Информация, опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц, достигших возраста
18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край — события, происшествия, репортажи, рецензии (музыка, театр, культура), фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail:

 

 



«77 шагов» совершил пермяк Анатолий Зернин в поисках волшебного мгновения
22.01.2018 14:04

В пермской Арт-резиденции в течении месяца работала выставка одного из самых известных пермских фоторепортёров – Анатолия Зернина. По признанию автора, свой первый снимок он сделал в 7 лет с тех пор уже 70 лет он не выпускает фотоаппарат из рук. В экспозицию с неслучайным названием «77 шагов» вошли около 100 работ, созданных в период с 1957 по 2017 годы. Те, кто эту выставку не посетил – много потеряли. Рассказываем почему.

Начинается выставка прямо во входном коридоре Арт-резиденции. Посетитель попадает в окружение работ Анатолия Зернина, которые приковывают внимание и завоёвывают расположение, причём, делают это до смеха простым и недооценённым методом - улыбкой. На каждом из снимков, представленных на входе, присутствует человек. Часто, герой фото улыбается или просто выглядит слегка комично. Люди изображены разные, от политиков и актёров до спортсменов и простых прохожих, но все фото объединяет одно: они вызывают положительные эмоции. Некоторые - тем, что улыбаются сами персонажи снимков, другие - тем, что заставляют улыбаться зрителя. К этому можно отнестись скептично, но подобный трюк работает, что неоднократно подтверждали учёные и психологи. К слову, то, что в начале выставки фотографии исключительно людей - тоже неспроста. Здесь только качественное использование авторами экспозиции психологических приёмов привлечения зрителей, но ещё и конец «нити клубка», идя по которой, доберёшься до самой сути выставки.

Каждый начавший разматывать клубок, доведя дело до конца - не разочаруется. При условии, что он - истинный ценитель деталей или невероятный эмпат. Первый, размотав клубок, будет доволен как минимум тем, что сделал это, а второй - потому что испытал, посредством этого спектр положительных эмоций. И при этом ни тому, ни другому не нужно быть экспертом в фотографии, хотя и ценители этого вида искусства определено остались бы довольны. Автор фотографий не любитель со смартфоном, а участник и призёр международных, всероссийских и краевых конкурсов,

Наш «клубок нити» из входного коридора приводит посетителя в первый зал экспозиции. В нём, тоже фотопортреты. Около сорока. Но в этом зале акцент на человеке, как главной фигуре в мире фотографий Зернина, поставлен ещё сильней. Здесь есть: политик и дворник, строитель и бездомный, полицейский и музыкант, ребёнок и взрослый, девушка и мужчина, иностранец и русский. За каждой из этих фотографий, как и за любой другой, скрывается история, которая смысл снимка раскрывает в полной мере. Например, за смешным портретом Путина скрывается простая, человеческая история. По словам Анатолия, этот снимок сделан на каком-то форуме в Перми.

- К нему пришло много людей, которые хотели, чтобы он им что-то подписал. Он подписывал, подписывал, но, когда это закончилось, к нему ещё один прорвался, Путин невольно скорчил рожу, а я сделал снимок, - рассказал фотограф.

В одной из научных статей говорится, что редкие фотографии самостоятельно являются носителями максимально полного по смыслу текста, который в рамке кадра создаётся с помощью композиции, точки съёмки и т.д. Большинство фотографий являются только частью сообщения, которое становится полнофункциональным лишь при добавлении вербальной части. У Анатолия Зернина за каждым фото есть своя история. Но и зритель к каждой его фотографии может сочинить историю собственную.

- Я долго боялся, публиковать ли его. Вдруг сильно озабоченные люди увидят в нём насмешку или ещё что-то, - продолжил Анатолий Зернин по поводу фото Путина.

С таким комментарием смотреть на портрет президента становится ещё интереснее. Информация, которая дополнила и расширила данные предоставленные самой фотографий, открыла перед зрителем возможность домыслить, порефлексировать над увиденным, что, по словам А. Сабунина (автора научной публикации «Принципы формирования сообщения в фотографии») - имеет великий смысл. Теперь уже не только Путин - герой этого снимка, но и сам автор, который отражается в снимке своими переживаниями и опасениями. При этом автор становится ближе и интереснее зрителю, так как предстаёт перед нами как сильная личность, как человек, который не побоялся опубликовать то, что в действительности могло ему повредить.

Рассмотрев большое количество портретов в первом зале, посетитель выставки направляется во второй. Он, по сути, сердце выставки. В этом зале раскрывается то главное, что автор хочет рассказать зрителям. К изображению людей прибавились пейзажи города, природы, натюрморты. Среди них размещены как фотографии-призёры международных конкурсов и снимки, представленные в барселонском и других музеях, так и те, которые позволяют зрителю проникнуться эмоциями и переживаниями автора. Понять его внутренний мир. Здесь и дети Зернина, ещё молодые. Его кухня, вид которой перед его глазами ежедневно уже не один десяток лет. Жена, ещё молодая, как и он сам тогда, во время съемки. Здесь и молодые люди, которые, судя по фотографиям, проводят яркую жизнь, но при этом много изображений и старых вещей. Например, старушка, которая пытается сорвать цветок, или камень, окутанный паутиной. В конце концов, здесь есть просто одни руки крупным планом. Эта фотография, кстати, расположена в негласном центре экспозиции. Руки человека, сделавшего эти снимки, но запечатлённые уже другим. Сильные, но потрёпанные старостью, они - апогей этой выставки. И расположена фотография рук по соседству со снимком, большую часть которой занимает песок, символизирующий время, его зыбкость и неизбежность.

О своём любимом жанре Анатолий Зернин сказал так: «Репортаж - вот способ съемки, который я исповедую».

Фотографии, представленные на выставке, раскрывают зрителю автора, как профессионала и человека. Через призму фоторабот и высокой постановочной культуры экспозиции (ответственный за пространственное размещение фоторабот худрук Арт-резиденции Юрий Лапшин) посетитель увидел множество граней большого мира автора. При этом оформлена выставка изящно. «Клубочек нити», ведущий по трем залам экспозиции, постепенно, в стиле того самого репортажа словно ведет нас по жизни фотографа.

В беседе с посетителями выставки, на вопрос почему вы любите фотографировать именно людей, он ответил: «Не знаю. Я их просто люблю». Словом «любовь» можно описать и его выставку. Первая стадия (снимки, что на входе) - симпатия. Вторая стадия - влюблённость. Это первый зал, где посетитель больше узнаёт об интересах, предпочтениях, о самом Анатолии. И третий, заключительный этап - любовь. Автор заражает нас гаммой позитивных эмоций. Рекомендую запомнить это имя - Анатолий Зернин, пермский фоторепортер, художник, любящий других людей.

Фото автора.


Сергей Атландеров
студент ПГНИУ



Ключевые слова:
выставка Пермь фото

 

Всего просмотров: 959

Все новости за Январь 2018

На главную страницу...