МакДонах… с коготками (Пермский театр «Новая драма»)
27.12.2009 13:24

Первооткрывателем современного ирландского драматурга Мартина МакДонаха, грубого на слух и жестокого по сюжету, для театральной России стал пермский режиссер и художественный руководитель театра «У моста» Сергей Федотов. Его постановки задали тон остальным. Но вдруг нашлись люди, которые услышали в пьесах ирландца совсем другие мотивы.

Это произошло на премьере «Лейтенант с острова Инишмор» тоже в Перми, в театре «Новая драма» на постановке Марины Оленевой. Хотите знать, чем новое представление мира МакДонаха обернулось для зрителей? Читайте...

Маленький зал, на тридцать человек максимум... Черные стены, на сцене нечто, похожее на хлам и... музыка а-ля Тарантино. Заводит, настраивает на «кровавое месиво с элементами черного юмора».

Два человека, которых можно назвать «фриками» разного поколения, начинают действие. Они с зажигалками. Стар и млад, причем млад с непонятным пакетом в руках.

- Как ты думаешь, ему плохо или не совсем плохо? Может быть, он в коме?

«Млад», он же Дейви, он же мальчик-эмо, в этой роли Александр Мехряков, с шевелюрой, изрядно удлиненной для мужчины. Он смотрит на пакет с ужасом...

Оказывается, пакет, как они говорят про него, это не что иное, как мертвый кот, от убийства которого открещивается Дейви (мальчик-эмо). Старый хипарь, он же Донни, он же временный хозяин кота (который в пакете? Который принадлежит его сыну Падрайку?)... Собственно, какая нам, зрителям, разница. Им виднее, и они оба просто в панике. После обмена едкими шутками и взаимными обвинениями по поводу безвременной гибели кота они выкрикивают имя, обладатель которого принесет им кару: ПАДРАЙК!!

И вот мы видим Падрайка в исполнении Евгения Иванова... Он работает - пытает мелкого наркоторговца Джеймса - Константина Жижина. Уже выдрал пару ногтей, собирается приняться за соски, но...Звонок!

- Малыш Томас? Отказывается от еды? Как давно?

Падрайк меняется в лице на наших глазах. У него появляются ...слезы! Да, этот безжалостный парень, внешне похожий на молодого металлиста, весь в цепях, в штанах цвета хаки и проколами в ушах, (так представили его постановщики пьесы), действительно плачет: «Малыш Томас, единственное близкое мне существо во вселенной, болен...»

 Настало время раскрыть инкогнито Малыша Томаса. Это - кот. Всего-навсего. Черный, как смоль, кот. Правда, зритель его не видит - в начале действия его образ, напомним, был представлен пакетом в руках Дейви.

...А Дэйви опять в ужасе. Его сестра Мэйрид - Наталья Максимовских - стреляла в него: мстила за убийство кота, но зацепила лишь щеку. Ей лет шестнадцать. Она одета и ведет себя, как мальчишка, и попадает корове в глаз с шестидесяти ярдов. Она влюблена в ИРА и идею об освобождении Ирландии. А еще в Падрайка. Узнав, что Падрайк приедет, расцветает, как черемуха весной... Идет встречать, украдкой неумело накрасив губы. Правда, сперва некий франт, в шляпе и элегантном пальто как бы невзначай узнает у молодежи, когда же приедет Падрайк... Ох уж это «невзначай» среди ирландских террористов! Оно еще «достанет» всех персонажей, да и зрителей тоже.

Между тем, Донни и Дэйви пытаются укрыть от Падрайка факт смерти кота, и красят гуталином какого-то непонятного рыжего кота, раздобытого Дейви неизвестно где.... Впрочем, кот также не показан зрителю, а представлен яко бы содержащей его в себе сумкой.

Дальше в развитии действия и начинается то, что обещала музыка в начале постановки - «кровавое месиво», копирование потасовок из кинобоевиков. Мы увидели, как члены отколовшейся группировки Кристи (Максим Петухов), Брендан (Сергей Толстиков) и Джоуи (Никита Герасимов) напали на Падрайка, который, по их мнению, был слишком кровожадным коллегой по ИРА, мешающим их деловым связям с наркобизнесом. И вот он уже сбит с ног, связан, всего минута отделяет его от неминуемой гибели. Однако не тут-то было! Нет ничего лучше в подмоге, чем влюбленная женщина, и вскоре бравые революционеры остаются без глаз, а потом и вовсе становятся трупами.

Падрайк и Мейрид говорят о свадьбе вообще, о своей в частности, о свободе котов, заодно о свободе Ирландии... А Дейви и Донни по их приказанию в это время готовятся расчленять трупы только что отправленных на тот свет боевиков. Зрителям это действие персонажей представлено тоже в духе черного юмора - герои Мехрякова и Богачука-Петухова появляется с лобзиками и в цветастых фартуках, конечно, заляпанных кровью.

Неожиданно Мейрид выходит на сцену, что называется, без лица - тот кот, что должен был стать черным после обмазывания его гуталином, и убитый Падрайком в ярости, оказался ее любимым котом Сэром Роджером!

- В моем коте не было ничего негигиеничного,- заявляет она любимому и простреливает Падрайку грудь...

Финальные эпизоды: «Черт возьми! - восклицает мальчик-эмо, уже грубо подстриженный Падрайком под себя, - ты видишь Это?»

Донни и Дейви Это видят, а вот зритель должен либо поверить им, либо усмехнуться. Они в конце спектакля увидели... кота по имени Малыш Томас! Он оказался жив и здоров, просто гулял с кошками несколько дней... И совсем не он, как выясняется, был отправлен на тот свет. И не Дэйви наехал на него на своем велосипеде, и совсем другого кота жестоко убили Кристи с товарищами...Террор оказался напрасным.

...Четыре трупа, две дохлых кошки и разочарованная в жизни молодая женщина... Вот такое действие - с коготками. Плакать или смеяться - дело личное. Актеры, порой нарочито запутывая зрителя, создавали образы не страшные, а скорее комичные, пародийные на тех, кто, возможно, и существовал в Ирландии на Инишморе в 1993 году. Запомнился образ мальчика-эмо Дейви - эмоции, мимика, жесты, психофизическое состояние персонажа в исполнении Александра Мехрякова были убедительны и заразительны. Правда, не совсем внятная местами речь усложняла восприятие.

Мейрид я представляла себе не так. Мне показалось, что у этой героини пока слишком много движений. Тот, кто умеет выбивать глаза коровам с шестидесяти ярдов, действует спокойно и четко.

Донни в исполнении Алексея Богачука был выразителен и мало отличался по поведению от Дейви, хотя по пьесе разница их возраста в добрые тридцать лет. Но... они же оба маргиналы!

Сценографический образ: подвал, или сарай, или ангар, который обозначал место проживания Донни, был одновременно и местом деятельности Падрайка. Дело тут вовсе не в «бюджет-стайле» декораций, а в том, что и Донни со своим окружением, и сын его Падрайк, находясь по сюжету пьесы в разных частях страны, существуют в одной и той же социально-культурной среде, на глухих задворках острова Инишмор. Точный режиссерский замысел, отражающий суть жизни героев. Черный цвет также выбран неспроста - это как черная дыра, в которую все герои действия провалились еще до рождения.

Характеры Джоуи - Никита Герасимов, Кристи - Максим Пухов, Брендан - Сергей Толстиков, думается, актерами раскрыты вполне. Кристи демагог-неудачник, которого всегда прерывают в самый ненужный момент, либо Брендан - тормозной зануда, либо Джоуи - миролюбивый, несмотря на свою принадлежность к радикальной группировке парень.

 Итак, каков в целом посыл театра, который актеры транслируют в зал? По-моему таков: не жди многого от жизни, и ты не будешь разочарован, ведь в любой момент дорогу тебе может перейти черная кошка, которая в конечном итоге тебя еще и переживет...


Елена Феденёва
студентка ПГУ

 

Всего просмотров: 2611

Все новости за Декабрь 2009

На главную страницу...




 


Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: