспозиция музея. Она отличается определённой динамикой, которая выражается как в использовании современных технических средств, так и в широте интерпретаций экспозиционных тем. Динамичность и яркость выражения сближают экспозиционный жанр с театральным действом.

Первым представленным экспонатом был кабинет первого директора Иосифа Израилевича Побережского. В 1928 году Побережский окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского, после чего работал в авиационной промышленности СССР. С марта 1934 года и до момента ареста был директором тогда еще моторостроительного завода №19 имени Сталина, сейчас АО « ОДК -Пермские моторы». В 1938 году Побережский был арестован органами НКВД СССР. 26 июля того же года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила его к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 29 июля 1938 года. Посмертно реабилитирован в 1955 году. Был также награждён орденами Ленина, Красной Звезды, Красного Знамени Хорезмской НСР.

Всем желающим разрешили сделать памятные снимки в кресле первого директора. Некоторые с удовольствием воспользовались разрешением.

Далее мы проследовали к настоящим авиационным моторам. Среди них были: поршневой мотор М-25, однорядная звезда воздушного охлаждения АШ-62ИР, турбореактивный двухконтурный двигатель Д-20П и другие. «Многие из них, как живые,- рассказывает Валерия Владимировна,- из многих еще вытекает машинное масло».

Наверняка, приходящие на экскурсию в этот музей хотя бы раз летали на самолете. Но я уверена, что ни один из них никогда не задумывался, какая большая ответственность лежит не только на пилоте, но и на команде, собирающей авиадвигатели для самолета. У них нет шанса на ошибку!

Всех заинтересовал уголок, посвящённый Павлу Александровичу Соловьеву - генеральному конструктору завода. Свою трудовую деятельность он начал в апреле 1940 года. И уже в 1944 году стал ведущим конструктором. В 1953 году после смерти А.Д. Швецова приказом министра авиационной промышленности СССР назначен главным конструктором опытно конструкторского бюро завода №19 имени Сталина. Возглавлял предприятие на протяжении 35 лет (до 1988 года). Главным изобретением П.А. Соловьева стал двухконтурный турбореактивный двигатель. Помимо этого, в музее находится трехколесный велосипед с разработанными им механизмом сцепления.

По центру музея располагаются стенды, на которых отображены этапы развития завода. На каждом таком стенде - монитор, на котором транслируются различные кадры, связанные с историей предприятия. Самое ценное видео, по мнению Валерии Владимировны, хранилось в архиве музея 80 лет и лишь не так давно удалось оцифровать 35-мм кинопленку и представить на экране уникальную кинохронику: на черно-белом экране демонстрируется процесс подготовки формы для отливки поршневого мотора американской фирмы «Кёртис-райт» - компании, где проходили стажировку работники завода №19 в период освоения лицензионного мотора. Я думаю, что данное модернизированное решение очень дополняет экспозицию музея. А современные мониторы смогут привлечь внимание даже маленьких посетителей.

После завершения экскурсии мы проследовали в небольшой зал, оснащенный посадочными местами и монитором. Стало понятно - будем смотреть фильм.

Кинокартина называлась «Аркадий Швецов. Война моторов». Речь шла о пермском авиаконструкторе, авторе самого массового мотора в мире - АШ-62ИР. Созданный в 1938 году, он 50 лет был в серийном производстве и до сих пор находится в эксплуатации. Впрочем, самая главная заслуга Швецова - создание пермской школы авиадвигателестроения. Сейчас в Перми есть улица его имени, а перед заводоуправлением Пермского моторного завода стоит его бюст.

После окончания нашей встречи Валерия Владимировна ответила на заданные студентами вопросы, которые касались самых различных аспектов работы завода и музея.

- Вы подали заявку на краевой конкурс проектов в сфере культуры и искусства. Как вы акцентировали новизну проекта?

-Мы создали абсолютно новое пространство. Человек, который заходит в музей должен получить определённые эмоции. Предусмотрели все технические моменты: освещение, видео. Добавили новые экспонаты. Оборудовали экспозиционный зал сигнализацией и обеспечили охлаждение воздуха для комфортного пребывания посетителей. За счет видеофрагментов экспозиция перестает быть статичной, она оживает и постоянно меняется. Стоит отметить, что поток посетителей музея увеличился в разы, и приходят не только сотрудники завода. По секрету хочу вам сказать, что разрабатывается новый крупный проект. Суть его заключается в том, что экскурсии в музее будут проводиться с экрана от лица П.А. Соловьева.

- В 1990-е изменилась форма собственности завода. Мешает ли раздробленность предприятия работе музея?

- Предприятия «Редуктор-ПМ» и «Протон-ПМ» сначала активно подключились к созданию новой экспозиции музея и предоставили часть материалов. Однако чуть позже «Протон-ПМ» притормозил эту деятельность, и сейчас мы ждем, когда она возобновится. У нас появилась одна идея - как это можно пока обыграть. Например, изготовить конструкцию с глазком, и разместить надпись: «Хочешь посмотреть, как изготавливаются ракетные двигатели? Посмотри в глазок!» И когда человек смотрит, то видит надпись: «СЕКРЕТНО!».

Участники встречи пожелали музею дальнейшего развития и процветания, а заводу - высокопрофессиональных и квалифицированных специалистов. Валерия Владимировна подарила студентам в знак благодарности корпоративные значки.

Все остались под большим впечатлением от экскурсии. Многие даже разместили посты в социальных сетях. Например, Ксения Поздеева, студентка 4-го курса РСО, написала в своем Инстаграме: «Музей «Пермские моторы» - прекрасное место, чтобы сделать фото рабочего места мечты, потрогать самолёт за нос, ну и позавидовать тем, кто катался на этом трехколёсном велике!»

Фото автора.

Анна Хитрова
студентка ПГНИУ



Ключевые слова:
Пермские моторы
Всего просмотров: 2904

Все новости за Октябрь 2017

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: