В Пермском ТЮЗе прошла премьера спектакля «Я вижу солнце»
02.02.2021 23:52

Одноименный роман Нодара Думбадзе в инсценировке Сергея Коробкова и сценической редакции театра поставил Михаил Скоморохов. Действие происходит в грузинской деревне в годы Великой Отечественной войны, и спектакль ставит острые вопросы о том, как и почему подросток становится мужчиной и гражданином своей страны.

Сегодня в общественном сознании поляризованы и политизированы взгляды на историю Великой Отечественной войны; на правду писателей-шестидесятников (к ним относится и Нодар Думбадзе), чью художественную эстетику некоторые называют социалистической архаикой, а самих писателей - «обреченными победителями». Сегодня признается право человека не участвовать в войне и приветствуется толерантность к точке зрения меньшинства в отличие от большинства. Для многих юных зрителей борьба с фашизмом воспринимается как «лохматые годы» (типичное выражение молодых), в правде о которых им, молодым, трудно удостовериться.

Все эти обстоятельства необходимо иметь в виду, потому что сознание и чувства современного молодого зрителя по «данному историческому периоду» весьма противоречивы. Труппе, выходя на сцену в этом спектакле, каждый раз придется бороться за сердца тех, кто пришел к ним. Посмотрим с этой точки зрения на сценический вариант прозы Нодара Думбадзе, предложенный Пермским ТЮЗом. Как театр пробуждает эмоции зрителей и какие ценности предлагаются подросткам для багажа, духовно-нравственного, прежде всего, который необходимо взять с собою в дорогу взрослой жизни?

Дорога жизни в спектакле ТЮЗА поначалу видится широкой и светлой, как в детстве. В сценографии Ирэны Ярутис она обозначена белокрашенным деревянным помостом в центре сцены, уходящим от зрителей вверх, и там виднеется еще одна вертящаяся сценическая конструкция, которая позволяет вообразить горы, колхозные поля, долину реки. Мы знаем, что И. Ярутис любит работать с деревом, любит широкие помосты, это мы видели в других ее пермских спектаклях. Дерево - материал природный, дерево несет тепло людям. И крест ушедшим в мир иной ставили в те времена на могиле тоже деревянный. Не случайно поэтому у нее и образ солнца дан в виде круга из скрепленных друг с другом дощечек, и единственное на сцене дерево - тоже из них.

Этот выстроенный из надежных естественных опор условный по форме мир нужен театру, чтобы крупным планом дать мир другой, подчас невидимый, но безусловный - мир человеческих отношений. В центре сюжета история жизни двух подростков Сосойи Мамеладзе и его одноклассницы слепой девочки Хатии из грузинского села. Четыре года войны, которые вместились в рассказанную историю, это время не только физического, но и гражданского взросления героев, время совпадения личных и общенародных ценностей. Совпадения на основе большого общего горя всех и каждого.

С первых минут театр дает нам ощутить войну именно как общечеловеческое горе. Преобладание черного цвета в традиционном грузинском национальном костюме, элементы которого присутствуют в сценических костюмах, выглядит на сцене в условиях войны как печать постоянного траура. Черная лента на доме, куда пришла похоронка, усиливает это чувство. Приглушен свет, словно война пригасила солнце, и на большом темном небе видны отсветы то ли рассвета, то ли заката, подсвечивающие черные силуэты мужских фигур уходящих из села к горизонту (художник по свету Евгений Козин). Маленькими беззащитными островками на авансцене смотрятся скудные приметы обстановки в сельских домах, которые приютились по обе стороны дороги. С помощью видеоарта Максима Шихова мерцают в них неясными чертами портреты ушедших на фронт сыновей. Смотреть на это мерцание трудно и глаз отвести невозможно, потому что исходит от них знак тревоги и беды.

Атмосфера войны возникает постепенно и неуклонно, благодаря совместным усилиям постановщика Михаила Скоморохова, заведующего музыкальной частью театра Марка Гольдберга, который предложил музыку грузинских композиторов Гии Канчели, Сулхана Цинцадзе, грузинскую народную музыку; хореографа Ирины Ткаченко, всей труппы театра. Поистине всенародный масштаб человеческого горя советских людей воплощен в идее Михаила Скоморохова привлечь к участию в спектакле и студентов театрального отделения Пермского государственного института искусства.

Музыка сопровождает действие практически на протяжении всего спектакля. Она задает тон, настроение и темпо-ритм существованию актеров. В ней неизбывная печаль, и поэтому все, что относится в спектакле к войне, звучит негромко, но проникновенно. Трогает пластически выразительная сцена прощания жителей села с уходящими на войну мужчинами. На деревенской площади отдельными группками стоят мужья с женами, престарелые родители. Мы видим серые свертки в руках мужей, словно запеленутые малые дети, которых они сейчас оставят - надолго? Навсегда? Вдруг свертки словно выпадают из вскинутых вверх рук и превращаются в шинели. Роль отца сменилась на роль воина. Как в замедленной съемке, они уходят из мирной жизни - вверх к поднебесью... На самой высокой точке сценической площадки, которая для них край пропасти и край вечности, они на секунду застывают в почти скульптурных позах. И словно прорастают в этом образе мужественного воинства будущие обелиски вечной памяти на братских могилах, к которым в День Победы спустя десятилетия придут с цветами их внуки и правнуки.

Столь же внешне тих, но эмоционально насыщен женский танец тех, кто остался без мужей, братьев, женихов... Танец спрятанных внутрь криков отчаяния, слез, сердечной боли, танец жизни вопреки смерти.

В спектакле есть еще одна незабываемая музыкально-пластическая сцена. Она следует за известием Бежана, деревенского дурачка, о том, что на плантации он увидел «улыбающегося покойника». Перед зрителями возникает, словно в ленте немого кино, переплетение тел, бинтов и крови, санитаров и раненых, напряжение последних сил тех и других в упорном движении вперед...

Театр открывает юному зрителю войну с фашистами как темную и страшную сторону дороги жизни всех и каждого. Стремление постановщиков дать сильный эмоциональный посыл в зал достойно поддерживается опытными актерами, которых мы видим в первой линии монументальной фрески проводов на фронт. Среди них Павел Ознобишин, Андрей Пудов, Евгений Замахаев, Иван Донец, Александр Шаров, Татьяна Жаркова... А в хореографической миниатюре оплакивания пластически выразительно существуют Анна Демакова, Ксения Жаркова, Татьяна Пешкова, Елена Бычкова.

«Все будет, как прежде» - сказал председатель колхоза Кишварди - Александр Шаров старикам и детям. Он произнес фразу после проводов мужчин на фронт с твердым намерением, но далеко не оптимистично. Так в спектакле начинается отсчет иной жизни, когда «радость на всех одна, на всех и беда одна». Образ народа, данный поначалу в эстетике эмоционально-обобщенного действия, далее растворяется в эпизодах с традиционной эстетикой психологического взаимодействия актеров в ролях.

В россыпи сценических зарисовок открывается запечатленный Думбадзе грузинский национальный характер с его жизнелюбием, неповторимым юмором, добротой. Исполнители проделали ( и я думаю, будут продолжать) большую работу, чтобы на сцене каждый раз оживали в их исполнении те бессмертные народные характеры, которые, как солнце, освещали жизнь села во фронтовом тылу. Не случайно слепая Хатия в романе говорит, что видит солнце. Ей тепло там, где живет готовность подать руку тому, кто в беде; умение улыбнуться, хранить надежду и верить. Евгении Шишениной удается в роли Хатии убедить нас в самом трудном: этот образ жизненный. Ее Хатия естественна в том, что она всегда улыбается. Как и все, она выходит на колхозное поле, но освобождает его от сорняков не мотыгой, а на коленях. Как ее школьные товарищи, может подшутить над учителем и на ходу сочинить рассказ, чтобы словом утешить стариков. Ей достаточно солнечного тепла, исходящего от любящих ее людей. Поэтому она не расстраивается от того, что отложена операция на глазах, но готова к ней, потому что так хотят самые близкие ей люди - отец и Сосо.

Сосо в исполнении Степана Сопко - искренний, импульсивный юноша. Актеру удается в рисунке роли сделать заметными акценты взросления его персонажа. Запоминаются сцена с дезертиром Датико, который напомнит Сосо о судьбе репрессированного отца-троцкиста, и юноша, как подломленный, упадет на колени, в отчаянии несогласия застучит кулаками по полу; его признание в любви к Хатии вперемежку со слезами после встречи в лесу с молодой вдовой Цуцей - Викторией Ельцовой. Наконец, его решимость, с какой он открывает сундук с дорогими сердцу вещами отца, чтобы обменять эти священные реликвии на мешок кукурузной муки...

Сосо, как написано у автора, получает мешок муки. Но и полушубок отца с сапогами остаются с ним. Старик-грузин - В. Тимошин настойчиво вручает ему вещи, потому что живет по законам чести, порядочности, доброты, завещанных предками. Вот и получается, что председатель колхоза выполнил свое обещание. Все идет как прежде. Дети продолжали обучение в учебных классах и... в школе жизни.

Улыбка и смех царят в сценах с военруком Леваном Гуриелидзе. Роль прихрамывающего участника хасанских боев актер Михаил Шибанов проживает, как всегда изобретательно, подчеркивая в рисунке роли одновременно нелепость и обаяние персонажа в его в бескомпромиссной организации учебных боев со стуком башмаков, имитирующих канонаду артиллерийских орудий. Невольную улыбку вызывает хитроумный мужик Герасим в исполнении Дмитрия Юркова, который вступает в перепалку со школьниками, пытаясь согнать их с выгодного для лова места. Парадокс суровой прозы жизни запечатлен в образе бригадира Ксени - Сюзанны Калашниченко. Как челнок движется по полю эта женщина без возраста, в мужском пиджаке, то ли ругаясь, то ли подбадривая своих слабосильных работников.

Один из центральных образов спектакля - Бежан Эсадзе, молодой человек, который в детстве упал с дерева, и с тех пор «нет в селе человека веселее и беззаботнее». В исполнении Дмитрия Гордеева мы встречаемся с чистой душой ребенка, маленького ангела, добросердечного и в чем-то мудрого. Характер Бежана у Думбадзе - еще одно маленькое солнце в черных военных буднях, не случайно Бежан на сцене - единственный, у кого светлые одежды, он - светозарное начало жизни. И это светозарное начало вероломно уничтожается. Бежан гибнет от пули дезертира, заслонив собою другого. Смерть Бежана, совсем не фронтовая, явлена тактично, без натуралистических подробностей, в ней боль преждевременного несправедливого ухода из жизни Человека...

Как могучие деревья с подрубленными корнями, предстают на сцене пожилые супружескими пары, отправившие на фронт сыновей - Лукайя и Варвара Поцхищвили в исполнении Александра Красикова и Ирины Шишениной, Бабило и Верико в исполнении Вячеслава Тимошина и Валентины Лаптевой. Артисты умеют держать паузы, в которые их персонажи оценивают то, что им предлагают молодые, жестом и взглядом дать понять нам, зрителям, что их персонажи многое осознают и чувствуют, но далеко не все высказывают вслух. Созвучна их немногословию душа русского раненого солдата Анатолия. В выразительном исполнении Станислава Щербинина его герой мечется в двоемирии: обнимая тетушку Кето, он упрямо называет ее Марией. Сам числясь в списках пропавших без вести, он горячо убеждает Лукайю Поцхишвили не верить похоронке. Он медленно и тяжело уходит из дома Кето и Сосойи, где ему залечили раны, по той же дороге в гору, туда, куда ушли мужчины села...

Еще один заметный рисунок на сценическом полотне народных характеров - роль Кетеван в исполнении Татьяны Гладневой. Ей удается заставить нас поверить в гордый и сильный характер Кето, настоящей грузинки, достойной учительницы грузинского языка. Убедительна речь ее героини, неспешная, продуманная, с чувством уважения к другим. Ее Кетеван умеет сохранять собственное достоинство, мягко отстраняя от себя ласки раненого русского солдата и с силой отталкиваясь от грубого объятия Датико-дезертира. Она любит Сосо настоящей материнской любовью, и когда его жизнь оказывается в опасности, она крепко сожмет в руках топор, единственное оружие в доме мирного человека.

Политический противник власти или предатель? В прозе Нодара Домбадзе сбежавший с фронта Датико называет себя политическим противником власти. Звучит современно, фрондерски, для некоторых сегодня вполне достойная позиция. Яков Рудаков в этой роли создает образ внешне обычного человека, совсем не злодея, искренне любящего Кетеван. В мирной жизни, видимо, он неплохо справлялся с обязанностями колхозного бригадира. Мы можем догадываться, почему он, придя ночью в дом Кетеван, так себя позиционировал. Возможно, он хотел вызвать сочувствие Кетеван, ведь ее брат, отец Сосойи, был репрессирован. Поэтому он крайне удивлен и даже возмущен, что не встретил в этом доме понимания. А еще он все время нервно вскидывает винтовку то в одну, то в другую сторону. В этом и обнаруживается его человеческий недостаток: он слаб духом, им руководит страх за собственную жизнь. В спектакле пластически интересно сделан эпизод, когда Датико спасает Хатию, упавшую в воду. Датико-Рудаков выносит девушку на берег, надеясь на прощение. Но нет для него слов у людей. Он остается один, отделенный ото всех молчаливым кругом. Милиционер Бадрия - Сергей Трясцын молча подбирает брошенное Датико оружие, и уходит от него. Никто и ничто не прощается дезертиру и предателю.

Сохранен в инсценировке с некоторыми изменениями образ мудрой бабушки Акваринэ в исполнении Татьяны Жарковой. За последние сезоны актриса удачно сыграла несколько ролей мудрых женщин элегантного возраста. Эта роль ей впору как по сценическому, так и педагогическому, жизненному опыту. Ее бабушка Акваринэ чуть сгорблена, опирается на палочку, но хорошо видит, что у людей внутри, и в нужные минуты ее речь обретает разнообразные интонации: командирские, философские, лирические. В ее фразах видна вековая мудрость. А в финальных словах, обращенных к пути -дороге, слышится мольба о покое и радости для односельчан. Фактически мольба о мире. С ней она обращается в зал.

Концовка спектакля переносит нас в послевоенные годы, когда начинается совсем другая история - история любви Сосо и Хатии, решение Сосо стать врачом, чтобы вылечить Хатию. Финальные минуты действия оказались эмоционально очень заразительны (от 24 января 2021), сопровождались горячими аплодисментами зрителей, которым так хотелось верить, что у такой хорошей пары все в конце концов будет замечательно.

Спектакль в целом оставляет сильное художественное впечатление и дает пищу для размышлений о том, как современная сцена ищет пути развития художественных традиций советского театра на современном этапе. Он показал нам историю формирования цельных характеров, мужественных, благородных и добрых сердец. «Я вижу солнце» Нодара Думбадзе в репертуарной афише пермского ТЮЗА занимает достойное место рядом со спектаклями «Гудбай Берлин» по роману В. Херрндорфа, «Гарольд и Мод» Колина Хиггинса, тоже дающими образы подрастающего поколения. Есть что сравнивать, о чем размышлять.

Спектакль создан при поддержке администрации города Перми в рамках XXII конкурса социально значимых проектов «Город - это мы», а также при поддержке группы компаний «ЭКС».

Фото Романа Горбатовского из архива театра.


Галина Куличкина



Ключевые слова:
премьера Пермский ТЮЗ
Всего просмотров: 1640

Все новости за Февраль 2021

На главную страницу...


 


2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: