Пермский театр «Большая стирка» показал премьеру «Пить!»
05.12.2020 15:36

На официальных страницах в сетях пермского театра «Большая стирка» состоялась премьера его спектакля «Пить!» Автором текста и постановщиком стал художественный руководитель театра Дмитрий Заболотских. Роли исполняют Александр Смирнов, Александр Шаров, Михаил Шестаков, аранжировка и партия клавишных Марк Либерзон.

Спектакль может «ожить» в любое удобное время

Спектакль рожден условиями пандемии, когда общение перешло в интернет, и многие театры стали думать о том, как им сохранить свою аудиторию в период затянувшегося почти на год ограничения сценических выступлений. Театр «Большая стирка» оказался, пожалуй, одним из первых в Пермском крае, кто стал сочинять спектакли в формате интернет. Весной была премьера skype-спектакля «Медведь» по мотивам пьесы А.П. Чехова, осенняя премьера «Пить!» продолжила поиски в этом направлении.

Как в свое время постановка телевизионных спектаклей потребовала от режиссеров и актеров адаптации к некоторым особенностям существования на телевизионном экране, так и виртуальная реальность цифровых технологий заставила переосмыслить формы зрелищности и игры.

Дмитрий Заболотских взял за основу вполне тривиальную тему: алкоголь, или «выпивка, бухло...». Ее развивают трое мужиков, которых тема «греет»: некий доктор - М. Шестаков, работяга - А. Шаров, «постоянно печальный» интеллигент - А. Смирнов. Их встреча происходит по всем правилам интернета: независимо от пространства и времени, этих главных физических обстоятельств для персонажей и зрителей театрального спектакля. Спектакль может «оживать» в любое удобное для зрителя время: достаточно включить дома гаджет, ноутбук или «комп» и выйти в социальные сети. На 1 декабря 2020 у театра 379 подписчиков, и это означает, что пока кто-то старается как-то удержать свою прежнюю аудиторию, театр «Большая стирка» ее расширяет.

Компьютерные технологии дают новые формы зрелищности

Герои спектакля «Пить!» - это не только наши современники, которые постоянно выходят в skype или в Zoom, на платформы, в которых можно бесплатно общаться с теми, с кем захочешь. В спектакле на цифровой основе с помощью компьютерных технологий персонажи спокойно общаются с писателями -классиками разных веков, представителями рода человеческого и подводного мира, можно «просветиться» по части женских портретов из истории живописи, когда речь заходит «о бабах», и звучит песня «Девушка с веслом». Мультимедийность как свойство интернет-текста явлена в этом спектакле весьма ощутимо и оправданно. Здесь есть даже момент интерактива, когда ищут для «беседы» третьего, и вызывают его из тех, кто к ним на данный момент подключился.

В спектакле подан абсолютно реально мир skype или Zoom, ограниченный рамкой виртуального экрана, когда мы вместе и порознь одновременно, а наше лицо при приближении его к экрану немного изменяется, как в кривом зеркале. И спиртное герои спектакля пьют хотя и вместе, но каждый из своей бутылки. И столы у них разные. И закуска - тоже. Вот оно, современное виртуальное общение: три одиночества на одной виртуальной площадке интернета в едином временном промежутке. До тех пор, пока кто-нибудь из них не отключит wi-fi. Общение в его драматических и комических оттенках одновременно.

Важным структурным и содержательным моментом спектакля, объединяющим все и вся, становится музыка харизматичного кумира масс Бориса Гребенщикова (аранжировка Марка Либерзона). Своеобразным зачином спектакля является его песня «Zoom zoom zoom», она настраивает всех, кто знаком с ней (песня и клип «гуляют» по интернету) на актуальный планетарный масштаб проблемы. Песню «Пока несут сакэ» исполняет джентльмен из века XIX - в котелке, пенсне и с лихо закрученными усами (его маску примеряет Александр Смирнов). Когда персонажи рассуждают о химии естественного алкоголя в крови человека, включается песня «Ну-ка мечи стаканы на стол...», которую исполняют пираты, дальние «родственники» героев советского мюзикла «Остров сокровищ» (эти маски создают тоже артисты). Когда идет тема «на троих на рыбалке», она комментируется песней «Корабль уродов, что ты готовишь мне?», вызывающей ассоциации с опасностью гибели от злоупотребления спиртным. Наши бедолаги - доктор, «постоянно печальный» интеллигент и работяга - явлены в этот момент на экране тонущими, каждый на своей интернет-площадке как бы в реальной воде (безграничны возможности компьютерных технологий). Но даже в этот момент рука режиссера сдвигает жанровый переключатель от драматизма в сторону комизма с помощью цифровой мультипликации: песню продолжает петь улыбающийся морской котик (голос одного из актеров), который, как известно никогда не тонет. Элемент остраняющей иронии театра по отношению к происходящему и песенным текстам сохраняется на протяжении всего спектакля.

Актерская игра держит внимание зрителей

Минутами того театрального искусства, которое всегда заражает и увлекает смотрящих на сцену, стали монологи персонажей, раскрывающие некоторые тайны их жизни и судьбы. Артисты в этих монологах, своеобразных мини-моноспектаклях, раскрылись как драматические таланты, которые подтвердили свое мастерство, знакомое по их ролям в спектаклях off-line как самой «Большой стирки», так и на сценах других театров. В постановке «Пить!» прозвучали отрывок из поэмы «Москва - Петушки» В. Ерофеева в исполнении Александра Смирнова; монолог Силина по мотивам рассказа «Страх» А. Чехова - Михаила Шестакова; «Любовная песнь Иванова» И. Бродского - Александра Шарова. Человеческие трагедии мужчин, которым не хватает соучастия и любви, были прожиты с помощью традиционного психологического театра - «до полной гибели, всерьез». Энергия искреннего и глубокого погружения каждым артистом в существование своего персонажа как глубокой драмы, врезались в память. И не случайно зазвучит в спектакле не менее популярная песня «Три сестры, три сестры...» Гребенщикова, отсылающая к чисто русскому социальному и культурному ландшафту, к российским вечным больным вопросам без ответа. И не случайно режиссер Дмитрий Заболотских поставит на столе каждого из героев спектакля по свече, отсылающей зрителей к другим стихам: «Мело, мело по всей земле,/ во все пределы/ свеча горела на столе/свеча горела» Другой совсем сюжет, но тоже мужская судьба, и тоже трагедия. Спектакль «Пить!», помимо иронических комментариев, рождает и подобные ассоциации, он в этом смысле гипертекстуальный. И здесь тоже природа интернет-формата, делающего постановку чисто технологически инновационной.

Спектакль завершается светло. Все люди нуждаются в оптимизме, теплых человеческих отношениях, особенно когда угрожают им вирусы не только биологического происхождения. Так почему бы и не повеселиться хотя бы в форме виртуальной дружеской вечеринки (сам собой приходит на память«Декамерон» Боккаччо). Гребенщиков затягивает песню «Беспечного русского бродяги», а мужики на экране, стряхнув с себя печаль, в такт музыки начинают танцевать.

Что пожелать на будущее «Большой стирке» при развитии театрального творчества в интернет-пространстве? Думается, что есть еще не до конца освоенный потенциал включения в текст спектакля документального или публицистического материала. Имеются в виду документальные фото из научных лабораторий, где исследовалось влияние алкоголя на человека и фотокадры рыбалки как реалии коллективного образа жизни российских мужиков. Пока у этих фактов нет образной сущности, что их сделало бы предметом искусства.

Может вызвать споры некоторая затянутость разговоров и незавершенность темы выпивки как главной сюжетной составляющей спектакля, что требуется традиционными воззрениями на сценическое действие. Но если учесть, что открытость к коммуникации всех со всеми в настоящем и будущем времени - это вообще одна из закономерностей любого общения на информационных площадках интернета, тогда претензии снимаются. Любой из зрителей в комментариях к увиденному на сайте театра может продолжить тему.

Есть ли будущее у спектаклей в таком формате? Покажет время и новые опыты в этом направлении.


Галина Куличкина



Ключевые слова:
премьера Пермь
Всего просмотров: 2513

Все новости за Декабрь 2020

На главную страницу...


 


2022 Январь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: