Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-69402, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель СМИ — Куличкин Петр Александрович; главный редактор Куличкин П.А.
Недавно пережитый всеми стресс из-за эпидемии короновируса и начавшаяся спецоперация России на Украине привели к тому, что некоторые названия на современных театральных афишах выглядят либо устаревшими, либо даже ненужными. В этом смысле премьера «Две дамочки в сторону Севера», состоявшаяся в конце марта 2022 года, дает обнадеживающий прогноз в ее востребованности.
На первый взгляд, многое в ней свидетельствует против подобного оптимизма. Главные действующие лица - элегантного возраста. Одинокие. Их путешествие оказывается прогулками по кладбищам в поисках могилы отца, на похоронах которого они в свое время присутствовали, но конкретное место забыли. Склероз или просто не навещали? Они хотят подзахоронить в могиле отца прах их мамочки, его жены. Отсюда и путешествие «в сторону севера», предполагаемой локации упокоения папочки.
Не внушала особого восторга форма пьесы. Слишком разговорная. Кроме дамочек, других персонажей нет, авторских ремарок - минимум. Как выстроить пространство сцены, чтобы были видны обстоятельства жизни и судьбы, пунктирно прописанные автором? Чем объяснить беспрерывные реплики двух дамочек - сестер, напоминающие укалывание друг друга иголками? Тем не менее, французские критики в 2008 году признали «Двух дамочек в сторону севера» современного журналиста и драматурга Пьера Нотта пьесой года, ее поставили во многих странах Европы и некоторых российских городах.
Что же в такое открыл для многих Пьер Нотт, что заставляет вот уже более десяти лет обращаться к этому несовершенному произведению самых разных театральных деятелей?
Автор затронул актуальную тему неожиданного столкновения жизни и смерти, мгновенность ухода близкого человека в мир иной. То, что сегодня ощущается особенно остро, рождает разноречивые эмоции и нуждается, если хотите, в терапевтической поддержке. Далеко не все умеют самостоятельно, с помощью собственных духовных и душевных сил выстоять в пограничной ситуации между бытием и небытием. Ситуация, вечная для всех народов и каждого человека в отдельности.
В русской культуре она не раз осмыслялась, примеров тому тьма. Один из типичных - произведения Ф.М. Достоевского с многословием его персонажей в минуты высшего нервного напряжения. Но есть опыт гениального А.С. Пушкина, который кратко свидетельствовал, что «есть упоение в бою и бездны мрачной на краю»; который оставил себе и всем нам пожелание: «и пусть у гробового входа младая будет жизнь играть».
Алексей Тишура, постановщик пермского спектакля, досочинил недостающие драматические обстоятельства в пьесе Пьера Нотта в духе Пушкина. В сценографическом образе у него два смысловых центра, символизирующие начало и конец индивидуального существования. Первый связан с детской каруселью, подвешенной над сценической площадкой,с введением «слуг просцениума» в виде ангелов света (все дети дошкольного возраста, по христианскому вероисповеданию, ангелы). Именно они возвращают двух дамочек, казалось бы, бездыханно возлежащих на надгробии, к жизни в первые минуты спектакля, помогают им на протяжении всего действия ощущать радость бытия. Второй смысловой центр - мраморное надгробие, которое может по ходу действия превращалось то в театральную ложу, то в столик в кафе, то становилось своеобразным чистилищем, где встречаются друг с другом души недавно умерших для выяснения своей дальнейшей судьбы. Здесь, например, души дамочек встречаются со своей умершей мамочкой, и эта встреча зрителей не пугает, потому что душа бессмертна. Режиссер закольцовывает в образном рисунке спектакля вечный круговорот жизни, когда на смену ушедшим в мир иной приходят новые поколения, и только память об ушедших остается в душах потомков.
В спектакле сквозь литературный сюжет постепенно прорастает театральный. В нем путешествие осуществляется не столько «в сторону севера», сколько к памяти о самом ценном, что было в жизни «дамочек» - путешествии в детство, к папе и маме, которые всю жизнь любили друг друга и любили свои двух дочек. Путешествие к преодолению разорванных связей между «отцами и детьми», осознанию того, что только любовь, взаимопонимание родителей и детей дают нам силы радоваться каждому мгновению каждого дня. Заметим, что по форме - музыка, подобранная Алексеем Тишурой; пластика, предложенная Ириной Ткаченко; костюмы Надежды Осиповой; свет Евгения Козина - все в спектакле создано в чисто французском стиле. Здесь видны вместе «умение приласкать человека одним видом, одной вежливой улыбкой», «ветреность и веселая безрассудность» (Н.М. Карамзин). Поэтому вполне оправдан заявленный жанр трагифарса.
В таком режиссерском замысле особое значение приобретают минуты, в которые дамочки на наших глазах превращаются в сестер Аннету и Бернадетту, продирающихся сквозь колкости к союзу родственных душ, когда вдруг обе начинают вести себя, как в детстве. На сцене ТЮЗа в этих ролях заняты два состава, и в каждом дуэте мы видим намеченные режиссером и выделяемые актрисами «остановки» на маршруте, во время которых возникает общая - исполнительская и зрительская эмоция: «Есть контакт!» Запоминаются сцены, где героини спектакля обнаруживают, что похожи на маму; когда вместе решительно запевают «Марсельезу»; когда одна из них заявляет, что хочет спеть для своей сестры; когда вспоминают, что папа в последние минуты жизни помнил о них...
По сути мы увидели достаточно разных по внутреннему мироощущению сценических Аннет и Бернадет, хотя внешне они далеки от элегантного возраста, обаятельны, дамочки в полном расцвете лет. В Аннете - Ксении Жарковой отчетливо чувствуются самостоятельность, лидерство по жизни, прагматичность, комплексы человека, недополучившего радости в жизни. В Аннете Сюзанны Калашниченко удивляет острое сочетание ее набожности и рациональности, отчаянная готовность порулить транспортным средством и неожиданные приливы нежности к сестре. Бернадетты Анны Демаковой и Татьяны Пешковой необычайно женственны и грациозны, чисто по-женски легкомысленны. Рисунок роли Татьяны Пешковой схож с графикой, у Анны Демаковой - это скорее пастель. Тем неожиданнее у каждой, как выстрел, звучит фраза: «Ненавижу так же сильно, как третий рейх...». И молчаливое согласие с этой фразой Аннет подтвержает наши догадки о том, почему для этих женщин в свое время не нашлось верного друга и нет детей.
Из ансамбля, представляющего на сцене светлые силы и названные в программке «Другие», запомнились Мария Прозорова, Илья Гордеев, Яков Шестаков.
Фото из архива театра
Галина Куличкина
Все новости за Май 2022
2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь
2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста
18 лет
18+
Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии
Телефон: +7 342 257 9049
E-mail: