В Пермском Доме актера прошла премьера
08.04.2021 13:05

В пермском Доме актера при аншлагах прошли премьерные показы оперы «Моцарт и Сальери» Н.А. Римского -Корсакова. Инициатива перенесения оперы на камерную сцену принадлежит Олегу Иванову, спектакль создан на средства стипендий Союза театральных деятелей России (Москва).

Режиссер постановки - Татьяна Полуэктова, в спектакле заняты солисты Пермского академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского Олег Иванов (Сальери) и Сергей Власов (Моцарт), студент музыкального колледжа Никита Козулин (Моцарт), камерный ансамбль в составе: Анна Кохан (скрипка),Татьяна Скиба (скрипка), Ирина Лукашова (виолончель), Елена Алексеева (фортепиано). Переложение партитуры сделал композитор Дмитрий Батин, он же продирижировал спектаклями.

Премьера вызвала теплые отклики зрителей и профессионалов.

Софья Ляпустина, театральный критик:

- Мы увидели серьезную работу всего творческого коллектива, уважительное отношение к музыкальной драматургии. Что очень важно, здесь чувствуется стремление прийти к современному звучанию, опираясь на то, что волновало композитора Римского-Корсакова и поэта Александра Пушкина. В том числе и знаменитое: «Гений и злодейство - две вещи несовместные» Думается, что это в целом удалось. В исполнении Олега Иванова мы увидели нехрестоматийного Сальери. Его персонаж не злодей по своему складу души, он музыкант, который любит и понимает настоящее искусство. Как замечательно Олег Иванов слушает «Реквием»Моцарта, душа его Сальери в это время плачет, мы это чувствуем. Для него несомненна гениальность музыки Моцарта. Но он не может понять общего хода вещей: «О небо! Где ж правота, когда священный дар, бессмертный гений ...озаряет голову безумца». Противоречивыми чувствами наполнена душа Сальери, Олегу Иванову удается передать это в зал, здесь мы слышим и видим не только профессионального певца, но и актера с большим драматическим содержанием, что очень ценно. . Его Сальери сам страдает от того, что совершил, не случайно в последние минуты свидания с Моцартом он хочет быть ближе к нему, он даже ложится рядом с Моцартом, который вдруг оказывается на полу, словно почувствовав, что «нынче нездоров».

Спектакль о Сальери, и Серей Власов в роли Моцарта стал для Олега Иванова прекрасным партнером в этом спектакле. Его Моцарт - легкий в музыкальных фразах, в движениях, чуткий к переменам настроения своего собеседника.

Значительна здесь роль режиссера Татьяны Полуэктовой, которую многие помнят как талантливую солистку пермской оперы в эпоху Георгия Исаакяна. Ее вклад виден не только в общем замысле спектакля, но и в продуманной пластике сцен, умело подобранном видеоряде, органичном включении в спектакль музыки Моцарта.

Мне не очень понятно, почему Сальери отравляет Моцарта? Он страдает необыкновенно при мысли об этом и все-таки совершает трагический шаг. Давно известно, что не каждый вопрос, который рождается при просмотре сценического действия, должен быть, как стрела, выпущен в самом спектакле. Он возник во мне, зрителе, вот что важно.

Светлана Баранова, студентка консерватории ПГИК:

- Это сочинение любят и зрители, и постановщики, и в Перми опера шла в академическом театре оперы и балета им. П.И. Чайковского в рамках цикла «Оперная пушкиниана» (режиссёр Г. Исаакян, 2001 год). Спустя ровно 20 лет она вернулась к пермякам в трактовке постановщика Татьяны Полуэктовой.

Немного истории. Главный герой оперы Римского-Корсакова - вовсе не Моцарт, а Сальери, который был показан ярко, как драматический персонаж. Римский-Корсаков начал создавать свой камерный шедевр в начале 1897 года. В августе того же года опера была завершена. Композитор посвятил своё произведение А.С. Даргомыжскому. Первое представление состоялось в имении певицы Татьяны Любатович. Произведение исполнил Федор Шаляпин, аккомпанировал ему Сергей Рахманинов. 6 ноября 1898 года состоялась первая премьера оперы в Московской частной русской опере, где партию Моцарта пел В.П. Шкафер, партию Сальери - Ф. И. Шаляпин. Опера состоит из одного акта и двух картин. Действие оригинальной версии происходит в конце XVIII века, в Вене.

В пермской постановке внешнего переноса в прошлое нет. Камерность подчеркнута сценографией и костюмами. Сальери одет во все черное, Моцарт - в черно-белые цвета. Вместо слепого скрипача на сцену выкатили манекен. Свежие решения в новой премьере этим не ограничиваются: начинается опера с аудиозаписи шума дождя, на экране в этот момент идёт видеоряд - капли дождя падают на окно. Сальери стоит к зрителям спиной. И завершается опера также, только Сальери уже сидит на стуле спиной к зрителям. Такая арочная мизансцена создает чувство завершенности спектаклю.

В сценах, в которых Моцарт должен был «показать» Сальери свои сочинения, артист не играл, а представлял, что дирижировал или лежал на полу, воображая звучание собственной музыки (здесь вновь в спектакль вторгались современные технологии, воспроизводя записи Реквиема и Фантазии). Камерная опера Римского-Корсакова на камерной сцене Дома Актера была исполнена камерными средствами.

Партию Сальери исполнял Олег Иванов. Он смог проникнуться образом, показать внутренние переживания и мысли Сальери. В постановке была добавлена нота раскаяния: после сцены отравления Моцарта, когда главный герой остается наедине, певец смог очень ярко и экспрессивно показать раскаяние своего персонажа. Сергею Власову, исполнителю партии Моцарта, удалось воссоздать образ беззаботного гения, его несерьёзность, доброту и доверчивость, которые на самом деле - лишь внешние черты образа. «Внутреннего» Моцарта, как мне кажется, зрителям не хватило.

Дирижёр Дмитрий Батин:.

- Это опера написана для камерного театра, не для большой сцены, как мы привыкли. Принято, что опера должна быть с пышными декорациями, костюмами, хоровые сцены, балет - здесь этого ничего нет. Все сосредоточено на взаимоотношении двух персонажей, а больше даже на чувствах Сальери.

- При работе над оперой какие затруднения у Вас возникали?

- Это творческий процесс, всегда возникают какие-то проблемы, которые в принципе решаемы, решаются. В данном случае Вы заметили, что здесь не оркестр, хотя и у Римского-Корсакова камерный оркестр, а не полный симфонический состав: деревянно-духовых всего по одному инструменту, из медных только валторны. Трубы, тромбона нет совсем, как и ударных. Но мне предложили поучаствовать в адаптированном составе, в котором были бы фортепиано и струнное трио. Работа была интересной. У меня не было чувства, что чего-то не хватает. То, что хотел Римский-Корсаков, - камерную оперу - это получилось.

- Какие чувства Вы испытывали при исполнении этой музыки?

- Во-первых, тут сошлись два гения. Стихи Пушкина, музыка Римского-Корсакова. Это, безусловно, какое-то благоговение, когда сталкиваешься с такой музыкой, драматургией, ты можешь испытывать только чувства абсолютного восторга.

- Кто был идейным вдохновителем постановки оперы?

- Олег Иванов, который исполнял Сальери, у него юбилей в этом году. Спектакль планировали приурочить к его юбилею как бенефис. Он и режиссер Татьяна Полуэктова «совпали», чтобы сделать камерную постановку именно для зала Дома актера. Когда они стали выбирать произведение, то остановились на этой великой опере и человеческой драме.

Надежда Алексеева, студентка ПГИК:

-3 апреля, когда я выходила из Дома актера после спектакля «Моцарт и Сальери», в голове навязчиво звучала мысль: «Сила искусства в перерождении». Люди приходят на спектакли, концерты, преследуя самые различные цели. Но итог всегда один - после просмотра, прослушивания у каждого появляются эмоции, мысли, чувства, которых не было ранее. Человек становится другим, а иногда, может быть, совсем не таким, как прежде. Искусство восхищает и пленяет меня этой, подобной волшебству, способностью. После оперы «Моцарт и Сальери» я ощутила себя словно переродившимся в чем-то человеком. Обуревавшие мысли и идеи привнесли в мою душу трепет и детский восторг. Это было мое первое знакомство с камерной оперой. Сказать, что услышанное и увиденное произвело на меня сильное впечатление - не сказать ничего. Благодаря небольшому, уютному помещению зрители сидели вплотную к сцене. Это позволило почувствовать себя внутри истории, которую проживали актеры, исполняя партии. Это восхитительное, будоражащее чувство наполняло меня на протяжении всей постановки. Мой призыв прозвучит очень просто: любите и не бойтесь отдавать своё сердце Искусству! Оно прекрасно. Благодаря постановке оперы «Моцарт и Сальери» я вновь в этом убедилась!

На снимке: создатели оперного спектакля «Моцарт и Сальери» после премьеры в Доме актера.

Фото из архива Олега Иванова.



Ключевые слова:
премьера Пермь
Всего просмотров: 2992

Все новости за Апрель 2021

На главную страницу...


 


2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: