Пермский хор «Млада» представил премьеру программы «Есенин»
26.04.2021 15:45

В пермском муниципальном Дворце культуры имени Солдатова состоялись премьерные представления программы «Есенин», подготовленной пермским Академическим хором «Млада» (художественный руководитель и главный дирижер Ольга Выгузова) совместно с актером театра и кино Антоном Шагиным, ансамблем солистов Пермской филармонии квартетом «Каравай» (художественный руководитель Олег Згогурин).

Премьера прошла при аншлаге, крики «Браво!» стали раздаваться, начиная со середины программы.

Хор «Млада» и ансамбль «Каравай» давно пользуются любовью пермяков. Московский актер Антон Шагин популярен как исполнитель ролей классического и современного репертуара. Но не надо быть прозорливым, чтобы не сказать, что имя Есенин было не менее, если не более привлекательным, чтобы сходить на новую программу «Млады».

В этом году исполняется 125 лет со дня рождения Сергея Есенина, его имя по-прежнему внятно и самому широкому читателю, и читателю, искушенному многознанием и многочтением. Вокруг этого имени до сих пор возникают разного рода скандалы, слухи, сенсации, упрощающие личность и творчество поэта. Но не об этом новая программа «Млады». Образ поэта, мир его чувств, которые он испытывает в годину исторических потрясений, выпавших на долю России и ее народа, - вот главный нерв программы.

Несказанное, тихое, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз.

Эти стихи мы слышим в начале спектакля, и понимаем, что в них то, с чем кровными узами связан поэт, то, без чего не поет его душа. Художественный руководитель Ольга Выгузова и драматург Ксения Гашева взяли за исходную драматическую ноту спектакля время расставания лирического героя с дорогим сердцу миром:«стой, душа, мы с тобой проехали через бурный положенный путь».

Музыкальное повествование начинается «Расставанием» из концерта для хора «Памяти Александра Юрлова» Георгия Свиридова. Мы слышим плач, медленное страстное отпевание - так прощаются с человеком, чья душа отделяется от тела и улетает в поднебесную высь. Глубоко символичная музыка возвышает образ уходящего Есенина до масштаба трагедии. Невольно «на волне моей памяти» подумалось: а ведь именно так многие современники Сергея Есенина переживали остроту смертного часа поэта. Боль была такой нестерпимой, что Владимиру Маяковскому пришлось сочинить специальное стихотворение, чтобы, по его собственному признанию, «сделать есенинский конец неинтересным». Стихотворение Маяковского вошло в советскую школьную программу, но... Народ с Есениным не расстался. И сегодня хор «Млада» в год памятной даты предлагает нам услышать - почувствовать бессмертную душу поэта, задуматься о том, в чем было его заповедное слово?

Музыкальным стержнем программы являются произведения Георгия Свиридова: кроме «Расставания», исполняются «Осень» и Песня №10 из поэмы «Отчалившая Русь», «Душа грустит о небесах» из цикла «Два хора на стихи С. Есенина». Произведения Свиридова отсылают к традициям духовной музыки с ее сакральностью, особой торжественностью, с философско-религиозным мирочувствованием. В ней - эмоции длящихся минут расставания с земным, последнего любования красотой «земли моей златой», прощания-прощения и веры. Все это обостряет восприятие главной ценности внутреннего мира Есенина -устремленности души в небеса. Вот в исполнении Антона Шагина звучат строки из есенинской «Иорданской голубицы» (1918г.), где дается образ Руси летящей и одновременно отчалившей. Есенин сравнивает родную землю с осенним светлым храмом и с «гусей крикливых стаей»: «Не ты ль так плачешь в небе, отчалившая Русь...». Эти размышления поэта подхватывает хор, исполняя песню №10 из музыкальной поэмы «Отчалившая Русь» Георгия Свиридова. Удивительно выразительно прозвучал предложенный хором звуковой образ «летящих птиц». Слились в тот момент воедино общая дума-печаль о выборе судьбы и крестном пути каждого; о том,«куда ведет нас рок событий» и «где ты, отчий дом», и будет ли «новый, новый, новый прорезавший тучи день»... Музыка Георгия Свиридова, как волшебный ключ, в этой программе открывает для слушателя редко звучащие страницы внутреннего мира Есенина.

Большим достоинством программы стало то, что в ней стихи Есенина представлены в музыкальном историческом развитии. Благодаря умелому переключению жанровых регистров, показана жизнь его стихов не только в музыке Георгия Свиридова, но и в массовой музыкальной культуре XX века. Был исполнен почти шлягер советской эстрады «Не жалею, не зову, не плачу» на музыку Г. Пономаренко, чуть позже почти народная по популярности «Отговорила роща золотая» (аранжировки обеих песен Сергея Выгузова); лирическая «Над окошком месяц» Я. Френкеля из советского кинофильма «Корона российской империи». Услышали мы и созвучность стихов Есенина русской народной песне - номер «На улице дождик» (аранжировка О и Я. Сыровайские, О. Згогурин), музыке современного пермского композитора Льва Горбунова в номере «Купальская» из цикла «Русский календарь» и даже современной рок-музыке - «Прогулки по воде» В. Бутусова, И. Кормильцева, аранжировка С. Выгузова.

Стоит отметить профессиональную разработку литературной основы действия, осуществленную Ксенией Гашевой. Антон Шагин выступил как чуткий комментатор литературного наследия, подготавливающий публику к очередному музыкальному образу. Продумана Ольгой Выгузовой музыкальная драматургия песен, выразительно воплощенная на исполнительском уровне. Обращает на себя внимание ансамблевость звучания хора и квартета русских народных инструментов «Каравай» Олега Згогурина, постоянного творческого партнера «Млады». Есть интересные находки у художника по свету Александра Васина, например, во время исполнения номера «Душа грустит о небесах» возникает притемненная атмосфера пения, как на клиросе. Костюмы в русском стиле создала Ольга Величко.

Петр Куличкин, композитор: В музыкальном плане хор «Млада», как показал «Есенин», не только успешно осваивает лучшие традиции русского хорового пения, но и развивает их. «Млада» фактически формирует тот новый, современный «облик» хорового пения, который соответствует самому естественному, органичному продолжению этих традиций. Расширяется даже «ультрасовременный» спектр «невокальных» выразительных средств. Кроме разного рода ударных, «сонорных» и «колористических» эффектов (включая свист), мы видим, например, то, что артисты хора могут еще и играть, допустим, на флейте (Владислава Сухорослова). Только если «хоровые авангардисты» такие чисто технические «возможности» выносят на первый план, то у «Млады» все современные средства подчинены главному замыслу: созданию наиболее выразительного музыкального звучания, если угодно - созданию того, что является содержанием музыки. Обычный слушатель этой сложной техники не заметит (да ему и не нужно это знать), но он сможет пережить опыт «встречи с музыкой». А это самое главное. На эту же цель работают и обычные хоровые навыки «Млады», которые всегда находятся на высоте.

Впрочем, стоит отметить еще и то, что младовские аранжировки далеко выходят за рамки того, что принято называть таким словом. Очень часто, почти всегда - это полноценные транскрипции. Бывает (и не так уж редко!), что они значительно превосходят по музыкальному качеству оригинал. Например, «Прогулки по воде» Вячеслава Бутусова и Ильи Кормильцева в транскрипции Сергея Выгузова начинают звучать объемнее, выразительнее и музыкально осмысленнее. Такая серьезная, скрупулезная работа над хоровой версией популярных музыкальных произведений дает возможность включить их в высокий контекст хорового искусства. И поэтому общая стилистическая палитра младовских программ в целом всегда выглядит естественно и органично.

Другой пример. «Отчалившая Русь» из одноименной поэмы Георгия Свиридова. Мы привыкли слышать эту колокольность в звучании для голоса с фортепиано. А хоровая версия Ольги и Якова Саравайских убедительно раскрывает совершенно иные детали замысла композитора, которые заложены и в оригинал, но которые на фортепиано трудно воспроизвести. Это тоже колокольность, но не буквально-ударная, а как бы мягкая, которая выявляется в результате суммирования звуков природы, которые будто бы до нас доносит ветер: то с полевых просторов, то из леса, то сверху, где пролетает «гусей крикливых стая». «Гуси», кстати, у Свиридова «нарисованы» хроматическими кластерами, которые на фортепиано играть легко, а в хоре петь довольно трудно (не каждый хор такое споёт), а тем более, чтобы это были не просто кластеры, а именно «гуси». У «Млады», впрочем, всё выглядит легко и непринужденно: «гуси» есть, а о «хроматических кластерах» слушателю знать не обязательно.

Стоит особо отметить, что программа «Есенин» требует от хора большой выносливости. Во-первых, полтора часа непрерывного хорового пения подряд - это просто очень много, не каждый голос сможет выдержать такую нагрузку. Например, в оперном театре, даже в «хоровых» операх типа «Иван Сусанин», «Борис Годунов» или «Князь Игорь» хор поет гораздо меньше, и у него есть довольно длинные перерывы в пении. Во-вторых, в этой программе довольно высокая тесситура, то есть надо много петь на довольно высоких нотах. В данной программе это, конечно, не прихоть, а необходимость: её драматургия требует пения как бы на пределе эмоций, а это достигается, в том числе, и через тесситуру. В-третьих, сами по себе затратны многие технические решения, направленные на создание особой эмоциональной выразительности, свойственной поэзии Есенина. В-четвертых, в программе есть просто объективно трудные для хора сочинения (например, «Расставанье» из концерта для хора «Памяти Александра Юрлова» Георгия Свиридова). В общем, можно смело говорить о том, что перед нами пример настоящей хоровой виртуозности, (в лучшем смысле этого слова), которая сегодня встречается крайне редко".

Если говорить о музыке на стихи Есенина в целом, то в этом сегменте музыкальной культуры есть много ярких страниц, неизвестных широкой публике. Музыкально-драматическая программа «Есенин» открывает нам некоторые из них, классические по сути образцы. Поэтому очень хотелось бы, чтобы новая работы «Млады» обрела в Перми прокатную площадку (возможно, на одной из театральных сцен на договорных условиях) для приобщения всех желающих к культурному наследию в том бережном и уважительном к нему варианте, который сегодня крайне необходим для формирования гуманистической культуры слушателя.

На снимках: фото из программы «Есенин» из архива «Млады».


Галина Куличкина



Ключевые слова:
премьера хор Млада
Всего просмотров: 2463

Все новости за Апрель 2021

На главную страницу...


 


2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: