Пермский хор «Млада»: Джаз должен звучать легко и с блеском
03.11.2017 00:08

Академический хор «Млада» под управлением Ольги Выгузовой представил новую программу «Джазовые нестандарты». Большинство вокальных и инструментальных аранжировок для этого концерта подготовили Сергей Выгузов, Евгений Манцирин, Ольга и Яков Саравайские.

Хор пел a capella и в сопровождении джаз-бэнда - инструментальной группы в составе Александр Колесников (рояль), Сергей Харчев (клавишные, мелодион), Роман Аверин (гитара), Максим Горбунов (бас-гитара, контрабас), Игорь Федотов (банджо), Наталья Кочнева (скрипка), Любовь Двоеглазова (флейта), Андрей Петухов (труба), Егор Дёмин (саксофон-тенор), Павел Тиктинский (кларнет), Вячеслав Третьяк (тромбон), Денис Григораш (перкуссия), Станислав Козельский (ударные).

В зале Дворца культуры имени Солдатова не было свободных мест. Публика, совершенно разнообразная по своему составу, восторженно приняла новую джазовую программу «Млады». Рядом со мной сидела пожилая пара. В начале концерта мужчина был напряжен, словно сидел на каком-то собрании. К пятому номеру «All the things you are» (Джером Керн, Оскар Хаммерштейн II) он уже взял свою спутницу за руку, а потом они стали дружно покачивать головой в такт. Такие эпизоды еще больше убеждают в особой, сближающей силе джаза.

Хор «Млада» подготовил большую двухчасовую программу, которая исполнялась без антракта. И вся - наизусть. Ведь исполняя джаз невозможно устоять на месте. Артисты хора то и дело пританцовывали. Стройное и чистое, но при этом наполненное «драйвом» звучание погрузило в джаз настолько, что он непрерывно звучал у меня в голове следующие сутки.

Казалось, что это хор, который только джаз и поет, настолько органичным было исполнение. Впрочем, во время концерта Ольга Выгузова отметила, что когда на каком-нибудь фестивале они поют духовную музыку, их спрашивают «из какого вы монастыря?», а когда поют классическую, то «из какой вы консерватории?».

Многие артисты хора выступали и в качестве солистов: Сергей Ефимов, Дмитрий Гущин, Екатерина Старцева, Евгения Филиппович, Анна Батуева, Александр Трифонов, Александр Костылев, Владислава Сухорослова (а ведь это практически треть хора!). Да и вообще создавалось впечатление, что чуть ли не каждый в «Младе» - это харизматичный солист с ярким тембром. Показательно, что при «возвращении» того или иного солиста в «общие ряды» хоровое звучание оставалось однородным.

Большая часть программы была на английском языке. В частности, звучали такие джазовые стандарты, как «Summertime» Джорджа Гершвина, «It`s all right with me» Коула Портера. Это выглядело совершенно естественно, поскольку родиной джаза считается США. Тем не менее, зрителям было предложено познакомиться и с несколько иной точкой зрения. Добродушный голос Леонида Утесова в аудиозаписи поведал, что на самом деле джаз появился в XIX веке... в Одессе. Мэтр советской эстрады популярно объяснил, как это было. Ансамбль малограмотных музыкантов пытается что-то сыграть, например, на свадьбе, например песню «Прости, прощай, Одесса - мама!». Начинает пианино. Утесов на аудиозаписи напевает, изображая звучание пианино, а затем его мелодию со сцены ДК имени Солдатова подхватывает пианист Александр Колесников и играет свою импровизацию на нее. По такой же «настройке» вступила со своей импровизацией скрипачка Наталья Кочнева, а затем и практически все остальные участники инструментальной группы показали свое мастерство импровизации. В заключение Игорь Федотов сыграл на банджо и спел припев этой песни. Зрительный зал с радостью принял такое доказательство одесского происхождения джаза.

Отдохнувший за это время хор, тоже как бы подтверждая слова Леонида Утесова, исполнил «Песню старого извозчика» (Никита Богословский, Ярослав Родионов). Она началась с соло засурдиненной трубы и практически идентично по звучанию ее передразнил хор. Он также изобразил и скрип колес, и ржание лошади, и речь старого уставшего извозчика. «Младе» удалось продемонстрировать необычайную гибкость человеческого голоса, действительно богатейшего из музыкальных тембров.


Ольга Выгузова, художественный руководитель и главный дирижер Академического хора «Млада»:

Мы очень деликатно подходили к этой теме. Началось все с Маленькой органной фуги Баха, на которой мы отработали практически все элементы, необходимые для исполнения джаза, для погружения в этот стиль. Когда мы показывали ее на мастер-классе Буланова (Валерий Буланов, известный хоровой дирижер и педагог, создатель первой на Урале детской хоровой школы - авт.), он сказал, что ее никто никогда не споет. Это меня раззадорило. Затем появилась программа «О джазе вполголоса», а сейчас она «выстрелила» в «Джазовые нестандарты». Джазовая музыка опирается на духовную музыку - спиричуэлз, классику и на современную музыку. Этот комплекс мы попытались воспроизвести в этой программе. Такой просветительский подход мы стараемся реализовать во всех программах.

Вообще, эта концепция родилась от нашей жанровой «всеядности», широты жанровых интересов. Это наш «вековой эксперимент», который рождает ту или иную программу. Бесконечная работа над вокальной техникой позволяет нам петь в любом стиле. Например, авторскую песню хором не поют, ведь это требует совершенно иной манеры, нежели в академическом хоре. Иначе это будет выглядеть пародийно. А мы спели целую программу бардовских песен в хоровой версии «Секрет». Также и джаз это прежде всего явление сольное, ансамблевое. А мы спели хором, и кто скажет что так петь нельзя или это не нужно? Практически вся оркестровая фактура «задвинута» в звучание хора a capella, как, например, в «Smoke gets in your eyes» (Джером Керн, Отто Харбак).

Джаз должен звучать легко и с блеском. Мы обязательно учим всю программу наизусть и на английском, и на русском языках - это принципиально, ведь так обретается свобода, наполнение ею. Хотя, конечно, это огромная интеллектуальная и физическая работа.

Среди недавних событий в жизни хора «Млада», продолжает Ольга Выгузова, я бы отметила выступление на новой сцене Мариинского оперного театра в мае 2016 года. При том, что мы уже не раз выступали в Санкт-Петербурге, на этой сцене мы побывали впервые. К нашему приезду было продано 880 билетов. Нас попросили показать все, что мы умеем. Двухчасовая программа a capella называлась «От фолка до джаза».

В мае этого года мы исполнили «Брюссельскую мессу» Генриха Бибера совместно с камерным ансамблем «Opus-posth», которым руководит народная артистка России Татьяна Гринденко. Это наш первый эксперимент - обращение к барочной музыке, который предложила сама Гринденко. Вскоре мы поедем с ответным визитом в Московскую филармонию, чтобы исполнить это произведение.


Мы попросили прокомментировать концертную программу «Джазовые нестандарты» хора «Млада» известного пермского джазового музыканта, заслуженного артиста РФ Евгения Манцирина.

- Как сложилось ваше сотрудничество с «Младой»?

- Ко мне обратилась сама Ольга Владимировна. Я делал для них разные аранжировки. Например, произведение «It`s all right with me» Коула Портера понравилось и мне, и Выгузовой. Я настоял, чтобы мы его сделали. В аранжировке Гордона Гудвина оно было предназначено для мужского квинтета. Поскольку у смешанного хора гораздо большие возможности по диапазону, мне пришлось изменить тональность, форму, расширить партитуру. Я сделал аккомпанемент в нескольких вариантах: с биг-бэндом и с малым составом. Они даже с квартетом Олега Згогурина «Каравай» умудрились выступить, используя партитуру для малого состава. Произведение Портера в аранжировке Гордона Гудвина и пополам со мной - это нестандартный ход, поскольку мы значительно переделали известное произведение.

- Какие особенности были в вашей работе при создании аранжировок для хора? Ведь, вроде бы, считается, что джаз это не хоровое направление?

- Что значит не хоровое? Ну как это так! Вы посмотрите, например, духовные концерты Эллингтона, которые исполнялись в церквях. Там есть хор, солисты и даже чечёточники. Существует множество концертных обработок госпелов, спиричуэлз. Нельзя говорить, что для хора это не свойственно.

- То есть нельзя сказать, что хор - это «джазовый нестандарт»?

- «Джазовые нестандарты» - это всего лишь название! Если говорить по-честному, там как раз были стандарты. То есть, это те произведения, которые издавна входят в джазовый репертуар, evergreen, «вечнозеленые» мелодии, к которым время от времени обращаются музыканты.

- А что бы вы тогда отметили нестандартного в подходе к джазу у «Млады»?

- Самое нестандартное касается даже не самого концерта. Вообще само существование коллектива, который способен петь практически во всех стилях - это нестандартно! Насколько я знаю, аналогов нет. «Млада» обращалась практически ко всем музыкальным направлениям, вплоть до очень сложной современной музыки, насыщенной диссонансами и новыми техниками. Они недавно одержали победу на международном конкурсе в Финляндии, где исполнение произведения современного композитора было обязательным условием. Они перепробовали всё, и всё успешно! Такие коллективы нужно беречь, помогать им, поддерживать всячески! Это уникальное явление и для Пермского края, и для России, да, пожалуй, и для всего мира.


Фото Андрея Чунтомова


Жанна Еремеева



Ключевые слова:
Млада Пермь хор джаз концерт ДК Солдатова

 

Всего просмотров: 1078

Все новости за Ноябрь 2017

На главную страницу...