Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-69402, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель СМИ — Куличкин Петр Александрович; главный редактор Куличкин П.А.
Едва отгремели аплодисменты спектаклю «Летели качели» «Новой драмы» на смотре пермских театральных талантов «Волшебная кулиса — 2019», как новая радостная весть пришла в Пермь.
Этот театр получил официальное приглашение для участия в проекте «Маска плюс» в рамках национального театрального фестиваля «Золотая .маска». Сегодня мы подробнее рассказываем об этой постановке.
Нечасто удаётся посмотреть спектакль, который потом ещё долго не оставляет тебя в покое, заставляя мысленно возвращаться к себе вновь и вновь. «Летели качели» в постановке Марины Оленёвой, художественного руководителя театра «Новая драма», именно этот редкий случай.
Пьеса современного белорусского драматурга К. Стешика - о сегодняшнем дне, хотя в центре ее герой поколения 1990-х, безвременья, когда старые идеалы и нравственные ориентиры рухнули, а новые еще не сформировались, и в чём искать жизненную опору молодым людям - неясно. Увлечение рок-музыкой как протестом против официоза стало для части молодёжи смыслом существования. Такое явление, как фан-клубы и фанаты рок-звёзд, стало повсеместным. Фанаты черпали в творчестве своих кумиров свободу самовыражения, подражая во всём - манере одеваться, стричься, носить аксессуары, курить травку и пить алкоголь.
Таков и герой спектакля Стас в исполнении Алексея Корсукова, который был признан лучшим молодым актером на «Волшебной кулисе». Впервые я увидела его в спектакле «Станционный смотритель» в пермском Доме актера. Он запомнился мне пластикой, редким обаянием и органикой. В спектакле «Летели качели» он поразил меня при внешнем достаточно сдержанном рисунке роли глубиной и выразительностью интонаций, проживанием жизни своего героя «до полной гибели, всерьёз». Замечательно сыграна артистом сцена, когда Стас думает, что убил Ксению.
Герою Корсукова - 35 лет. У него есть семья, жена, дети - подростки. Но Стас, кажется, навсегда «застыл» во времени своего кумира, солиста группы «Гражданская оборона» Егора Летова. Его практически ничего не волнует в этой жизни, кроме песен Егора Летова. Они до сих пор - главный предмет его интереса, в них он черпает свою жизненную философию, они - его единственная путеводная звезда. О своих детях Стас практически ничего не говорит, семья мало занимает его, работа на заводе штамповщиком не дает удовлетворения, учиться в свое время ему было лень, как и совершать какие-то другие телодвижения, которые требуют от человека усилий.
Спектакль звучит как монолог главного героя, который делает попытку идентификации собственной личности. Окружающие мало интересны Стасику, он не стремится к общению, главное для него - выговориться. А будет ли это родной отец, который, как «овощ», сидит в инвалидном кресле в Доме для престарелых или подруга по «инету» Темная луна - Ксения, не так уж и важно. Театр доводит эту мысль до абсурда.
Вместо отца, которого Стасик регулярно навещает в Доме престарелых, мы видим просто на ширме пальто. Ему-то и «исповедуется» главный герой. Для него вообще все люди на одно лицо. Чтобы подчеркнуть эту мысль, драматург предлагает трех разных женщин: буфетчицу в кафе «Весна», медсестру в Доме престарелых и мать Ксении - играть одной актрисе. В спектакле этих трех женщин играет опытная актриса Алла Мезенцева, которая старается индивидуализировать своих героинь. Драматург хотел подчеркнуть их внешнее и внутреннее сходство: замотанность, нищету, из которой они никак не выбьются, стертость выражения лица. Алла Мезенцева на мой взгляд, играет тему женщин, которые сами жаждут мужской любви, а на собственных детей у них не хватает ни времени, ни сердца.
В спектакле «Летели качели» отчетливо звучат чеховские мотивы, его юмор. Глубина и психологическая достоверность каждого персонажа спектакля, в особенности главного героя, свидетельствуют о мастерстве режиссера Марины Оленёвой и актеров, воспитанных ею на классической драматургии. Тема одиночества прослеживается в судьбах персонажей спектакля. Звучит она и у жены Стаса - Яны в исполнении Елизаветы Тарасовой. Мы видим, что между мужем и женой давно уже нет ни любви, ни понимания. У Яны остался только женский страх - потерять мужа, остаться одной. Её отчаянный танец в спектакле, как крик о помощи.
Одинока и никому не интересна, как она считает, 16-летняя Ксения. Единственное её желание - умереть, ведь жить так скучно. Лицо Ксении (арт. Кристина Заборских) напоминает маску: эмоций ноль, голос звучит монотонно. В то же время она внутренне напряжена, как натянутая струна.
Вот такое вселенское одиночество: никто никого не слышит и никто никому не нужен. А причина его - Нелюбовь, которая идет из семьи. Тема «отцов и детей» - одна из вечных, и звучит она в спектакле остро. Стасик ненавидит своего отца, которого всю жизнь панически боялся, хотя тот ни разу его не ударил. Но ежедневно своим равнодушием он разрушал внутренний мир сына. А когда Стасик бросил учебу в институте, то отец физически уничтожил, разорвал, разломал то, чем жил его сын - кассеты с песнями Егора Летова, афиши его концертов, фото. Нелюбовь царит и в семье Ксении: только у гроба дочери мать впервые заинтересовалась, чем та жила.
И еще об одном персонаже я не могу не упомянуть, хоть он и появляется всего однажды. Это Саша-Коля, очень органично сыгранный артистом Константином Жижиным. Он появляется в танце с авоськой в руках, готовый к общению «на троих». В нем внешне нет ничего мистического, обычный алкаш, мечтающий, чтобы ему налили на халяву. Но именно в этой простоте вдруг и открывается драматизм ситуации: он так легко развенчивает Стасу и его другу Егору-Андрею миф об исключительности их кумира Егора Летова, что приятелям в это трудно поверить.
Если бы меня спросили, сколько лет режиссеру, поставившему спектакль «Летели качели», то я бы с уверенностью ответила: режиссер молод. Он хорошо знает и чувствует молодежь, спектакль современен по художественным приемам: музыке (Алексей Корсуков), видеоряду (Валерий Усов), сценографии (Любовь Мелехина), способу существования актеров (ассистент режиссера Лев Лазуков). Марина Оленёва, признанный профессионал, доверяет интуиции и жизненным впечатлениям молодых актеров. И этот творческий тандем, на мой взгляд, плодотворен. Каждая деталь в спектакле, начиная от костюмов и кончая реквизитом, не случайна, работает на смысл. Практически все герои спектакля одеты в пальто. Это как защитная оболочка от внешнего мира и единая униформа. Сценическое пространство художником Любовью Мелехиной решено скупо и в то же время выразительно. В центре сцены стоит дворовая вертушка, которая задает и механическое движение, и образ детскости внутреннего мира персонажей спектакля.
Все мы знаем, чтобы состояться в этой жизни, требуется душевное усилие, а его-то у героев как раз и нет. Не случайно в финале Стас по просьбе матери Ксении поет «самое дорогое» из репертуара Е. Летова: «Летели качели, без пассажиров, без постороннего усилия, сами по себе...» А качели жизни, по выражению М. Пруста, есть «постоянное усилие во времени».
Фото из архива театра.
Нина Черныш
Все новости за Январь 2020
2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь
2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста
18 лет
18+
Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии
Телефон: +7 342 257 9049
E-mail: