Впервые ученые и журналисты-практики обсудили в Перми медийные дела
22.01.2018 12:01

В Перми вышел в свет сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Журналистика и массовая коммуникация в XXI веке». Книга отпечатана в пермском издательстве «Титул», а подготовили ее впервые вместе кафедра журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного университета и Пермская организация Союза журналистов России.

Поводом для организации конференции и выпуска сборника послужили два юбилея - 20 лет журналистскому образованию в Перми и 60 лет Пермской журналистской организации. События радостные и приятные. Но зачем было объединяться ученым и практикам на столь серьезный разговор, как совместная конференция? Разве нельзя было отпраздновать круглые даты отдельно? Обойтись только региональным балом прессы и праздничным фуршетом? Серьезный разговор юбилеям не помеха. Тем более, что состояние современной журналистики во все мире таково, что требуется именно объединение думающих о ней профессионалов.

Рост влияния социальных сетей и выступления блогеров в Сети привели к тому, что профессиональный сбор и обработка информации начали обесцениваться. Производителей информации стало гораздо больше, чем журналистов, и они активно осваивают возможности заработка с помощью информационных технологий. В этой ситуации французский профессор экономики Джулия Кейдж утверждает, что медиа исчерпали свой потенциал монетизации. Чтобы сохранить независимость и свое будущее, СМИ должны сменить рыночную модель существования на проекты, связанные с предоставлением новостей как общественного блага. Каким образом? Вот тут и стоит подумать вместе.

Возможно, в условиях уральской глубинки идеи французского профессора (да и ее американских коллег) прозвучат для некоторых из нас несколько неожиданно. Мы только-только освоили социальные сети для расширения аудитории и укрепления контактов с ней во имя упрочения печатных изданий на медиарынке. До сих пор думаем именно о монетизации, менеджменте и маркетинге СМИ. Но если всмотреться в практику пермских городских и районных СМИ, то можно в ней найти созвучие идеям наших западных коллег. В пермских газетах отчетливо видны ростки синтеза бизнес-модели и социальной, образовательной, гражданской деятельности. Не случайно в муниципальных и районных СМИ получили развитие социальное проектирование, медиаобразовательная деятельности детей и молодежи, массовая культурно-просветительная деятельность. Все это давняя традиция отечественной гуманитарной журналистики, которую мы сохраняем и которую пытаемся в новых условиях развивать.

Почти все статьи сборника, за исключением выступлений на темы русско-китайских отношений в сфере медиа, посвящены осмыслению уроков истории и современной ситуации в российских СМИ. На равных в этом разговоре выступали ученые и журналисты. Новые факты о первых годах советской печати в Пермском крае открыли обозреватель и историк добрянской газеты «Зори плюс» М.А. Калинин и доцент Т.Н. Масальцева, системный обзор фельетонистики А. Гайдара предложили доцент Е.А. Князева, истории пермской телестудии - доцент А.А. Сидякина. Впервые целостный взгляд на историю журналистской организации и центра ее деятельности - Дома журналиста дала ветеран журналистики Л.П. Копытова. Поделился опытом военкора историк, ученый и журналист А.А. Константинов. В сборнике присутствует обзор итогов всероссийских конкурсов последних лет, сделанный консультантом Пермской журналистской организации и членом жюри этих конкурсов Т.А. Черепановой. Проблемы массовой коммуникации (вернее, некоммуникации) в условиях политических выборов проанализировала на примере словесных текстов пермских газет доцент Е.М. Крижановская, а ее коллега из Челябинска А.А. Селютин обрисовал истоки и перспективы нового направления в современных массмедиа - гейм-журналистики.

Особый раздел в сборнике материалов составили воспоминания о тех пермских журналистах, кто недавно ушел в мир иной: В.А. Мосееве, В.И. Сопине, Т.П. Черновой, И.Г. Ежикове, Л.А. Мишлановой, В.В. Пырсикове, М.В. Левине. Это самый эмоциональный раздел научного издания. И он оправдан. Ведь в нем запечатлены незаурядные характеры и человеческий талант тех, чья профессиональная деятельность действительно была направлена к общественному благу. Они и без подсказок французского профессора видели именно в этом вечно живую жизнь СМИ.


Галина Куличкина
автор-составитель и редактор сборника



Ключевые слова:
журналистика Пермь Пермский университет ученый

 

Всего просмотров: 812

Все новости за Январь 2018

На главную страницу...