Эффект «макдонахизации» театрального пространства стал объективной реальностью
09.10.2018 12:33

Завершился третий международный фестиваль пьес Мартина МакДонаха в пермском театре «У моста». Жюри фестиваля назвало его лидеров. ГРАН-ПРИ присужден коллективу ČINOHERNÍ KLUB, Чехия — за спектакль «Палачи».

Дипломы лауреатов получили:

за лучшую женскую роль - Анжелика Гришкина (Морин), «Королева Красоты», Государственный русский драматический театр Стерлитамака;

за лучшую мужскую роль - Златан Видовиц (Коулмэн), «Сиротливый Запад», Национальный Театр Республики Сербской (Босния и Герцеговина);

за лучшую женскую роль второго плана - Валентина Дорофеева (Мэг Фолан), «Королева красоты»,Театр драмы им. В. Савина, Сыктывкар;

за лучшую мужскую роль второго плана - Дмитрий Володин (Мартин Хэнлан), «Череп из Коннемары», Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна, Москва;

В номинации «Лучший актерский ансамбль» диплом получили актеры спектакля «Человек-Подушка», Art Theatre, Румыния.

Лучшее музыкальное оформление у театра Soltis Lajos (Солтиш Лайош), Венгрия, «Сиротливый Запад».

Лучшая режиссура - Ондржей Сокол за постановку «Палачи», ČINOHERNÍ KLUB (Чиногерни клаб), Чехия.

Лучшая сценография - Адам Питра, ČINOHERNÍ KLUB (Чиногерни клаб), Чехия, «Палачи».

Специальный приз Президента фестиваля «За смелость» - театр «С улицы Роз», Молдова, спектакль «Сиротливый Запад».

Специальный приз жюри получили Открытый театр из Грузии - за спектакль «Сиротливый Запад»; актер Сергей Васин (Билли) Русского театр драмы им. Г. Константинова из Йошкар-Олы, «Калека с Инишмана»; Василий Скиданов (Билли) в Пермском театре «У Моста», «Калека с Инишмана».

Почему, собственно, МакДонах?

С этим вопросом ведущая пресс-завтраков Алена Август каждый день обращалась к участникам фестиваля, представителям ближнего и дальнего зарубежья, с которыми встречались журналисты. Были проведены подробные беседы с режиссерами, артистами, сценографами. Приведем несколько характерных ответов на главный вопрос::

- Потому что это про кровь и насилие» (Иран);

- Потому что Инешман есть в любом регионе страны» (Йошкар-Ола);

- Потому что остро поставлена проблема взаимоотношений между родителями и детьми» (Молдова);

- Потому что поэтика этого автора близка нашему театру (Чехия, ČINOHERNÍ KLUB).

Ответы порождали новые вопросы, и в результате представители масс-медиа в оперативном режиме донесли до пермской и российской публики (тексты транслировались в сетях) широкий спектр мнений о тематике и проблематике пьес МакДонаха, их эстетике, истории замыслов и воплощений, трудностях исполнения, впечатлений о восприятии спектаклей зрителями.

Режиссеры и артисты видят в творчестве МакДонаха болевые проблемы сегодняшнего дня, и прежде всего насилие и жестокость, которые становятся социальной нормой, жестокость между родственниками, кризис семейных отношений; безверие и ощущение бессмысленности существования. Их привлекает парадоксальная образность мрачных комедий МакДонаха, в которых «умело сочетается дикое веселье и язвительный интеллект» (Алекс Сьерз, исследователь творчества МакДонаха), провокативность сюжета и загадки характеров. Гости фестиваля подчеркивали, что им интересна судьба маленького человека из пьес МакДонаха, который по ряду причин испытывает ощущение выброшенности из жизни, давление маргинальной среды, недостаток работы и денег. Он живет в отсутствие любви. Герои ирландского драматурга ищут способы самоутверждения, преодоления комплексов неполноценности, выхода из «чернушного» жизненного тупика. Все это сфера драматизма, на котором держится искусство театра. Мы узнали также, что в некоторых театрах спектакли по пьесам МакДонаха живут десять и более лет, что означает их востребованность современным обществом.

Эффект «макдонахизации» всемирного театрального пространства стал объективной реальностью, с которой следует считаться. И тот театр, который стремится быть на переднем крае творческих исканий, неминуемо встретится с непростым моментом перевода его пьес на сцену. Ведь приходится отвечать хотя бы самому себе на вопросы: откуда такая искаженная мораль его персонажей? Что происходит в душах тех, у кого от любви до ненависти один шаг? Поэтому особой поддержки заслуживает постоянная культурно-просветительная работа на фестивале театра «У моста», которая была и в нынче. Речь идет об организации лекций ведущих специалистов, помогающих представить место произведений драматурга в современном зарубежном театре и кино. Трудно переоценить огромную работу оргкомитета третьего фестиваля (президент фестиваля Сергей Федотов, Пермь), проделанную для издания первого и пока единственного в России собрания пьес МакДонаха. Издательский проект явился своеобразным продолжением инициативы первого фестиваля, когда на радость зрителям театр «У моста» выпустил в свет уникальную для России книгу Патрика Лонергана «Театр и фильмы Мартина Макдонаха», одного из самых глубоких знатоков творчества МаДонаха, и он собственной персоной подписывал всем желающим ее экземпляр.

В поисках своего МакДонаха.

В первый день третьего фестиваля некоторые члены жюри вспомнили, что выражали сомнения в том, долго ли может прожить фестиваль пьес одного драматурга. Жизнь показала, что сомнения можно отодвинуть в сторону. За шесть лет, прошедших с той поры, выросло количество театров и спектаклей, заявленных на фестиваль, расширилась его география. Утвердилась репутация Мак-Донаха как одной из ключевых фигур современного театрального пространства.

Его творчество по своей проблематике интернационально. Но практически в каждой стране спектакли по его пьесам обретают свои национальные особенности. Знакомясь с разными театральными версиями одной пьесы, этот феномен отметили публика и жюри в своем анализе спектаклей.

- На фестивале проявляется очень интересная тенденция. Режиссеры идут рядом с пьесой МакДонаха, но придумывают свои очень сильные истории, - поделился своими впечатлениями на обсуждении спектаклей критик Валерий Бегунов. - Благодаря этому, мы можем видеть, как живет народ той или иной страны, что чувствуют ее люди.

Сергей Федотов в предисловии к книге Патрика Лонергана говорит об интертекстуальных связях пьес МакДонаха следующее: «Так смеется жизнь, когда всматривается в смерть. Он лиричен, абсурден и парадоксален.<...> Мне кажется, что в историях драматурга много от Достоевского: от его идеи повседневного страшного искушения».

Сергей Федотов пришел к МакДонаху после освоения русской литературной классики, опираясь на русскую школу психологической игры. Он нашел свой путь к гармоничному синтезу русской и ирландской ментальностей. На этом фестивале постановки Федотова не были в конкурсной программе. Но тем из гостей, кто хотел с ними познакомиться, была предоставлена такая возможность. И кто впервые увидел их, были восхищены и потрясены, о чем и говорили в кулуарах фестиваля.

Фестиваль одного автора не новость для России. Есть Чеховский фестиваль в Мелихово, фестиваль «Толстой Weekend» в Ясной Поляне, Платоновский фестиваль в Воронеже. Привозятся постановки, разные по жанрам и стилям. Все для того, чтобы каждому стал ближе мир и философия любимого автора. Пермский фестиваль МакДонаха преследует, в общем-то, эту же цель. Даже экзотические постановки пьес МакДонаха на сценах театров Ирана и Казахстана, представленные на фестивальной неделе, влекли за собой размышления о том, как найти так необходимые нам всем точки соприкосновения культур Запада и Востока?

Русский вариант. В репертуарной афише фестиваля нам хотелось бы выделить постановку «Королевы красоты» Академического театра драмы имени В. Савина из Сыктывкара. Она практически не обсуждалась в СМИ, а она интересна тем, что мы увидели еще один русский вариант прочтения МакДонаха. Он связан с традициями прежде всего А.П. Чехова, которые прослеживаются при режиссерской разработке характера одной из главных героинь пьесы - сорокалетней одинокой женщины по имени Морин. Она мечтает о личном счастье, но у нее на руках мать, требующая ухода. У Морин нет денег, чтобы отдать ее в дом престарелых, и она обречена влачить ярмо безрадостного повседневного существования.

Режиссер Евгений Софронов построил спектакль на том, чтобы максимально полно раскрыть внутренний мир Морин и трагизм ее судьбы. Действие выстроено почти по Чехову: «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». Роль Морин исполняет Анна Софронова, актриса с тонкой нервной организацией, глубоким проникновением в психологию своей героини, естественным существованием на сцене. Ее Морин, усталая и хмурая, в бесформенной одежде тяжело и медленно ходит по кухне, выполняя все просьбы-прихоти матери. Она порой вскидывается на мать, ворча и обзывая ее грязными словами. Тягучий бессмысленный быт иссушает ее плоть и душу. Но когда на ее горизонте появляется старый знакомый, предмет ее давних симпатий, земляк Пато Дули, приехавший с заработков в Лондоне, Морин преображается. Чтобы понять, что с ней происходит в это время, художник Анна Репина вместе с режиссером выстраивают возвышающийся над кухней помост, обозначающий дорогу за домом и одновременно являющийся условной площадкой, где слагается счастье Морин и разбивается жизнь.

Своеобразной кульминацией ее внутренней жизни оказывается сцена, где Морин после вечеринки с Пато выходит на помост, звучит музыка, и начинается танец любви. В маленьком черном платье (отсылка к Коко Шанель), она выглядит стройной и элегантной, пластичной и грациозной. В этом танце раскрывается красота ее души. Она в этот момент, однако, не с Пато. Тот, перегрузив себя виски, засыпает под кухонным столом. Она с Человеком в черном (лицо от автора, читает в других сценах ремарки), они танцуют нечто вроде па-де-де с элементами современного танца модерн, в котором есть основа классического танца - поддержки партнера, помогающие танцовщице в красивой позе парить в высоте. В эти минуты мы видим действительно королеву красоты.

Потом на этой площадке Пато Дули будет писать ей свое письмо с предложением выйти за него замуж. Здесь же она произнесет свой галлюцинирующий монолог о том, как они простились с Пато. Психика Морин не выдерживает предательства матери (та сжигает письмо Пато, в котором светилась надежда на другую жизнь). Она на наших глазах сходит с ума, как в свое время это произошло с человеком тоже тонкой нервной организацией - Львом Николаевичем Мышкиным. Актриса проживает состояние срыва героини очень тактично и сдержанно. А мы, зрители, невольно вспоминаем чеховского дядю Ваню, личностный потенциал которого тоже был нереализован, и он однажды устроил шумный скандал по этому случаю, бегая по дому с пистолетом. Морин в спектакле Сыктывкарского театра, выйдя за рамки разума, спокойно делает свое убийственное дело: лишает мать жизни как реальную преграду на ее пути к счастью.

В абсурдистском стиле «театра, бьющего в лицо» (In Yer Face Theatre) выдержаны характеры братьев Рея в исполнении Константина Карманова и Пато в исполнении Игоря Янкова. Актеры прекрасно владеют красками черной комедии, и в сочетании с историей Морин создается таким образом заявленный режиссером жанр трагифарса.

Подводя итоги фестиваля, стоит сказать, что жюри и зрители увидели, что далеко не все творческие коллективы умеют сочинить внятный и художественно убедительный текст, «оправдывающий» шаги типичных героев МакДонаха от ненависти к любви и обратно. Но безусловно, что-то лучшее, что было на фестивале, войдет в общую копилку российского и мирового сценического освоения драматургии Мартина МакДонаха. А пермский театр «У моста», который фестивалем отметил свое 30-летие, мы надеемся, займет достойное место в театральной истории Пермского края и России.

Фото из архива театра


Галина Куличкина



Ключевые слова:
фестиваль Пермь спектакль

 

Всего просмотров: 723

Все новости за Октябрь 2018

На главную страницу...




 


Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: