«77 шагов» совершил пермяк Анатолий Зернин в поисках волшебного мгновения
22.01.2018 14:04

В пермской Арт-резиденции в течении месяца работала выставка одного из самых известных пермских фоторепортёров – Анатолия Зернина. По признанию автора, свой первый снимок он сделал в 7 лет с тех пор уже 70 лет он не выпускает фотоаппарат из рук. В экспозицию с неслучайным названием «77 шагов» вошли около 100 работ, созданных в период с 1957 по 2017 годы. Те, кто эту выставку не посетил – много потеряли. Рассказываем почему.

Начинается выставка прямо во входном коридоре Арт-резиденции. Посетитель попадает в окружение работ Анатолия Зернина, которые приковывают внимание и завоёвывают расположение, причём, делают это до смеха простым и недооценённым методом - улыбкой. На каждом из снимков, представленных на входе, присутствует человек. Часто, герой фото улыбается или просто выглядит слегка комично. Люди изображены разные, от политиков и актёров до спортсменов и простых прохожих, но все фото объединяет одно: они вызывают положительные эмоции. Некоторые - тем, что улыбаются сами персонажи снимков, другие - тем, что заставляют улыбаться зрителя. К этому можно отнестись скептично, но подобный трюк работает, что неоднократно подтверждали учёные и психологи. К слову, то, что в начале выставки фотографии исключительно людей - тоже неспроста. Здесь только качественное использование авторами экспозиции психологических приёмов привлечения зрителей, но ещё и конец «нити клубка», идя по которой, доберёшься до самой сути выставки.

Каждый начавший разматывать клубок, доведя дело до конца - не разочаруется. При условии, что он - истинный ценитель деталей или невероятный эмпат. Первый, размотав клубок, будет доволен как минимум тем, что сделал это, а второй - потому что испытал, посредством этого спектр положительных эмоций. И при этом ни тому, ни другому не нужно быть экспертом в фотографии, хотя и ценители этого вида искусства определено остались бы довольны. Автор фотографий не любитель со смартфоном, а участник и призёр международных, всероссийских и краевых конкурсов,

Наш «клубок нити» из входного коридора приводит посетителя в первый зал экспозиции. В нём, тоже фотопортреты. Около сорока. Но в этом зале акцент на человеке, как главной фигуре в мире фотографий Зернина, поставлен ещё сильней. Здесь есть: политик и дворник, строитель и бездомный, полицейский и музыкант, ребёнок и взрослый, девушка и мужчина, иностранец и русский. За каждой из этих фотографий, как и за любой другой, скрывается история, которая смысл снимка раскрывает в полной мере. Например, за смешным портретом Путина скрывается простая, человеческая история. По словам Анатолия, этот снимок сделан на каком-то форуме в Перми.

- К нему пришло много людей, которые хотели, чтобы он им что-то подписал. Он подписывал, подписывал, но, когда это закончилось, к нему ещё один прорвался, Путин невольно скорчил рожу, а я сделал снимок, - рассказал фотограф.

В одной из научных статей говорится, что редкие фотографии самостоятельно являются носителями максимально полного по смыслу текста, который в рамке кадра создаётся с помощью композиции, точки съёмки и т.д. Большинство фотографий являются только частью сообщения, которое становится полнофункциональным лишь при добавлении вербальной части. У Анатолия Зернина за каждым фото есть своя история. Но и зритель к каждой его фотографии может сочинить историю собственную.

- Я долго боялся, публиковать ли его. Вдруг сильно озабоченные люди увидят в нём насмешку или ещё что-то, - продолжил Анатолий Зернин по поводу фото Путина.

С таким комментарием смотреть на портрет президента становится ещё интереснее. Информация, которая дополнила и расширила данные предоставленные самой фотографий, открыла перед зрителем возможность домыслить, порефлексировать над увиденным, что, по словам А. Сабунина (автора научной публикации «Принципы формирования сообщения в фотографии») - имеет великий смысл. Теперь уже не только Путин - герой этого снимка, но и сам автор, который отражается в снимке своими переживаниями и опасениями. При этом автор становится ближе и интереснее зрителю, так как предстаёт перед нами как сильная личность, как человек, который не побоялся опубликовать то, что в действительности могло ему повредить.

Рассмотрев большое количество портретов в первом зале, посетитель выставки направляется во второй. Он, по сути, сердце выставки. В этом зале раскрывается то главное, что автор хочет рассказать зрителям. К изображению людей прибавились пейзажи города, природы, натюрморты. Среди них размещены как фотографии-призёры международных конкурсов и снимки, представленные в барселонском и других музеях, так и те, которые позволяют зрителю проникнуться эмоциями и переживаниями автора. Понять его внутренний мир. Здесь и дети Зернина, ещё молодые. Его кухня, вид которой перед его глазами ежедневно уже не один десяток лет. Жена, ещё молодая, как и он сам тогда, во время съемки. Здесь и молодые люди, которые, судя по фотографиям, проводят яркую жизнь, но при этом много изображений и старых вещей. Например, старушка, которая пытается сорвать цветок, или камень, окутанный паутиной. В конце концов, здесь есть просто одни руки крупным планом. Эта фотография, кстати, расположена в негласном центре экспозиции. Руки человека, сделавшего эти снимки, но запечатлённые уже другим. Сильные, но потрёпанные старостью, они - апогей этой выставки. И расположена фотография рук по соседству со снимком, большую часть которой занимает песок, символизирующий время, его зыбкость и неизбежность.

О своём любимом жанре Анатолий Зернин сказал так: «Репортаж - вот способ съемки, который я исповедую».

Фотографии, представленные на выставке, раскрывают зрителю автора, как профессионала и человека. Через призму фоторабот и высокой постановочной культуры экспозиции (ответственный за пространственное размещение фоторабот худрук Арт-резиденции Юрий Лапшин) посетитель увидел множество граней большого мира автора. При этом оформлена выставка изящно. «Клубочек нити», ведущий по трем залам экспозиции, постепенно, в стиле того самого репортажа словно ведет нас по жизни фотографа.

В беседе с посетителями выставки, на вопрос почему вы любите фотографировать именно людей, он ответил: «Не знаю. Я их просто люблю». Словом «любовь» можно описать и его выставку. Первая стадия (снимки, что на входе) - симпатия. Вторая стадия - влюблённость. Это первый зал, где посетитель больше узнаёт об интересах, предпочтениях, о самом Анатолии. И третий, заключительный этап - любовь. Автор заражает нас гаммой позитивных эмоций. Рекомендую запомнить это имя - Анатолий Зернин, пермский фоторепортер, художник, любящий других людей.

Фото автора.


Сергей Атландеров
студент ПГНИУ



Ключевые слова:
выставка Пермь фото
Всего просмотров: 986

Все новости за Январь 2018

На главную страницу...


 


2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: