Камерный оркестр «Орфей» представил концерты пермских композиторов
26.10.2022 20:24

В Частной филармонии «Триумф» в Перми прошёл первый вечер CONCERTO.PERM — цикла концертных программ, подготовленных камерным оркестром «Орфей» под управлением Петра Юркова. Прозвучали концерты пермских композиторов Владимира Снигирева, Сергея Иванова, Владимира Белунцова и Петра Куличкина. Солисты — Наталья Шамарина (фортепиано) и Павла Шилова (скрипка).

Когда прошлым летом художественный руководитель и дирижер камерного оркестра «Орфей» Петр Юрков предложил мне принять участие в CONCERTO.PERM, я сразу же согласился. Причин было несколько.

Во-первых, этот проект - часть музыкальной миссии камерного оркестра «Орфей», которая имеет высокую социальную значимость для всей музыкальной жизни Перми. Если не ходить далеко за примерами, то только в октябре 2022 года мне на глаза попались две афиши этого коллектива: Концерт для фортепиано с оркестром №1 Петра Чайковского (солист заслуженный артист РФ Евгений Михайлов) в «Триумфе» и «Вселенная Баха» в Пермском планетарии. Камерный оркестр «Орфей» исполняет классическую музыку не только очень часто, но ещё и «адресно», на самых разных концертных площадках, постепенно охватывая самые различные категории слушателей и постоянно, неумолимо увеличивая число тех, кто будет классическую музыку понимать и любить.

Во-вторых, проект CONCERTO.PERM эффективно продолжает ту линию репертуарной политики коллектива, которая связана с исполнением концертов для инструментов с оркестром. Так, например, в прошлогоднем сезоне камерный оркестр «Орфей» исполнял концерты Антонио Вивальди и Иоганна Себастьяна Баха, а в позапрошлогоднем - сыграл все концерты Людвига ван Бетховена (пять фортепианных, скрипичный и тройной). Такая практика, с одной стороны, позволяет приглашать музыкантов высокого класса в качестве солистов, а с другой стороны, дает возможность выступить с оркестром и молодым исполнителям, обеспечивая их этим важным музыкальным опытом. Циклы таких афишных концертов, впрочем, лишь «верхушка айсберга», коллектив участвует и в академической деятельности музыкальных учебных заведений, свидетельством чему являются периодически появляющиеся в соцсетях видео со счастливыми юными музыкантами, которые в своей родной музыкальной школе играют концерт с оркестром. Такая внешне незаметная деятельность является, пожалуй, одним из наиболее эффективных способов привлечь внимание молодых людей к музыкальным профессиям, показать им эти профессии «изнутри», облегчить выбор тем из них, кто всерьез задумывается о том, чтобы связать свою жизнь с музыкой.

В третьих, CONCERTO.PERM напоминает всем нам о тех старых добрых традициях музицирования, когда сам жанр концерта для инструмента с оркестром является «местом встречи» музыкантов самого различного «профиля». Например, композитор по профессии может быть одновременно и пианистом, в определенной степени, - достаточной для того, чтобы исполнить свой фортепианный концерт. Аналогично, пианист по профессии может быть одновременно и композитором, - в достаточной степени для того, чтобы фортепианный концерт написать. Лично я не вижу в таких формах музицирования ничего плохого. Вот, например, в литературной сфере есть распространенная практика, когда поэты сами читают свои стихи. Живой голос автора - это же ничем не заменишь. Так же и в музыке: композитор свой концерт сам сыграл, пианист сам для себя концерт написал. Впрочем, инструмент здесь не имеет значения, вместо фортепиано может быть и скрипка, и виолончель, и флейта, и баян, да хоть бы и терменвокс, - как, впрочем, и любой другой инструмент, вплоть до самых экзотических. Ну, а у артистов оркестра и исполнителей-солистов на таких проектах есть возможность совершенствоваться в исполнении музыкальных произведений самого разнообразного содержания и формы. В общем, камерный оркестр «Орфей» под руководством Петра Юркова, фактически, через этот проект, создал площадку-лабораторию с очень большим творческим потенциалом.

В четвертых, благодаря участию в этом проекте, мне удалось решить довольно необычную творческую задачу: написать концерт для фортепиано с оркестром, где оркестр представлен лишь струнными инструментами. Отмечу, кстати, что в отношении состава оркестра меня никто не ограничивал, поскольку принципиальных условий было всего лишь два: 1) это должен быть концерт для кого-то (одного или нескольких исполнителей на каких-нибудь инструментах, певца, певцов... ну или хоть даже чтеца!) с оркестром; 2) этот концерт должен быть «новым», написанным специально для данного проекта (стоит упомянуть, пожалуй, и о том, что хотя постоянный состав камерного оркестра «Орфей» составляют только струнные инструменты, но каким-то образом, в случае необходимости, этот состав может серьезно расширяться, вплоть до большого симфонического, - это для них практика довольно стандартная). Впрочем, струнные инструменты, как известно, обладают настолько широкими выразительными возможностями, что в некоторых фортепианных концертах используются оркестровые составы практически без духовых инструментов: например, в Первом фортепианном концерте Дмитрия Шостаковича к струнному составу оркестра добавлена лишь солирующая труба, а в Фортепианном концерте Бориса Чайковского - две валторны, малый барабан и большой барабан. Ну вот, а в своем фортепианном концерте я решил доказать необходимость и достаточность оркестра, состоящего исключительно из струнных инструментов. А почему бы нет? Людвиг ван Бетховен блестяще реализовал это во второй части Четвертого фортепианного концерта (ведь, правда: порой даже не задумываешься о том, что кроме струнных там в оркестре никто не играет!), а значит, такое решение принципиально возможно и во всех трех частях: музыка-то ведь искусство неисчерпаемое. Ну, а насколько убедительно получилось у меня - время покажет.

Наконец, в пятых, написать и исполнить Концерт для фортепиано с оркестром, на мой взгляд, - чрезвычайно полезно для музыкального развития любого композитора, исполняющего свои сочинения на фортепиано. И я очень признателен камерному оркестру «Орфей» под управлением Петра Юркова, что такой опыт теперь у меня есть, за приглашение в проект, успешно выполненную работу над моим сочинением и доброжелательное отношение.


Петр Куличкин
композитор



Ключевые слова:
концерт оркестр пермские композиторы камерный оркестр Орфей Петр Юрков
Всего просмотров: 2401

Все новости за Октябрь 2022

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: